Из тысяч людей, возможно, только один стремится к совершенству. А из тех, кто достиг совершенства, едва ли один поистине знает Мою сварупу
Бхаванувада
"Даже гьяни и йоги, наделённые качествами, о которых Я говорил в предыдущих шести главах, редко обретают полное знание обо Мне на уровне вигьяны". Так, говоря о вигьяне (полном постижении), Шри Бхагаван произносит эту шлоку, что начинается словом манушйftfм. "Среди бесчисленного множества джив лишь одна рождается человеком, а из тысяч людей только один пытается достичь высшей цели жизни. Но даже из тысяч пытающихся прийти к совершенству едва ли один по-настоящему постигает Меня в образе Шьямасундары Муралидхары и непосредственно познает этот Мой образ".
Отсюда следует, что блаженство, которое человек испытывает, осознавая савишеша-брахму, в тысячи раз превосходит блаженство, приносимое осознанием нирвишеша-брахмы.
Пракашика-вритти
В этой шлоке Шри Бхагаван показывает, как редка бхагавад-гьяна. В "Шримад-Бхагаватам" (6.14.5) об этом говорится так:
муктfнfм апи сиддхfнfv / нfрfйаtа-парfйаtаx
судурлабхаx праifнтfтмf / коnишв апи махf-муне
"О великий мудрец, среди миллионов тех, кто обрёл спасение и достиг совершенства, умиротворённый бхакта Шри Нараяны – величайшая редкость". Но по сравнению с айшварья-майи-бхактами Господа Нараяны, которых привлекает Его величие, мадхурья-параяна-бхакты Шри Кришны – редкость ещё большая. Блаженство, приносимое сладостными качествами Шри Кришны в миллионы раз превосходит брахмананду, блаженство осознания Брахмана. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.1.25) сказано:
брахмfнандо бхавед эшаx чет парfрдха-гуtb-кhтаx
наити бхакти-сукхfмбходхеx парамftу-тулfм апи
"Если блаженство осознания Брахмана увеличить в число, равное количеству дней в жизни Брахмы, то даже в этом случае оно не сравнится и с крупицей блаженства, приносимого ощущением сладости Шри Кришны". То же самое говорится и в "Шри Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 7.84-85).
Текст 4
>aUiMaraPaae_Nal/ae vaYau" %& MaNaae buiÖrev c )
Ahªar wTaqYa& Mae i>aàa Pa[k*-iTaríDaa )) 4 ))
бхeмир fпо’нало вfйуx / кхаv мано буддхир эва ча
ахаyкfра итbйаv ме / бхиннf пракhтир ашnадхf
ийам – эта; ме – Моя; пракhтиx – энергия; (имеет) ашnадхf – восемь; бхиннf – составляющих; ити – это; бхeмиx – земля; fпаx – вода; аналаx – огонь; вfйуx – воздух; кхам – эфир; манаx – ум; буддхиx – разум; ча – и; эва – конечно же; ахаyкfраx – ложное эго.
Моя внешняя материальная энергия имеет восемь составляющих – это земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго.
Бхаванувада
Когда речь идёт о бхакти, под гьяной подразумевают только айшварья-гьяну о Шри Бхагаване. В этом случае не имеют ввиду атма-гьяну. Так в данной шлоке, что начинается словом бхeмиx, и в следующей шлоке Шри Бхагаван описывает айшварья-гьяну, говоря о Своей духовной (пара) и материальной (апара) энергии. Слово бхуми-ади (земля и прочее) указывает на пять составляющих материи (панча-маха-бхута) вместе с соответствующими им объектами чувств — запахом и остальными. А слово аханкара, "ложное эго", указывает на их порождения, чувства, а также на их источник, махат-таттву. Поскольку разум и ум имеют особое значение, они названы отдельно.
Пракашика-вритти
Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие объяснения: "Знание о Моей сварупе именуется бхагавад-гьяной, и состоит оно в следующем: Я, Высшая Абсолютная Истина, Шри Кришна, неизменно пребываю в Своей сварупе и безраздельно владею всеми энергиями (шакти). Брахман – это лишь безличное (нирвишеша) проявление Моей шакти, и он не имеет формы (сварупы). Постижение бытия Брахмана основано на отрицании сотворённого мира. Параматма – это тоже частичное проявление Моей энергии в этом мире. Оно представляет собой истину, связанную только с бренным материальным миром и не имеет вечной сварупы. Моё единственное вечное проявление – это бхагават-сварупа, обладающая двумя энергиями. Одна из них называется бахирангой или майя-шакти, внешней энергией. Поскольку она является причиной (матерью) появления материального мира – мира мёртвой материи, – её ещё называют апара-шакти. Следует знать о числе элементов, из которых состоит апара-шакти и которые образуют мёртвую материю. Пять грубых элементов — земля, вода, огонь, воздух и эфир — называются маха-бхутой. Их свойствами являются, соответственно, запах, вкус, образ, прикосновение и звук. Таким образом, получается десять составляющих. Знай, что им соответствуют чувства, являющиеся активными составляющими, и исходят они из ложного эго, аханкары. Их общий источник – махат-таттва. Ум и разум названы отдельно, потому что они выделяются из всех элементов своими особыми функциями, хотя на самом деле они суть одно. Все эти составляющие образуют лишь часть Моей внешней энергии".
Текст 5
APareYaiMaTaSTvNYaa& Pa[k*-iTa& iviÖ Mae ParaMa( )
Jaqv>aUTaa& Mahabahae YaYaed& DaaYaRTae JaGaTa( )) 5 ))
апарейам итас тв анйfv / пракhтиv виддхи ме парfм
джbва-бхeтfv махf-бfхо / йайедаv дхfрйате джагат
махf-бfхо – о могучерукий (Арджуна); виддхи – ты должен понять; (что) ийам – эта (материальная энергия); (является) апарf – низшей; ту – но; итаx – помимо неё; (существует) анйfм – другая; парfм – высшая; ме – Моя; пракhтим – энергия; (состоящая из) джbва-бхeтfм – живых существ; йайf – которые; дхfрйате – принимают; идам – эту; джагат – вселенную.
О могучерукий, знай, что эта Моя внешняя энергия, состоящая из восьми стихий, является низшей. Кроме неё у Меня есть другая, высшая энергия, именуемая джива-сварупой, которая использует материальный мир ради наслаждения плодами кармы.
Бхаванувада
Поскольку бахиранга-шакти, о которой уже говорилось, по природе инертна, её называют внешней (апара). Татастха-шакти, проявляющаяся в виде живых существ, отличается от бахиранга-шакти и считается выше неё (пара), потому что обладает сознанием. Суть в том, что эта энергия силой присущего ей сознания поддерживает вселенную и использует её для собственного наслаждения.
Пракашика-вритти
Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: "Помимо Моей материальной энергии (апара-пракрити), существует ещё и пограничная (татастха-пракрити), которую ещё называют дживой, или пара-пракрити. Эта энергия наделена сознанием (чайтанья-сварупа) и проявляется в виде живых существ (джива-сварупа). Именно благодаря дживам, которые исходят из этой энергии, мёртвая материя начинает проявлять признаки сознания. Джива обладает способностью сознавать и двигаться как в чит-джагат, духовном мире, проявленном Моей внутренней энергией (антаранга-шакти), так и в джада-джагат, мире мёртвой материи, рождённом из Моей внешней энергии (бахиранга-шакти). Вот почему джива-шакти называется татастхой".
Баддха-дживы (обусловленные души), отвернувшиеся от Шри Кришны, приходят в этот мир именно из татастха-шакти. Глубоко заблуждается тот, кто думает, будто баддха-дживы некогда служили Кришне, а потом оставили своё служение и пали с Вайкунтхи или даже с Голоки, высшей планеты духовного мира. Подобное представление противоречит сиддханте. Обретя однажды служение Кришне в Его обители, джива никогда уже не утратит это положение. Такое просто невозможно. В "Гите" (15.6) по этому поводу сказано:
йад гатвf на нивартанте / тад дхfма парамаv мама
"Те, кто достигает Моей высшей обители (дхамы), никогда больше не возвращаются в материальный мир". Махараджа Читракету, а также Джая и Виджая не падали из духовного мира. Они пришли в материальный мир по своему желанию и стали играть роль обусловленных душ, чтобы доставить удовольствие Бхагавану. Дживы, которые поглощены служением Шри Кришне в духовном мире, изошли либо из Шри Баладевы Прабху, либо из Его экспансии – Маха-Санкаршаны, неотличного от Самого Баладевы. Все эти дживы – вечно освобождённые души. Не может такого быть, чтобы они утратили своё положение.
Текст 6
WTaÛaeNaqiNa >aUTaaiNa SavaR<aqTYauPaDaarYa )
Ah& k*-TòSYa JaGaTa" Pa[>av" Pa[l/YaSTaQaa )) 6 ))
этад йонbни бхeтfни / сарвftbтй упадхfрайа
ахаv кhтснасйа джагатаx / прабхаваx пралайас татхf
упадхfрайа – знай; ити – что; сарвftи – все; бхeтfни – живые существа; этад – что; (изошли из) йонbни – чрево; ахам – Я; (являюсь) прабхаваx – источником; татхf – и; пралайаx – (причиной) уничтожения; кhтснасйа – всей; джагатаx – вселенной.