Что можно получить благодаря логическим диаграммам
До настоящего момента я объяснял некоторые примеры того, каким образом можно применить логические диаграммы. Если вы читали внимательно, то, вероятно, за-
метили, что мы затронули три весьма широкие области Первая область была связана с обучением, вторая — с коммерцией, а третья — с личной жизнью. Однако я описал лишь некоторые примеры их применения. Они используются не только при конспектировании лекций и управлении проектами. Логические диаграммы — это форма организации больших блоков информации в виде, приемлемом для нашего мозга.Вскоре вы увидите, что логические диаграммы дают уникальный, творческий и при этом достаточно простой синтез сложных элементов. Именно в этом и заключается их значение.
Применение логических диаграмм.
ПОЛЬЗА ОТ ЛОГИЧЕСКИХ ДИАГРАММ
Логические диаграммы могут помочь вам:
• мыслить более творчески;
• экономить время;
• концентрироваться;
• организовывать и прояснять мысли;
• запоминать;
• планировать;
• учиться больше и лучше;
• видеть ситуации в целом.
И, что не менее важно, спасать деревья, поскольку при этом методе используется меньше бумаги.
Для освоения этого метода необходимы:
• чистый лист бумаги;
• цветные карандаши и фломастеры;
• мозг;
• воображение;
• и, разумеется, эта книга.
ОСНОВНЫЕУМЕНИЯ
• Чтобы строить логические диаграммы, необходимо понять, как функционируетмозг (глава 2), и познакомиться с его основными способностями.
• Первая способность — это контроль правого полушария. Это полушарие связано с визуализацией (глава 3) и пространством (глава 4).
• Вторая способность связана с левым полушариеми словами (глава 5).
• Третья способность говорит нам об ассоциациях, которые устанавливает мозг (глава 6).
• И четвертая относится к нашему способу структурирования мира (глава 7).
Как только мы усвоим полученную информацию, а потом и потренируем способности мозга, мы сможем заняться созданием логических диаграмм.
2. Анатомия нашего ума: два мозга — лучше, чем один
Как вы отреагируете, если я скажу, что у нас два разных ума, а не один? А если добавлю, что все свои школьные годы вы были сконцентрированы на развитии лишь одного из них, а другой полностью игнорировали? Возможно ли использовать потенциал обоих умов?
В этой главе мы рассмотрим наиболее революционные научные теории о функционировании мозга, увидим, каким образом функционируют логические диаграммы, и узнаем о функциях каждого из двух могущественных умов.
• Мы используем только 10 % нашего мозга
• Дело WJ 1961
• Анатомия человеческого мозга
• Я слышу свой внутренний голос
• Два — лучше, чем один
Мы используем только 10 % нашего мозга
Девяностые годы конгрессом Соединенных Штатов были провозглашены «десятилетием мозга». Но почему? Именно благодаря удивительным результатам, полученным исследователями! Изыскания за несколько лет прогрессировали настолько заметно, что раньше их выводы считались бы научной фантастикой, а в настоящее время это стало бесспорной реальностью. Еще и сейчас продолжается необыкновенный период открытий в области психологии.
Альберт Эйнштейн, признанный гений, догадывался, насколько скудно мы используем возможности нашего ума. «Мы используем только 10 % потенциала нашего мозга», — сказал он однажды. Правда, некоторые авторы утверждают, что и эта оценка была весьма щедрой. А возможно ли использовать остальные 90 % в практических целях?
Ответ не может быть более категоричным: да, мы можем использовать потенциал нашего мозга, если применять подходящие приемы и знания.
Но прежде чем завести мотор «Формулы 1», которым является мозг, вы должны узнать кое-что о его механике. Вам придется познакомиться с такими терминами, как
внутренний диалог, сознание, полушария и состояния сознания. Эти понятия достаточно несложны, и, кроме того, позже вы сможете увидеть, каким образом они применяются на практике посредством логических диаграмм.
Если вы готовы погрузиться в тему о функционировании нашего мозга, продолжайте читать об интересном открытии, сделанном молодым студентом по фамилии Гаццанига.
Дело WJ 1961
Особенно увлекательный период изучения мозга начался в 1961 году, когда Роджер Сперри заинтересовался сорокавосьмилетним ветераном войны, который во время Второй мировой был ранен осколками бомбы в голову.
Через много лет после ранения у W. J. (так мы назовем ветерана) начались приступы эпилепсии; они стали случаться так часто и были такими острыми, что их невозможно было контролировать никакими средствами. Он падал без сознания, у него изо рта шла пена, часто он ранил себя. На протяжении более чем пяти лет врачи прописывали различные лекарства, но это не давало никакого результата. Наконец, хирурги удалили часть мозга — мозолистое тело — и приступы эпилепсии прекратились как по вол-
шебству. Прошел тяжелый восстановительный период, во время которого W. J., человек с умом выше среднего, не мог разговаривать, но спустя месяц он объявил, что чувствует себя намного лучше, чем в последние годы. Его характер, похоже, не изменился, и он был абсолютно нормален.
Тем временем Сперри убедил студента-выпускника Майкла Гаццанигу провести ряд тестов с W. J. После этого молодой выпускник обнаружил некоторые странности у своего пациента. Прежде всего, W. J. мог выполнять просьбы («Подними руку», «Согни колено») только правой частью своего тела. Левая сторона бездействовала. С завязанными глазами W. J. не мог сказать, к какой части его тела притрагивались, если врач контактировал с левой стороной.
По мере того как тесты продолжались, о W. J. было все труднее думать как об одном человеке. Его правая рука выполняла действия, непосильные для левой, причем он совершенно не отдавал себе в этом отчета. Однажды он замахнулся левой рукой на жену, в то время как его правая рука попыталась прийти на помощь и удержать левую руку.
Гаццанига вспоминает, что играл с W. J. во внутреннем дворике дома пациента, когда W. J. схватил топор левой рукой. Перепуганный Гаццанига быстро ушел: «Вероятно,
правое полушарие рассердилось и отреагировало на ситуацию, послав сигнал взять топор... И поскольку я не хотел быть жертвой эксперимента, то решил удалиться». С помощью других исследований он обнаружил, что только левое полушарие могло управлять речью. Правое навсегда осталось немым и было не в состоянии проконтролировать хоть одно слово, сказанное вслух. И действительно, первые тесты с W. J. показали, что его правое полушарие практически не работает. Но однажды W. J. дали карандаш в левую руку и показали контур греческого креста. Быстро и не колеблясь, он скопировал его, нарисовав всю фигуру одной линией, не отрывая руки. Но когда его попросили скопировать тот же крест правой — рабочей — рукой, он сделать этого не смог. Он нарисовал несколько несвязанных линий, словно при каждом взгляде видел лишь маленькую часть креста, и не смог скопировать модель целиком. Шестью отдельными отрезками он нарисовал только середину креста. Его просили постараться, и он добавил еще несколько линий, но прежде чем картинка была готова, он остановился и сказал, что уже нарисовал. Было хорошо заметно: ему не хватает не контроля над моторикой — это была ошибка в концепции; удивительный контраст с быстрым пониманием его немой половины мозга.
Что же именно обнаружил Гаццанига?
Слева Модель Справа
Рисунок, сделанный человеком с расщеплением мозга.
Слева ясно виден качественный рисунок, выполненный
под управлением правого полушария. Справа видна неспособность
левого полушария создавать образы.