Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися
Задачи курса: необходимо рассмотреть основные этапы развития логики в ее историческом измерении: проследить начало логики, формирование логических вопросов и рассмотреть ответы, которые давали на них мыслители разных эпох; продемонстрировать преемственность в европейской логической традиции; проанализировать позиции самых ярких и значительных представителей европейской логики. В результате осуществления поставленных задач студент будет:
· иметь представление о роли историко-логического знания в системе философии и гуманитарных наук, а также в культурном контексте в целом; о целях и задачах истории логики как философской дисциплины; об основных этапах развития логики, а также об основных стратегиях историко-логического анализа и различных герменевтических процедурах.
· знать основные этапы становления западной логики от Античности до современности; основные логические вопросы, которые ставились мыслителями в различные эпохи; логическую терминологию и основные понятия логики.
· уметь анализировать основные логические проблемы на основе знания особенностей различных исторических типов логики, формулировать проблематику различных направлений и школ логики, представляющих указанные этапы истории логики; пользоваться основными историко-логическими понятиями, ключевыми понятиями логики отдельных мыслителей, школ и направлений; применять полученные знания при анализе культурно-исторического контекста.
1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
В процессе преподавания данной дисциплины используются лекционные, практические и самостоятельные формы обучения.
Лекции позволяют компактно представить наиболее важный материала и нацелены на формирование у студентов ориентиров для дальнейшей практической и самостоятельной работы.
Активные и интерактивные формы обучения предполагают практические занятия.
Самостоятельная работа предполагает работу студентов с использованием методических материалов и исследовательской литературы.
Организация учебных занятий
1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость
групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. | Аудиторная учебная работа учащихся | Самостоятельная работа | трудоемкость (в зач.ед.) | |||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практ. занятия | лаб.работы | контр. работы | коллоквиумы | в т.ч. текущий контроль | промежуточная аттестация | под рук-вом препод-ля | в присутствии препод-ля | в т.ч. с использованием метод. материалов | в т.ч. текущий контроль | промежуточная аттестация | объем активных и интерактивных форм учебзанятий | ||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||
Зачет | ||||||||||||||||
ИТОГО: |
1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины | Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
Виды | Сроки | Формы | Сроки |
очная форма обучения | |||
Зачет | В период зимней сессии | Не предусмотрен | |
Зачет | В период летней сессии | Не предусмотрен |
Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Зачет проводится в письменной форме. Студенту предлагается один теоретический вопрос (примерный список вопросов для подготовки к зачету приведен в данной программе) и одно практическое задание. За отведенное количество времени (один академический час) студент должен изложить ответ на вопрос в форме эссе и выполнить задание.
Структура и содержание учебных занятий
(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)
Лекции.
Лекция 1 (2 часа). Введение в историю логики.
Логика – одна из древнейших наук. Древний Китай, Древняя Индия и Древнее Средиземноморье – три региона земного шара, откуда до нас дошли первые труды по логике. Логика и язык. Логика и математика. Логика – онтология и апофатическая логика. История античной логики. Элементы логики у досократиков, софистов и Платона. Аристотель. «Органон» Аристотеля – первое из дошедших до нас сочинений, где логика является предметом изучения. Логика мегариков, стоиков и перипатетиков. Логика в Древнем Риме: Цицерон, Гален, Порфирий. Логика и семантика в трудах Давида Акахта, Иоанна Дамаскина и Боэция. Логика Китая и Индии. Логика на арабском Востоке: Фараби, Авихенна, Аверроэс. Западно-европейская схоластика: Аксельм Контерберийский, Абеляр, Петр Испанский, Фома Аквинский, Дунс Скот, Оккам. Логика-комбинаторика Раймунда Луллия. Логика эпохи Возрождения: Пьер Раме. Логика Нового времени: Френсис Бэкон, Гоббс, Декарт, «Логика Порт-Ройяля». Логические идеи Лейбница. Развитие логики в XVIII в.: Плуке, Ламберт, Кант, Болуано. Возникновение математической логики (XIXв.): Гамильтон, Де Морган, Джордж Буль. Становление математической логики: Джевокс, Пирс, Шредер. Труды Фреге и Рассела. Математическая логика в XX в. Очерк развития логики в России.
Лекция 2 (2 часа). Античная логика до Аристотеля.
Гераклит и Парменид. Учение Парменида о бытии и небытии. Закон тождества у Парменида. Апории Зенона. Софисты: логические основы спора. Платон: единое во многом. Учение Платона об эйдосах. Определение посредством дихотомического деления в диалогах «Софист» и «Политик».
Лекция 3 (2 часа). Учение Аристотеля о предикабилиях и категориях. Его учение о «высказывающей речи».
Трактат Аристотеля «Топика». Четыре аристотелевских предикабилии: определение, собственное, род и привходящее. Альтернативные предикабилии Порфирия: род, вид, видовое отличие, собственное и привходящее. Трактат Аристотеля «Категории». Сказываемое о подлежащем и находящееся в подлежащем. Десять категорий. Первое и второе сущности. Несогласие Аристотеля с Платоном по вопросу об эйдосах. Учение Аристотеля о четырех причинах. Трактат Аристотеля «Об истолковании». Аристотелевская «высказывающая речь». Учение Аристотеля о том, что такое истина и что такое ложь. Качество и количество высказываний. Противоположные и противоречащие высказывания. Законы противоречия и исключенного третьего. Четыре вида противолежания. Высказывания о будущем. Модальность высказываний.
Лекция 4 (2 часа). Аристотелевская силлогистика.
Трактат Аристотеля «Первая аналитика». Что такое силлогизм? Посылка и термины силлогизма. Три разновидности посылок: о присущем (ассерторические), о необходимо присущем (аподиктические) и о возможно присущем (проблематические). Чисто ассерторическая силлогистика. Обращение посылок. Фигуры и модусы силлогизмов. В аристотелевской силлогистике только три фигуры. Проблема четвертой фигуры. Аксиоматическое построение ассерторической силлогистики. Правильные и неправильные модусы. Деление правильных модусов на совершенные и несовершенные: первые выступают в качестве аксиом, вторые доказываются. Модусы первой фигуры – совершенные, модусы второй и третьей фигуры – несовершенные. Опровержение неправильных модусов методом нахождения контр-примеров. Доказательство несовершенных модусов методами обращения посылок, приведение к противоречию и эктезиса. «Аксиома силлогизма». Наиболее существенные свойства и характеристики ассерторической силлогистики. Аподиктическая, проблематическая и смешанные силлогистики. Аристотелевское понимание возможности.
Лекция 5 (2 часа). Учение Аристотеля о доказательстве и искусстве спора.
Трактат Аристотеля «Вторая аналитика». Аристотелевская критика мнения скептиков о том, что линейное доказательство невозможно. Отказ от доказательства по кругу. Начала доказательства. Знание доказываемое и знание неопосредствованное. Нус. Доказательство и определение. Умозаключения научные, диалектические и эристические. О диалектических умозаключениях в «Топике» Аристотеля. Диалектические положения и проблемы. Средства для построения умозаключений. Трактат Аристотеля «О софистических опровержениях». Доводы и цели софистов в спорах. Виды софистических опровержений.
Лекция 6 (2 часа). Послеаристотелевская античная логика.
Мегарская школа. Логические парадоксы. Проблемы логического следования. Логика перипатетиков и стоиков. Теория условных и разделительных высказываний. Силлогизмы с условными и разделительными посылками. Учение стоиков о «лектоне». Логика в Древнем Риме. Трактат Цицерона «Топика». Логические учения Апулея и Галена. «Введение» Порфирия. Семиотика Давида Апахта и Иоанна Дамаскина. Учение Иоанна Дамаскина о разделении. Логические труды Боэция. Переход от античной логики к западноевропейской схоластике.
Семинары.
Семинар 1 (2 часа). Проблемы логики в диалогах Платона.
Вопросы:
1. Учение Платона об эйдосах.
2. Единое во многом.
3. Определение посредством дихотомического деления.
Литература:
1. Платон. Парменид, 126а-135b.
2. Платон. Софист, 216а-231е, 251а-259d, 264е-268d.
3. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. 1967, с. 28-34.
4. Макавельский А.О. История логики. М. 1967, с. 68-88.
Семинар 2 (2 часа). Учение Аристотеля о предикабилиях.
Вопросы:
1. Определение, род, собственный и привходящий признаки.
2. Пять сказуемых Порфирия.
Литература:
1. Аристотель. Топика, I, 101b10-102b25.
2. Аристотель. Категории. С приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. М. 2011, с.53-76.
3. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с. 160-178.
Семинар 3 (2 часа). «Категории» Аристотеля.
Вопросы:
1. Сказываемое о подлежащем и находящееся в подлежащем.
2. Десять критерий.
3. Первые и вторые сущности.
4. Четыре вида противолежания.
Литература:
1. Аристотель. Категории.
2. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с. 160-178.
Семинар 4 (2 часа). Трактат Аристотеля «Об истолковании».
Вопросы:
1. «Высказывающая речь»: утвердительные и отрицательные, истинные и ложные предложения.
2. Противоположные и противоречащие высказывания.
3. Высказывания о будущем.
4. Модальность высказываний.
Литература:
1. Аристотель. Об истолковании.
2. Аристотель. Метафизика. IX, 1051a35-1052a15.
3. Аристотель. Первая аналитика, I, 32а17-32b37.
4. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с. 123-159.
Семинар 5 (2 часа). Аристотелевская силлогистика.
Вопросы:
1. Состав аристотелевского силлогизма.
2. Правила обращения посылок.
3. Ассерторическая силлогистика Аристотеля, ее 3 фигуры и 15 правильных модусов.
4. Аксиоматическое построение силлогистики. Методы доказательства правильных модусов и опровержения неправильных.
5. Модусы с аподиктическими и проблематическими посылками.
Литература:
1. Аристотель. Первая аналитика, I, 24а15-30а15, 32а17-32b37.
2. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с. 179-211.
3. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М. 1959, с. 33-126, 192-221.
Семинар 6 (2 часа). Аристотелевское учение о доказательстве.
Вопросы:
1. О началах доказательства.
2. Доказательство и опровержение.
Литература:
1. Аристотель. Вторая аналитика, I, 71b10-73a20, 74b5-75b20, 76a30-77a35, 88a17-88b30; II, 90a35-92b40, 93b27-94a20, 96a20-97b40, 99b15-100b15.
2. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М. 1980, с. 90-93.
3. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с.275-301.
Семинар 7 (2 часа). Искусство спора.
Вопросы:
1. Научные, диалектические и эвристические умозаключения.
2. Диалектические положения и проблемы. Четыре средства для построения умозаключений.
3. Доводы и цели софистов в спорах. Виды софистических опровержений.
Литература:
1. Аристотель. Топика, I, 100b18-101b5, 104a5-108b40.
2. Аристотель. О софистических опровержениях, 164b37-166b30.
3. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М. 1960, с. 302-312.
Семинар 8 (2 часа). Мегарская школа.
Вопросы:
1. «Лжец» и другие логические парадоксы.
2. Проблемы логического следования и модальностей у мегариков.
Литература:
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979, с. 137-142.
2. Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. Т.1, М. 1976, с. 172-173; Т.2, М. 1976, с. 282.
3. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. 1967, с. 61-69.
Семинар 9 (2 часа). Логика стоиков и перипатетиков.
Вопросы:
1. Условные и разделительные высказывания у стоиков и перипатетиков.
2. Пять видов недоказуемых силлогизмов.
3. Учение стоиков о «лектоне».
Литература:
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979, с.216-222, 281-294, 323-331.
2. Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. Т.1, М. 1976, с. 192-211, 230-236.
3. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. 1967, с.70-87.
Семинар 10 (2 часа). Логика в Древнем Риме.
Вопросы:
1. «Топика» Цицерона.
2. «Введение» Порфирия.
Литература:
1. Цицерон. Эстетика: Трактаты, речи, письма. М. 1994, с. 68-69.
2. Аристотель. Категории. С приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. М. 2011, с. 53-76.
3. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. 1967, с. 91-97.
Семинар 11 (2 часа). Давид Анахт, Иоанн Дамаскин, Северин Боэций.
Вопросы:
1. Семиотика Давид Анахта.
2. Семиотика и учение о разделении Иоанна Дамаскина.
3. Труды Боэция: переход от античной логики к западноевропейской схоластике.
Литература:
1. Давид Анахт. Сочинения. М. 1975, с. 105-108.
2. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб 2006, с. 13-20.
3. Боэций. «Учение философией» и другие трактаты. М. 1990, с. 11-30, 315-374.
4. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. 1967, с. 97-102.
Вопросы для зачета по курсу «История логики» 2-й курс, 1-й семестр.
1. Основные этапы истории логики.
2. Общая характеристика развития логики Древней Греции.
3. Сравнение логико-онтологических концепций элеатов и Гераклита.
4. Роль софистов в развитии логики Древней Греции.
5. Элементы логики в диалогах Платона.
6. Учение Платона об идеях.
7. Общая характеристика логических трудов Аристотеля.
8. Учение Аристотеля о предикабилиях.
9. Учение Аристотеля о категориях.
10. Трактат Аристотеля «Об истолковании».
11. Общая характеристика аристотелевской силлогистики.
12. Общая характеристика ассерторической силлогистики Аристотеля.
13. Ассерторическая силлогистика Аристотеля как аксиоматическая система.
14. Доказательство модусов 2-й и 3-й фигур методом обращения посылок, методом приведения к противоречию и методом выделения.
15. Отбрасывание неправильных модусов методом контрпримера.
16. Общая характеристика модальной силлогистики Аристотеля.
17. Аристотелевская трактовка модальности возможности.
18. Задача нахождения среднего термина при построении силлогизмов.
19. Задача опровержения посылок модусов 1-й, 2-й и 3-й фигур с использованием отрицания заключений этих модусов.
20. Общая характеристика учения Аристотеля о доказательстве.
21. Аристотель о началах доказательства.
22. Учение Аристотеля об определении.
23. Аристотель об аналитических, диалектических и эристических умозаключениях.
24. Трактат Аристотеля «О софистических опровержениях».
25. Аристотелевская критика учения Платона об идеях.
26. Логика в мегарской школе.
27. Античные парадоксы.
28. Логика стоиков.
29. Логика перипатетиков.
30. Силлогизмы из «Топики» Цицерона.
31. Порфирий и его учение о предикабилиях.
32. Логика и семиотика в трудах Давида Анахта и Иоанна Дамаскина.
33. Общая характеристика логических трудов Боэция.