Задачи вариационного анализа.
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение
КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени в.и.вернадского
Академия биоресурсов и природопользования
Факультет агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________/Гербер Ю.Б./
подпись
«27» января 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по методике математического анализа результатов исследований при изучении дисциплины "Основы научных исследований в агрономии"
Направление подготовки 35.03.04 "Агрономия", 35.03.05 "Садоводство"
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Симферополь, 2016
Методические указания для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по методике математического анализа результатов исследований при изучении дисциплины "Основы научных исследований в агрономии" для студентов очной и заочной форм обучения составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО (утверждены приказами Минобрнауки от «04» декабря 2015 г. № 1431 и «20» октября 2015 г. № 1165) и Основной образовательной программы бакалавриата по направлениям подготовки 35.03.04 "Агрономия" и 35.03.05 "Садоводство".
Автор – Ильин Александр Валерьевич, к. с.-х. наук, доцент
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры земледелия и агрономической химии
Протокол № 8 от «29» декабря 2015 г.
Одобрены методической комиссией факультета агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства
Протокол № 1 от «26» января 2016 г.
Председатель методической комиссии ______________ (Сычевский М.Е.)
«26» января 2016 года
© ФГАОУ «КФУ им. В.И.Вернадского» АБиП., 2016 год
© Ильин А.В., 2016 год
|
|
Вариационный анализ результатов наблюдений
Задачи вариационного анализа.
Исследования для характеристики одной генеральной совокупности объектов (ГСО) относятся к первому, простейшему типу. Общая их задача состоит в том, чтобы по результатам обследованиявыборки объектов надежно охарактеризовать ихгенеральнуюсовокупность по существенным количественным и качественным признакам.
Перечень признаков определяют с помощью логического, исторического и диалектического методов при планировании исследования. Затем проводят монографическое наблюдение для накопления фактов, то есть первичных данных о результатах обследования каждого объекта.
Если признак количественный, то о каждом объекте получают и записывают конкретное число. Например, взвесили 35 картофелин – записали 35 чисел.
Если признак неизмеримый, качественный, то первичных данных получают на одно больше, чем количество выделяемых у него состояний, то есть рангов. Например, осмотрели 1000 картофелин. Обнаружили 64 поврежденных и 936 целых клубней. Записали: п = 1000, п1 = 64, n2 = 936 клубней.
Следующий этап – вариационный анализ этих данных для вычисления критериев, по которым будут сформулированы выводы и рекомендации производству об одной ГСО.
Дня качественных признаков это доверительный интервал для генеральной доли того или иного ранга признака ра и коэффициент вариации исследуемого признака Vр. Их вычисляют с помощью атрибутивного (качественного) вариационного анализа, который здесь не рассматривается.
Для количественных признаков такими критериями являются:
- доверительный интервал для генеральной средней, например, - критерий для предсказания наиболее вероятной средней величины исследуемого признака в ГСО.
- размах варьирования того же признака в ГСО, например, - критерий для предсказания самого маленького и самого большого объектов в ГСО до данному признаку;
V - коэффициент вариации исследуемого признака – критерий для вывода о степени изменчивости исследуемого признака.
Чтобы их вычислить, нужно иметь:
• обобщенную меру величины признака – это его выборочная средняя ;
• обобщенную меру изменчивости того же признака – это стандартное отклонение s, его сущность рассмотрена ниже;
• способ их объединения в формулах для вычисления каждого критерия.
Как эти показатели, так и перечисленные выше критерии определяются с помощью количественного вариационного анализа.
Его алгоритм рассмотрим на следующем примере.
В тропиках произрастает многолетнее травянистое растение стевия (Stevia rebaudiana Bertoni), содержащая стевиазид и другие вещества, в 300 раз слаже свекловичного сахара и незаменимое для больных сахарным диабетом. При исследовании ее свойств с целью интродукции в предгорно-степную зону Крыма, в 1982 г. в с. Табачном Бахчисарайского района при Опытной станции табаководства в конце апреля высадили ее рассаду на четырех типичных делянках по 100 м2. Она хорошо прижилась и в конце октября при учете урожая были получены следующие результаты (воздушно-сухая надземная масса):
уi ц/га: 70 68 72 65
Требовалось охарактеризовать возможности стевии по урожайности в новых для нее условиях предгорно-степной зоны Крыма.