Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Для формирования практических умений студенту необходимо знать и уметь использовать:
Для формирования практических умений студенту необходимо знать и уметь использовать:
· Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека.
· Причины возникновения основных патологических процессов в организме и механизмы их развития.
· Основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизмы их возникновения.
· Физические основы действия используемых физических лечебных факторов.
· Механизм физиологического действия конкретного лечебного физического фактора на организм человека.
· Основные показания для назначения частной методики физиотерапевтической процедуры с учетом клинического течения заболевания.
· Противопоказания к назначению конкретного метода и методики лечения с учетом механизма действия используемого фактора на основное и сопутствующее заболевание.
· Принципы устройства и работы типовой физиотерапевтической аппаратуры, технику проведения процедур.
· Методики, дозирование и оформление медицинской документации.
· Общие принципы санаторно-курортного лечения, показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения.
Студент должен уметь:
· Подобрать оптимальный физический фактор с учетом клинического течения заболевания.
· Определить показания для назначения частной методики физиотерапевтической процедуры.
· Оценить отсутствие противопоказаний к назначению конкретного метода и методики лечения с учетом механизма действия используемого фактора на основное и сопутствующее заболевание.
· Подобрать рациональную методику проведения процедуры, ее параметры и грамотно оформить направление на физиотерапевтическую процедуру.
· Правильно выбрать санаторно-курортное лечение конкретному пациенту с указанием лечебных факторов и комплексов их использования.
Исходный уровень знаний студента (контроль тестированием)
Перед началом изучения проводится тестированный контроль исходного уровня знаний студентов по базовым дисциплинам, знания которых необходимы для освоения общей физиотерапии. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, студенты приобретают на кафедрах анатомии человека, нормальной физиологии, медицинской физики, биологической химии, патологической физиологии, патологической анатомии, фармакологии.
Содержание изучаемого материала
Расчет часов по разделам
Всего на курс – 45 часов, из них: лекции – 6 часов, практические занятия – 24 ч., внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 15 часов. Итоговый контроль – зачет |
Таблица 1.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Лекции | Практ. Занятия | ||
Общие принципы физиотерапии. Фототерапия: инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и лазерное излучения. Ультразвуковая терапия, фонофорез. | ||||
Электролечение: гальванизация и электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация. Электромагнитные поля высокой, ультравысокой и сверхвысокой частоты. | ||||
Низкочастотная магнитотерапия. Ингаляционная терапия. Тепло- и грязелечение. Водолечение: души, ванны (пресные, лекарственные, минеральные, газовые), питьевые минеральные воды. Санаторно-курортное лечение. Курорты РБ. |
Таблица 2.
Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах
№ п/п | Наименование лекции | Основные вопросы лекции | Цели лекции | Объем в часах | Семестр |
Введение, общие принципы физиотерапии. Фототерапия. Ультразвуковая терапия. | Введение. Определение физиотерапии, ее преимущества, основные принципы использования физических факторов. Фототерапия: инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое и лазерное излучения. Ультразвук и фонофорез. | Показать значение физиотерапии среди других клинических дисциплин. Дать физическую характеристику светового потока и ультразвука. Показать механизм действия и уточнить показания и противопоказания к методам. | VIII | ||
Электролечение. Электро-магнитные поля высокой, ультравысокой и сверхвысокой частоты. | Постоянный, импульсный и переменные токи: гальванизация и электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия, дарсонвализация. Переменные электромагнитные поля высокой (индуктотермия), ультравысокой (э.п. УВЧ) и сверхвысокой частоты (микроволновая терапия: ДМВ, СМВ, КВЧ). | Дать основные знания о механизме действия различных видов токов на организм человека для определения показаний к назначению гальванизации, электрофореза, электросна, диадинамотерапии, амплипульстерапии и дарсонвализации. Осветить основные изменения в организме, вызываемые индуктотермией, электрическим полем ультравысокой частоты, микроволновой терапией. Определить показания и противопоказания к факторам. | VIII | ||
Низкочастотная магнитотерапия. Ингаляционная терапия. Тепло- и грязелечение. Водолечение. Санаторно-курортное лечение. | Низкочастотная магнитотерапия. Ингаляционная терапия. Тепловые факторы. Грязелечение: структура, виды грязи, лечебное действие. Водолечебные процедуры: души, ванны (пресные, лекарственные, газовые, минеральные), питьевые минеральные воды. Основные курортные факторы. Виды курортов. Курорты РБ. | Представить механизм действия магнитных полей, лечебные эффекты, показания и противопоказания. Виды ингаляций. Ознакомить с физическими основами действия тепловых, грязелечебных и водных процедур на организм и основными методиками проведения водо- и теплолечебных процедур. Дать общие принципы санаторно-курортного лечения, основные показания и противопоказания. Показать преимущества курортов РБ. | VIII |
Таблица 3
Тематический план практических занятий, их содержание, объем в часах.