А.Г. Похотько, В.И. Кобрину — за нелегкую работу над текстом.
Мы далеки от мысли, что наш коллективный труд совершенен, и будем
Признательны коллегам за высказанные замечания и предложения по дан
Ному учебнику.
В.М. ПОКРОВСКИЙ, Г.Ф. КОРОТЬКО
Глава 1 ФИЗИОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ,
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
1.1. ФИЗИОЛОГИЯ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Физиология (от грсч. physis — природа и logos — учение) — наука о при
Роде, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедея
тельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов,
Систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого ор-
Ганизма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней
Среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуа
Льного развития особи.
Физиологическая функция (functio — деятельность) — проявления жиз
Недеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное зна
Чение и направленные на достижение полезного результата. В основе
Функции лежит обмен веществ, энергии и информации.
Достижения последних лет в области биохимии, молекулярной биоло
Гии, биофизики клеточных мембран позволили исследователям приот
Крыть занавес неизвестности над рядом ранее недоступных для познания
Частных механизмов жизнедеятельности, что не может не вызывать восхи
Щения и стремления к дальнейшему углубленному анализу жизненных
Процессов. Нисколько не умаляя роль такого направления в развитии на
Учной мысли, нельзя не констатировать некоторого забвения целостного,
синтетического подхода к познанию организма — подхода, уверенно декла
Рированного к мировой науке классиками отечественной физиологии
И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.
Очевидно, что если предметом познания биохимии является протекание
Химических процессов в живом организме, биофизики — физических про
Цессов, то физиология изучает новое качество живого — его функцию. При
Этом для удобства преподавания функция отдельных органов и систем рас
Сматривается иногда самостоятельно. Стержневым моментом синтетиче
Ского подхода служит представление о том, что функция каждого органа
Находится в тесной связи с функциями других органов и систем, а весь ком-
Плекс регуляторных механизмов обеспечивает не только тонкое взаимодей
Ствие внутри организма, но и приспособление организма как целого к по
Стоянно меняющимся физико-химическим и социальным условиям среды.
Успешно изучать физиологию можно, лишь зная макро- и микрострук
Туру органов (т. е. анатомию и гистологию) и основы протекания физиче
Ских и химических процессов в живых тканях (т. е. биофизику и биохи
Мию). С другой стороны, изучение физиологии должно предшествовать
Познанию клинических дисциплин. Идея о преподавании физиологии как
Предмета, завершающего и интегрирующего общебиологическую подго
Товку будущего врача и предваряющего начало его клинической подготов
Ки, не нова. Принято изображать систему медицинского образования в
Форме дерева, корнями которого являются морфологические (анатомия и
Гистология), стволом — функциональные (физиология) науки. От ствола
Отходят две основные ветви — хирургический и терапевтический циклы, а
От каждой из них — более мелкие ветви — частные медицинские спе
Циальности (дерматовенерология, офтальмология, оториноларингология,
Фтизиатрия, стоматология и др.).
В качестве первой задачи нормальной физиологии как учебной дисцип
Лины в системе высшего медицинского образования следует, видимо, рас
Сматривать обучение будущих врачей пониманию механизма функциони
Рования каждого органа. При этом особое внимание следует уделить взаи
Модействию каждого органа и системы в зависимости от меняющейся си
Туации в организме и вне его. Познание будущими врачами функции орга