IV период. Сформированный молочный прикус (от 3,5 лет до 6 лет)
Окончание формирования корней молочных зубов:
К 4-му году – молочных моляров
К 5-му году – молочных клыков
Резорбция корней молочных зубов:
С 5 года – у центральных резцов
С 6-го года – боковых резцов
В 5 лет закладка 3-го моляра
Физиологическая стираемость бугров молочных зубов
Физиологические тремы и диастемы
В положении центральной окклюзии:
Уменьшение глубины резцового перекрытия до «прямого прикуса».
Дистальные поверхности вторых молочных верхних моляров и клыков образуют мезиальную ступень, обусловленную вторым мезиальным сдвигом нижней челюсти.
Окончательное формирование височно-нижнечелюстного сустава.
К окончанию периода:
К 6-ти годам коронки постоянных резцов и клыков полностью минерализованы.
У первого постоянного моляра минерализована коронка и 1/3 корня.
Корни премоляров минерализованы на 2/3.
Коронка второго моляра минерализована на 1/3.
V период. Сменный прикус (от 6 лет до 12-13 лет)
Резорбция коней молочных зубов:
С 6-го года – боковых резцов
С 7-го года – моляров
С 8-го года – клыков
Выпадение молочных и прорезывание постоянных зубов.
В 6 лет – первые моляры
В 6-8 лет – центральные резцы
В 8-9 лет – боковые резцы
В 9-10 лет – первые премоляры
В 10-11 лет – клыки
В 11-12 лет – вторые премоляры
В 12-13 лет – вторые моляры
Изменение формы зубных дуг: на верхней челюсти - полуэлибс, на нижней - парабола.
Рост челюстных костей замедлен
Окончание формирования корней постоянных зубов:
В 10 лет у первых моляров и резцов
В 12 лет у премоляров
В 13 лет у клыков
VI период. Постоянный прикус (с 12-13 лет)
Окончание формирования корней постоянных зубов: в 15 лет у вторых моляров
Морфологические признаки, характеризующие норму:
А) для всей зубной дуги:
· Форма верхней зубной дуги – полуэлипсовидная, нижней – пароболическая.
· Высота зубных коронок уменьшается от резцов к молярам, исключенье – клыки.
· На верхней челюсти зубная дуга больше альвеолярной, а альвеолярная больше базальной. На нижней челюсти – соотношение наоборот.
· Коронки верхних зубов наклонены к наружи, корни к нутрии, у нижних зубов - наоборот.
· Наличие сигиттальных и трансверзальных компенсаторных кривых
Б) В положении центральной окклюзии
для всей дуги:
· Каждый зуб имеет 2-х антагонистов (исключенье – нижние центральные резцы и вторые верхние моляры.
для передних зубов:
· линии между центральными резцами совпадают на обеих челюстях
· верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3, сохраняя режуще-бугорковый контакт
для боковых зубов:
· мезиально-щечный бугор первого верхнего моляра устанавливается в бороздке между щечными буграми одноименного нижнего моляра
· щечные бугры боковых зубов верхней челюсти перекрывают одноименные бугры нижних, а язычковые бугры нижних моляров перекрывают небные бугры верхних.
Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций включают в себя следующие компоненты:
I. Медико-генетический
1.Медико-генетическое консультирование родителей.
2.Повышение уровня информированности родителей.
3.Повышение уровня информированности работников детских дошкольных учреждений.
4.Повышение уровня профессиональной подготовки средних медработников и педиатров.
5.Гигиеническое обучение и воспитание детей.
II. Педиатрический
1.Антнатальные мероприятия по охране ребенка.
2.Наблюдение детей, родившихся у матерей группы риска.
3.Наблюдение детей, имеющих осложнения и интра- и неонотальном периодах.
4.При невозможности естественного вскармливания, налаживание искусственного, максимально приближенного к естественному.
5.Оздоровление часто болеющих детей с патологией ЛОР-органов.
6.Лечение и наблюдение детей III-V групп здоровья.
7.Коррекция осанки.
III. Стоматологический
1.Коррекция аномальных уздечек губ, языка, преддверия полости рта.
2.Своевременная нормализация функций сосания, глотания, дыхания и речи.
3.Регуляция стираемости молочных зубов.
4.Регуляция прорезывания постоянных зубов.
5.Лечение кариеса зубов и его осложнений.
6.Коррекция роста челюстных костей.
7.Оптимизация функции жевания.
8.Профилактическое протезирование при ранней потере зубов.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
1. Что такое прикус:
а) смыкание зубов в боковой окклюзии,
б) смыкание зубов в центральной окклюзии
2. Что происходит во внутриутробный период:
а) минерализация постоянных премоляров
б) слияние нижнечелюстных отростков
в) слияние верхнечелюстных отростков.
г) формирование корней постоянных зубов
3. К моменту рождения у ребенка:
а) младенческая ретрогения
б) 10 зачатков молочных зубов
в) младенческая прогения
г) 20 зачатков молочных зубов
д) 8 зачатков постоянных зубов
е) 10 зачатков постоянных зубов
4. Когда происходит первый мезиальный сдвиг нижней челюсти:
а) во внутриутробный период
б) в начале периода беззубого рта новорожденного
в) в конце периода беззубого рта новорожденного
г) в период формирования молочного прикуса.
5. В каком возрасте происходит формирование молочного прикуса:
а) от 0 до 6 мес
б) от 6 мес до 1 года
в) от 6 мес до 3,5 лет
г) от 3,5 до 6 лет.
6. Когда прорезываются молочные клыки:
а) 8-12 мес
б) 12-16 мес
в) 16-20 мес
г) 20-30 мес
7. Физиологическая стираемость бугров молочных зубов характерна дляпериода:
а) формирования молочного прикуса
б) сформированного молочного прикуса
в) сменного прикуса.
8. Когда прорезываются постоянные клыки:
а) 6-8 лет
б) 8-9 лет
в) 9-10 лет
г) 10-11 лет
д) 11-12 лет
е) 12-13 лет
9. Морфологические признаки характеризующие норму при постоянном прикусе:
а) линии между центральными резцами совпадают
б) на нижней челюсти зубная дуга больше, чем на верхней
в) высота зубных коронок увеличивается от резцов к молярам
г) верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3
д) верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/2
10. Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций включают в себя следующие педиатрические компоненты:
а) коррекция аномальных уздечек губ, языка, преддверия полости рта
б) наблюдение детей, родившихся у матерей группы риска
в) медико-генетическое консультирование родителей
г) оздоровление часто болеющих детей с патологией ЛОР-органов
д) лечение и наблюдение детей III-V групп здоровья
Ответы
1. – б
2. – б, г
3. – а, б, д
4. – в
5. – в
6. – в
7. – б
8. – г
9. – а, г
10. – б, г, д