Звуковые законы в области согласных звуков

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть [rpyc'т'], подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в'иес'ти - в'иес'т'и] (везти - вести), [фп'ьр'ием'ешку - фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

  Парные Непарные
Твердые б в д з л м н п р с т ф ж ш ц г к х
Мягкие б' в' д' з' л' м' н' п' р' с' т' ф' ж' Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ' ч

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л'ес]; ср. [Λ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ор]) и перед частицей ([рос-л'и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'êс'т'], [в'иез'д'е], [ф-ка Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'ь], [казн'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ъез'-н'иево), [б'иес'-с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'êр], [д'в'êр|, [т'в'êр], [с'п'êт'], [с'-н'им], [ис'-пêч'], [рΛз'д'êт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт'êн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прΛс'ит'] - [проз'бъ], [мъллт'ит'] - [мълΛд'ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']: [пол'ь] - [зΛпол'ныj] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ат'], [рΛ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ат'] (сжать, разжать); [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ыт'], [рΛ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ыт'] (сшить, расшить); [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'от], [рΛ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'от] (счет, расчет); [рΛзно Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'ик], [изво Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru аръм], [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru аръм] (с жаром, с шаром); [бие Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru аръ], [бие Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru '] (позже), [jê Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'у] (езжу); [во Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'и], [дро Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ], [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ]: [Λ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru 'от] (отчет), (фкра Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ъ] (вкратце).

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ], [познъ], [ш'иесливы Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ], [г'иганск'и Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ], [ч'уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ор'ит'] (раз+ссорить), [ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ылкъ Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ] (с ссылкой), [кΛло Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ы Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ] (колонна+н+ый); [Λде Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ки Звуковые законы в области согласных звуков - student2.ru ] (Одесса+ск+ий).

58.

Наши рекомендации