Расширение поискового поля с помощью морфологического анализа
Идея-1 | Идея-2 | Идея-3 | Идея-4 | |
Идея-1 | ||||
Идея-2 | ||||
Идея-3 | ||||
Идея-4 |
Процедура реализации метода:
1. Произвольным образом выделить ключевые элементы решаемой проблемы, элементы, влияющие на достижение целей разрабатываемого мероприятия. Рекомендуется использовать опрос экспертов, метод "мозгового штурма", метод "дерева целей", обзор публикаций по теме.
2. Для каждого элемента определить его возможные составные части. Составные части должны включать потенциально возможные варианты реализации элемента или его части. Здесь также можно использовать метод "мозгового штурма" и информационный поиск. Необходимо помнить, что варианты реализации элемента должны выдвигаться без учета ограничений со стороны других элементов.
3. Полученную в результате выполнения шагов 1 и 2 информацию представить в форме таблицы, называемой "проблемным полем" (таблица 3).
Таблица 3
Форма представления результатов анализа ситуации
Составные части | Элементы |
Элемент 1 | А В С ... |
..... | |
Элемент J | Н М Р Т ... |
А,В,С,...Н,М,Р,Т - краткие наименования составных частей или ключевые слова для их обозначения
Количество возможных составных частей по каждому элементу определяется возможным разнообразием вариантов реализации элемента.
При разработке "проблемного поля" необходимо помнить, что реализовать все составные части нельзя, так как не исключено наличие противоречий между частями или их несовместность.
Важно отметить, что разработанное "проблемное поле" может в дальнейшем многократно использоваться для организации аналогичных мероприятий в будущем. На основе опыта проведения мероприятий "проблемное поле" корректируется. Если в организации предполагается регулярно организовывать аналогичные мероприятия, то на основе "проблемного поля" можно разработать процедуру их подготовки и проведения.
Методические указания к варианту "Диаграммы причина-результат"
"Качество начинается с образования и заканчивается образованием".Эти слова, приписываемые К.Исикаве, являются основополагающим принципом современной философии качества. Чтобы улучшать процессы, необходимо постоянно бороться за получение большего объема информации об этих процессах и их выходных характеристиках.
Одним из инструментов осуществления этой цели является диаграмма причина-результат, впервые разработанная Исикавой (1943 г.). Диаграмма была разработана для объясния группе инженеров то, как можно рассортировать и соотнести различные факторы.
Метод «диаграмм причина-результат» - это инструмент:
Ø благоприятствующий командной работе;
Ø просвещающий пользователей;
Ø идентифицирующий проблемы самого низкого уровня, над которыми надо работать;
Ø помогающий показать правдивую картину процесса;
Ø направляющий дискуссии;
Ø применимый фактически для любой проблемы, с которой может столкнуться ваш бизнес;
Ø нескучный.
Диаграмма причина-результат — это метод анализа разветвленности (детализации) процесса. Цель диаграммы — соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов, который:
Ø применим при решении любого вопроса;
Ø легко изучить людям на всех уровнях организации;
Ø можно сразу же применять.
Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:
- Анализ разветвленности (детализации) процесса (основной вид диаграммы).
- Классификация производственного процесса.
- Перечисление причин.
На рис.1 показан основной вид диаграммы.
Обратите внимание на иерархию взаимоотношений результатов (следствий) с главными причинами и их последующую связь с подпричинами.
Например, главная причина iнепосредственно связана с результатом. Каждая из подпричин упорядочена по уровню своего влияния на главную причину.
Диаграмму причина-результат исследуемой проблемы можно разработать в индивидуальном порядке, но существенно лучше, когда она создается и используется командой.
Диаграмма - это инструмент, который хорошо приспособлен для командной работы, и который превосходно содействует проведению мозгового штурма. Она фокусирует внимание членов команды, решающей проблему, на рассматриваемых вопросах и позволяет им сразу же рассортировать идеи на полезные категории, особенно когда используются методы анализа детализации или классификации процессов.
|
| ||||
…..
|
|
……..
Рис. 1