К экзамену по профессиональному модулю

Вопросы

ПМ 01. Ведение технологических процессов поисково-разведочных работ

(раздел 5. Структурная геология)

Специальность 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, группы ГР-15-1, ГР-15-3к, 2 курс

Теоретические вопросы

  1. Цели, задачи, значение структурной геологии
  2. Дистанционные методы изучения строения земной коры
  3. Топографические карты, разграфка, номенклатура и масштабы карт
  4. Первичные формы залегания осадочных пород
  5. Слой и слоистость. Элементы слоя. Разновидности мощности и характер ее изменения.
  6. Слоистые структуры осадочных пород и их образование
  7. Основные формы слоистости
  8. Согласное и несогласное залегание слоев, типы несогласий (параллельное, угловое, географическое и региональное несогласие)
  9. Причины нарушения первичного залегания горных пород
  10. Наклонное (или моноклинальное) залегание отложений, элементы залегания и их определение

11. Элементы залегания слоев, горный компас

  1. Горный компас: устройство и работа с ним
  2. Изображение горизонтально залегающих и наклонно залегающих слоёв на геологических картах и разрезах, на аэрофотоснимках
  3. Основные типы нарушений
  4. Трещины и их классификация
  5. Графические методы изображения трещин
  6. Разрывы со смещениями
  7. Глубинные разломы, явления, сопровождающие разрывные нарушения
  8. Складки и их элементы
  9. Морфологическая классификация складок
  10. Сбросы, взбросы, их элементы и классификация
  11. Системы сбросов и взбросов, причины их образования
  12. Сдвиги, раздвиги, условия их образования и классификация
  13. Надвиги и тектонические покровы (шарьяжи), особенности их строения
  14. Полевое изучение разрывных нарушений

Практические задания

Задание 1. Геологические карты. Типы (виды) и масштабы карт. Назвать номенклатуру листа масштаба 1:50000 (1:25000, 1:10000).

Задание 2. Назвать общие требования к оформлению геологических карт. Условные обозначения на геологических картах и разрезах

Задание 3. Что отражает стратиграфическая колонка, её назначение и методика построения?

Задание 4. Геологические разрезы, их назначение, методика построения. Как производится выбор направления линии разреза, вертикального и горизонтального масштаба?

Задание 5. Пояснить при помощи схематической зарисовки зависимость ширины и формы выхода слоя на поверхность от различных сочетаний наклона пластов и рельефа.

Задание 6. Какой тип несогласия изображен на рисунке:

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru а) скрытое;

б) косое;

в) параллельное;

г) неровное;

д) угловое.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru Задание 7. Какой тип несогласия изображен на рисунке:

а) скрытое;

б) косое;

в) параллельное;

г) неровное;

д) угловое.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru Задание 8. Расставьте правильно индексное обозначение элементов залегания пласта на рисунке:

а-а линия простирания;

б-б линия падения;

α - угол падения.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru Задание 9. Определите морфологический тип складки по положению осевой поверхности, используя рисунок:

а) асимметричная;

б) симметричная;

в) лежачая;

г) опрокинутая;

д) наклонная.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru Задание 10. Определите морфологический тип складки по положению осевой поверхности, используя рисунок:

а) опрокинутая;

б) симметричная;

в) лежачая;

г) асимметричная;

д) наклонная.

Задание 11. Укажите тип складки – антиклиналь, синклиналь и дайте их определения, расставьте индексы возраста пород:

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru

Задание 12. Определите морфологический тип складки по положению осевой поверхности, используя рисунок:

а) прямая; б) лежачая; в) опрокинутая; г) наклонная.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru

Задание 13. Определите тип нарушения:

а) сдвиг; б) сброс; в) взброс; г) надвиг.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru

Задание 14. Используя рисунок, расставьте обозначения элементов сброса:

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru А – поднятое или лежачее крыло;

Б – опущенное или висячее крыло;

В – сместитель;

α - угол падения сместителя;

С1 – вертикальная амплитуда;

С2 – горизонтальная амплитуда.

Задание 15. Определите тип нарушения:

а) сдвиг; б) сброс; в) взброс; г) надвиг.

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru Задание 16. По рисунку определите, какая структура образована двумя сбросами:

а) горст;

б) синклиналь;

в) грабен.

Задание 17. Определить азимут направления на объект ( к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru )

1. 60˚ 2. 20о 3. 310о 4. 45о 5. 270о

к экзамену по профессиональному модулю - student2.ru

Оцениваемые умения:

- пользоваться топографическими картами и планами;

- определять основные формы и элементы залегания горных пород и изображать их на геологических картах;

- вычерчивать и читать топографические, геологические и геофизические карты и оформлять графические приложения;

оцениваемые знания:

- назначение и основные виды геологического картографирования;

- содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт, аэрофотоснимков и космофотоснимков и требования к их оформлению;

- формы залегания различных горных пород и способы их изображения на геологических картах.

Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано:

геологии и маркшейдерского дела Зав. учебной частью

Протокол № от _______ 2016 г. __________ Т.И. Ефименко

Зав. кафедрой _________ Т.Ю. Ярославова Преподаватель:

__________ Н.И. Подлесных

Наши рекомендации