Что можно получить благодаря логическим диаграммам

До настоящего момента я объяснял некоторые примеры того, каким образом можно применить логические диа­граммы. Если вы читали внимательно, то, вероятно, за-

метили, что мы затронули три весьма широкие области Первая область была связана с обучением, вторая — с ком­мерцией, а третья — с личной жизнью. Однако я описал лишь некоторые примеры их применения. Они использу­ются не только при конспектировании лекций и управле­нии проектами. Логические диаграммы — это форма организации больших блоков информации в виде, при­емлемом для нашего мозга.Вскоре вы увидите, что ло­гические диаграммы дают уникальный, творческий и при этом достаточно простой синтез сложных элементов. Именно в этом и заключается их значение.


Что можно получить благодаря логическим диаграммам - student2.ru


Что можно получить благодаря логическим диаграммам - student2.ru

Применение логических диаграмм.

ПОЛЬЗА ОТ ЛОГИЧЕСКИХ ДИАГРАММ

Логические диаграммы могут помочь вам:

• мыслить более творчески;

• экономить время;

• концентрироваться;

• организовывать и прояснять мысли;

• запоминать;

• планировать;

• учиться больше и лучше;

• видеть ситуации в целом.

И, что не менее важно, спасать деревья, поскольку при этом методе используется меньше бумаги.

Для освоения этого метода необходимы:

• чистый лист бумаги;

• цветные карандаши и фломастеры;

• мозг;

• воображение;

• и, разумеется, эта книга.

ОСНОВНЫЕУМЕНИЯ

• Чтобы строить логические диаграммы, необходимо понять, как функционируетмозг (глава 2), и познако­миться с его основными способностями.

• Первая способность — это контроль правого полуша­рия. Это полушарие связано с визуализацией (глава 3) и пространством (глава 4).

• Вторая способность связана с левым полушариеми словами (глава 5).

• Третья способность говорит нам об ассоциациях, ко­торые устанавливает мозг (глава 6).

• И четвертая относится к нашему способу структу­рирования мира (глава 7).

Как только мы усвоим полученную информацию, а по­том и потренируем способности мозга, мы сможем за­няться созданием логических диаграмм.

2. Анатомия нашего ума: два мозга — лучше, чем один

Как вы отреагируете, если я скажу, что у нас два разных ума, а не один? А если добавлю, что все свои школьные годы вы были сконцентрированы на развитии лишь од­ного из них, а другой полностью игнорировали? Возмож­но ли использовать потенциал обоих умов?

В этой главе мы рассмотрим наиболее революционные научные теории о функционировании мозга, увидим, каким образом функционируют логические диаграммы, и узнаем о функциях каждого из двух могущественных умов.

• Мы используем только 10 % нашего мозга

• Дело WJ 1961

• Анатомия человеческого мозга

• Я слышу свой внутренний голос

• Два — лучше, чем один

Мы используем только 10 % нашего мозга

Девяностые годы конгрессом Соединенных Штатов бы­ли провозглашены «десятилетием мозга». Но почему? Именно благодаря удивительным результатам, получен­ным исследователями! Изыскания за несколько лет про­грессировали настолько заметно, что раньше их выводы считались бы научной фантастикой, а в настоящее вре­мя это стало бесспорной реальностью. Еще и сейчас про­должается необыкновенный период открытий в области психологии.

Альберт Эйнштейн, признанный гений, догадывался, насколько скудно мы используем возможности нашего ума. «Мы используем только 10 % потенциала нашего мозга», — сказал он однажды. Правда, некоторые авто­ры утверждают, что и эта оценка была весьма щедрой. А возможно ли использовать остальные 90 % в практи­ческих целях?

Ответ не может быть более категоричным: да, мы можем использовать потенциал нашего мозга, если применять подходящие приемы и знания.

Но прежде чем завести мотор «Формулы 1», которым является мозг, вы должны узнать кое-что о его механике. Вам придется познакомиться с такими терминами, как

внутренний диалог, сознание, полушария и состояния со­знания. Эти понятия достаточно несложны, и, кроме того, позже вы сможете увидеть, каким образом они применя­ются на практике посредством логических диаграмм.

Если вы готовы погрузиться в тему о функционирова­нии нашего мозга, продолжайте читать об интересном открытии, сделанном молодым студентом по фамилии Гаццанига.

Дело WJ 1961

Особенно увлекательный период изучения мозга начался в 1961 году, когда Роджер Сперри заинтересовался соро­кавосьмилетним ветераном войны, который во время Второй мировой был ранен осколками бомбы в голову.

Через много лет после ранения у W. J. (так мы назовем ветерана) начались приступы эпилепсии; они стали слу­чаться так часто и были такими острыми, что их невозмож­но было контролировать никакими средствами. Он падал без сознания, у него изо рта шла пена, часто он ранил себя. На протяжении более чем пяти лет врачи прописывали различные лекарства, но это не давало никакого результа­та. Наконец, хирурги удалили часть мозга — мозолистое тело — и приступы эпилепсии прекратились как по вол-

шебству. Прошел тяжелый восстановительный период, во время которого W. J., человек с умом выше среднего, не мог разговаривать, но спустя месяц он объявил, что чувствует себя намного лучше, чем в последние годы. Его характер, похоже, не изменился, и он был абсолютно нормален.

Тем временем Сперри убедил студента-выпускника Майкла Гаццанигу провести ряд тестов с W. J. После этого молодой выпускник обнаружил некоторые странности у своего пациента. Прежде всего, W. J. мог выполнять просьбы («Подними руку», «Согни колено») только правой частью своего тела. Левая сторона бездействовала. С за­вязанными глазами W. J. не мог сказать, к какой части его тела притрагивались, если врач контактировал с левой стороной.

По мере того как тесты продолжались, о W. J. было все труднее думать как об одном человеке. Его правая рука выполняла действия, непосильные для левой, при­чем он совершенно не отдавал себе в этом отчета. Од­нажды он замахнулся левой рукой на жену, в то время как его правая рука попыталась прийти на помощь и удер­жать левую руку.

Гаццанига вспоминает, что играл с W. J. во внутреннем дворике дома пациента, когда W. J. схватил топор левой рукой. Перепуганный Гаццанига быстро ушел: «Вероятно,

правое полушарие рассердилось и отреагировало на ситу­ацию, послав сигнал взять топор... И поскольку я не хотел быть жертвой эксперимента, то решил удалиться». С по­мощью других исследований он обнаружил, что только левое полушарие могло управлять речью. Правое навсег­да осталось немым и было не в состоянии проконтроли­ровать хоть одно слово, сказанное вслух. И действительно, первые тесты с W. J. показали, что его правое полушарие практически не работает. Но однажды W. J. дали карандаш в левую руку и показали контур греческого креста. Быс­тро и не колеблясь, он скопировал его, нарисовав всю фигуру одной линией, не отрывая руки. Но когда его по­просили скопировать тот же крест правой — рабочей — рукой, он сделать этого не смог. Он нарисовал несколько несвязанных линий, словно при каждом взгляде видел лишь маленькую часть креста, и не смог скопировать мо­дель целиком. Шестью отдельными отрезками он нарисо­вал только середину креста. Его просили постараться, и он добавил еще несколько линий, но прежде чем картинка была готова, он остановился и сказал, что уже нарисовал. Было хорошо заметно: ему не хватает не контроля над моторикой — это была ошибка в концепции; удивитель­ный контраст с быстрым пониманием его немой полови­ны мозга.

Что же именно обнаружил Гаццанига?



Что можно получить благодаря логическим диаграммам - student2.ru

Слева Модель Справа

Рисунок, сделанный человеком с расщеплением мозга.

Слева ясно виден качественный рисунок, выполненный

под управлением правого полушария. Справа видна неспособность

левого полушария создавать образы.

Наши рекомендации