Грамматические ошибки и недочеты
Типы грамматических ошибок и недочетов | Примеры |
Ошибка в образовании слова, несуществующее слово. | Скипятить чай, надсмехаться, в заде. |
Ошибка в образовании форм слова. | Без чулков (и: без носок), более младше, с повидлой, ихний, пиша («пиша сочинение»), ложить на стол. |
Ошибка в согласовании. | С пятистами пятидесятью рублями, держись обоими руками. |
Ошибка в управлении (главное слово требует иного падежа от зависимого слова). | Уверенность в победу, оплатить за проезд. |
Нарушение связи подлежащего и сказуемого. | Большинство возражали против такого резкого высказывания. |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. | Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом. | Марью Кириловну заперли в комнату, пытавшуюся спастись от старого князя Верейского. |
Ошибка в построении предложения с однородными членами. | УрокиЙ учат нас любить литературу и многим хорошим качествам. |
Ошибка в построении сложного предложения. | Этот городок и был конечным пунктом нашего маршрута, который мы наконец увидели из-за поворота. |
Ошибка в построении предложения с прямой и косвенной речью. | Марья Ивановна писала, что Швабрин кричит и грубо обращается с ней. |
Пропуск слова. | Чтобы я приехал и спас её. |
Нарушение границ предложения (парцелляция). | Когда мы остановились. Было уже темно. |
Фактические ошибки
- Неверное толкование исторических, историко-литературных фактов и литературоведческих терминов.
- Неправильное указание на то, когда было написано то или иное произведение, произошли какие-либо изменения в жизни писателя или историческое событие:
«В эпоху правления Петра Первого А.Н.Пушкин вышел на Сенатскую площадь против декабристов за свободу рабочих и крестьян». - Незнание названий, авторов и героев художественных текстов или их неправильное написание.
- Ошибки в цитировании:
«Кто верит, тот блажен, тепло ему на свете»;
«Чин следовал ему – он службу бросил»;
«Дорогами Россию не объехать, умом Россию не понять».
Ошибки по содержанию, связанные с незнанием теории сочинения, с несформированностью навыков его написания
- Подмена анализа произведения его пересказом.
- Неоправданное сужение, расширение, подмена темы сочинения.
- Нарушение композиции сочинения: слишком затянутые или написанные не по теме введения, отсутствие заключения и т.д.
- Бездоказательность суждений, отсутствие опоры на текст произведения, неумение использовать его для аргументации собственных утверждений, стремление во что бы то ни стало быть оригинальным, не считаясь порою даже с мнением самого автора:
«Мне кажется неверным утверждение, что Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе»;
«Я считаю, что Печорин шёл впереди своего века, значительно опережая его во всём. Это моё личное мнение»;
«Думаю, что 10-20-е 19 века – эпоха застоя в русской литературе, период реакции».
У школьников часто создаётся ложное представление о том, что такое «собственное мнение». Им кажется, что достаточно написать заветные фразы («Я так думаю», «Это моё личное мнение», «Я имею право на собственную точку зрения») и хорошая оценка обеспечена. Ученик может иметь отличное от всех знатоков литературы мнение о героях классических и современных произведений. Однако есть смысл настаивать на нём лишь при соблюдении следующих условий:
1) ученик ясно осознаёт и в сочинении формулирует свою позицию;
2) обстоятельно, опираясь на текст и историко-литературные факты, обосновывает собственное мнение;
3) если это эмоциональная оценка героя или произведения, то необходимо попытаться объяснить, чем она обусловлена, как связана с вашим характером, взглядами на мир, читательским опытом, предыдущими жизненными впечатлениями и т.п.
Логические ошибки
Логической считается ошибка, связанная с нарушением логической связи между частями сочинения, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца или даже предложения:
«Н.Островский стал исторической личностью в силу того, что преодолел своё «я» и своё тело»;
«В романе происходит закалка духа и тела, и поэтому произведение высокохудожественное».