Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница

Раздел 1. Традиционная логика

Тема I. Логика как наука о мышлении

1. Познавательный процесс и его особенности.

2. Предмет логики, ее теоретическое и практическое значение.

Опорная информация

Термин “логика” восходит к древнегреческому полисемантическому (многозначному) слову “ logike”, что означает “построенный на рассуждении”. Хотя следует иметь ввиду, что данный термин применяется также в смысле: “слово”, “понятие”, “разум”, “мысль”, “учение”, “рассудок”, “определение”, “отношение”. Этимология (происхождение слова) сразу же ориентирует на то, что наука логика связана с изучением структуры и развитием мыслительного процесса.

Правильный образ мыслей основан на установлении истинных причинно-следственных связей между явлениями, он ведет к адекватным решениям и конструктивному планированию действий. Неправильный, неорганизованный образ мыслей порождает хаос в делах, часто приводит к поражению и нервным срывам.

Овладение логикой является важным этапом в становлении и формировании личности, в развитии ее способностей. Результаты социально-психологических исследований свидетельствуют, что средний человек развивает только 10% своих скрытых умственных способностей. Овладение логикой - это одни из путей более полного раскрытия интеллектуальных возможностей личности.[1]

Любой специалист, логично, свободно, ярко, доступно и образно излагая свои мысли, способен привлечь к себе внимание других людей. Бизнесмен, менеджер, предприниматель стимулирует работу их сознания в нужном направлении, убедительно рассуждает о необходимости сотрудничества и взаимной заинтересованности в успешном решении практических проблем. Юрист, владеющий логикой, повышает свои шансы в раскрытии сути запутанных и противоречивых дел, в поисках ответа на сложные вопросы, в принятии обоснованных и справедливых решений.

Способность правильного мышления свидетельствует о значительном интеллектуальном потенциале человека, и в этом смысле правы были древние, когда говорили, что логику не закроешь даже короной, что знание и могущество человека совпадают. Последуем мудрому совету французского ученого Б. Паскаля: ”Будем же стараться хорошо мыслить.”

Мышление неразрывно связано с познанием, которое представляет собой процесс приобретения человеком в ходе общественно-исторической практики истинных знаний об объективном мире. Познание как отражение действительности - весьма сложное многогранное явление. В нем тесно взаимосвязаны сознательное и подсознательное, биологическое и социальное, психологическое и парапсихологическое, чувственное и рациональное, языковое (вербальное) и неязыковое (невербальное) и другие стороны. Мы коснемся лишь тех из них, которые будут иметь значение для постижения логической структуры мыслительного процесса, правильной организации рассудочной деятельности.

Познание - это двухступенчатый процесс. Он включает в себя чувственное (непосредственное, конкретное) и рациональное (опосредованное, абстрактное) отражение действительности.

Исходной ступенью является чувственное познание, то есть первичное, непосредственное отражение действительности с помощью органов чувств. Предметы окружающего мира воздействуют на органы чувств человека и порождают соответствующие образы в мозгу . Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств, то есть на зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Восприятие - это целостный образ конкретного предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (образ моря, леса, яблока, школьного товарища и т. д.). Восприятие слагается из ощущений. Например, восприятие спокойного моря получается из совокупности ощущений: безбрежности, бирюзовой глади, веяния прохлады, особого запаха йода, прозрачности воды и ее соленого вкуса. Восприятия, хотя и являются чувственным образом предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта, от направленности отражения действительности. Например, полнота, разносторонность и особенность восприятия ярмарки будет различна у ребенка, взрослого, художника или бизнесмена. Ребенка могут восхитить увеселительные аттракционы; взрослый человек оценит возможности удовлетворить спрос; художник увидит разнообразие предметов, лиц и красок; бизнесмен прикинет размеры прибыли по отдельным видам продукции и т. д.

Представление - это сохранившийся в сознании образ пред­мета, который воспринимался раньше (образы родного дома, друга, памятных мест, природы). Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным),творческим (перспективным), в реальном масштабе времени (репрезентативным), фантастическим. Способность возникновения в мозгу человека образа предмета, который в настоящее время не воздействует на органы чувств, свидетельствует о том, что представление является переходной формой от чувственного (конкретного) к рациональному (отвлеченному) познанию.

Если подытожить особенности чувственной ступени отражения действительности, то можно отметить, что они сводятся к следующему. Во-первых, данная ступень свойственна всему животному миру. Во-вторых, она связана с первой сигнальной системой, то есть органами чувств. В-третьих, она позволяет отразить только внешнюю сторону предметов, а именно - явление. В-четвертых, эта ступень на уровне ощущений и восприятий ограничена в пространстве и времени. Хотя чувственное отражение и является основой познавательного процесса, необходимым условием постижения истины, однако возможности его не беспредельны. Оно всегда локализовано в пространстве и времени, поскольку мы не можем непосредственно воспринимать как прошлое и будущее, так и пространственно отдаленные объекты, не попадающие в сферу наших органов чувств. Оно не в состоянии отделить существенное от несущественного, закономерное от случайного, не может само по себе объяснить глубокие отношения между предметами. Все это доступно только мышлению.

Переход от чувственного к абстрактному отражению действительности, то есть мышлению, представляет собой скачок в процессе познания, восхождение мысли от фактов к установлению законов. Основными, общезначимыми формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Логику интересуют прежде всего эти формы, хотя рациональная ступень включает в себя также факты, проблемы, гипотезы, теории, концепции, нормы, оценки, принципы и другие формы. Эти, последние, рассматриваются во всей полноте философской теорией познания (гносеологией). Логика занимается изучением лишь исходных, общезначимых форм мыслительного процесса, которые входят в предмет именно данной науки.

Понятие - это логическая форма мышления, в которой фиксируются существенные, общие и отличительные признаки отдельного предмета или класса предметов. Понятия выражаются отдельными словами (экономика, инженер, менеджер) или группой слов, то есть словосочетаниями (государственный бюджет России, экономическая реформа, уголовное право и другие).

Суждение - логическая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. При этом высказывание может быть истинным или ложным. Например: “Инфляция - это нежелательное явление для жизни страны”. “В ходе реформирования экономики еще не удалось стабилизировать производство”.

Умозаключение - это логическая форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам с достоверностью или вероятностью получить новое суждение - вывод. Например: “Все металлы - химические элементы. Титан - металл. Титан - химический элемент.” “Если это число четное, то оно делится на два без остатка. Это число - нечетное. Значит, это число не делится без остатка на два.”

Особенности рациональной ступени познания состоят в следующем. Во-первых, она свойственна только человеку. Во-вторых, она связана со второй сигнальной системой, то есть с речью. В-третьих, только на этой ступени можно отразить сущность предмета, а именно его внутреннюю, скрытую от непосредственного восприятия, устойчивую сторону, делающую предмет самим собой. В-четвертых, возможности абстрактного познания не ограничены в пространстве и времени.

Логика изучает именно эту, рациональную, абстрактную ступень познания, называемую мышлением.

Схематически многоступенчатость и разнообразие форм познавательного процесса могут быть выражены так:

 
  Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru

Рациональное опосредованное мышление абстрактное û
Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru

                   
  Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru   Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru   Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru
 
    Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru
    Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru
 
 
    Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru
 

Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru - ощущения - понятия факты -

- восприятия - суждения проблемы -

- представления - умозаклю- гипотезы-

Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru чения теории -

Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru концепции -

нормы -

оценки -

принципы -

и др

Тема II. Понятийный аппарат логики 1 страница - student2.ru ß

исходные,

общезначимые

формы мышления

Следует иметь в виду, что такое разделение ступеней отражения действительности носит , в известной мере, условный характер. Оно осуществлено из дидактических соображений, то есть в интересах удобства обучения. В действительности чувственное и рациональное неразрывно связаны, корректируют друг друга.

Так, хрусталик глаза выполняет функцию линзы фотоаппарата. На дне глазного яблока возникает плоское, перевернутое, уменьшенное изображение. Но мозг переворачивает изображение, делает его объемным, соответствующим реальным размерам предмета.

В линейно-перспективном изображении близкие объекты воспринимаются чрезмерно большими, а далекие - слишком маленькими. Если бы мозг не корректировал зрительный образ, то человек мог бы испугаться близко сидящего котенка и оказаться равнодушным к появляющемуся на расстоянии тигру. Мозг делает эту пространственную поправку, вследствие чего человек видит предметы такими, какими они являются в натуральной величине. Круг и квадрат, если смотреть на них под углом, кажутся эллипсом и трапецией.

Но мозг одновременно и искажает изображение. Например, когда мы смотрим на железнодорожные рельсы, уходящие вдаль, нам кажется, что в перспективе они сходятся. Однако реально они остаются параллельными, в чем достаточно убедиться, посмотрев на них вблизи. Чтобы рельсы казались параллельными, их надо было бы в действительности раздвигать по мере удаления. Такие оптические поправки искусственно делаются в архитектуре. К примеру, мы воспринимаем колонны здания как строго вертикальные и параллельные потому, что в действительности они распадаются своими верхними частями, то есть капителями. Разумеется, величина распада составляет доли угловых секунд. Благодаря этому при взгляде на колонны снизу вверх, мы видим их идеально параллельными. Угловые колонны делаются толще остальных рядовых и сближены с ними. Если их сделать одинаковыми с рядовыми, которые смотрятся на темном фоне, то угловые колонны будут казаться тоньше.

Иногда мозг чрезмерно корректирует, искажая реальный образ. Таков, например, эффект обратной перспективы, когда мы видим повышенную линию горизонта или увеличенный размер цепи далеких гор. Это лишь некоторые особенности взаимосвязи чувственного и рационального познания.

Но хотелось бы обратить внимание еще на один аспект познавательного процесса. Его нам придется учитывать, когда речь пойдет о логико-этических основах общения.

Американский ученый Роджер Уолкотт Спери (род. в 1913 г.) установил межполушарную функциональную асимметрию мозга. За это открытие ученый удостоен Нобелевской премии в 1981 году.

У нормального человека полушария мозга выполняют асимметричные функции.

Левое полушарие ответственно за логическое мышление. Именно оно способно оперировать нормативными правилами логики, цифрами, математическими формулами. С ним анатомически и функционально связана правая рука - опора в повседневной деятельности для большинства людей. Именно через нее реализуется способность к речевому общению, письму, использованию условных, формализованных знаков и т. д .

Правое полушарие непосредственно связано с чувственным отражением действительности. Оно ответственно за ориентацию в пространстве, художественное, эстетическое восприятие произведений искусства, эмоциональное состояние человека, образное мышление как основу творчества, интуиции. Правое полушарие различает интонацию речи, модуляцию голоса, чувствует музыку, идентифицирует изображение человеческого лица, предметов.

Единство этих асимметричных функций мозга составляет суть неограниченного творческого потенциала человека, определяет его способность к целостному схватыванию предмета, проникновению в глубины бесчисленных свойств, связей и отношений между предметами.

Но вернемся к процессу мышления.

Исходя из сказанного, его можно определить следующим образом. Мышление есть высшая ступень познания человеком объективной реальности и самого себя; целенаправленное, опосредованное, абстрактное, обобщенное отражение существенных, необходимых связей и отношений между предметами; творческое созидание новых идей; прогнозирование событий; предвидение тенденций и закономерностей развития.

Изучение данной ступени познания и составляет основу предмета логики. Логика - это наука о формах и законах правильного мышления. Рассуждения облекаютя в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.

Поясним подробнее, какой смысл вкладывается в понятия “логической формы” и “логического закона”?

Логическая форма - это строение мысли, способ связи ее составных частей. Мысли, различные по своему содержанию, могут быть выражены по форме одинаково. Поскольку рассудочная деятельность представляет собой непрерывную цепь суждений, постольку проиллюстрируем эту мысль на примерах суждений, где предмет мысли принято обозначать символом S (субъект), а свойство или отношение предмета символом P (предикат).

Первый пример: “Все деревья - растения”. “Все станки - орудия производства”. “Все океаны - естественные водоемы”. Содержание этих трех высказываний разное, а форма одна и та же:

“Все S есть P”.

Второй пример: “ Если атмосферное давление изменится, то это повлияет на характер погоды”. “ Если осуществить эмиссию денег, то повысится инфляция.” Эти условные суждения также имеют одинаковую форму: “Если S, то P.”

К основным логическим формам мышления, как уже говорилось, относятся понятия, суждения и умозаключения.

Логический закон представляетсобой существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь между мыслями. Основные требования, которые предъявляются к рассуждениям, чтобы последние были четкими, ясными, последовательными, непротиворечивыми, обоснованными. Выполнению этих требований способствует соблюдение законов: 1) тождества; 2) непротиворечия; 3) исключенного третьего; 4) достаточного основания. Смысл этих законов и нормативные правила мышления, вытекающие из них, будут рассмотрены в соответствующей теме.

Итак, логическое мышление - это не столько врожденная способность мозга к аналитическому отражению действительности, сколько приобретенное качество, которое формируется в ходе овладения дисциплиной “логика”.

Вы начали систематически и упорно осваивать логику. На что можно рассчитывать, изучив данный курс, в чем заключается творческое и практическое значение полученных знаний, умений и навыков ?

Изучение логики способствует достижению следующих целей:

- развитию способностей оперирования понятийным аппаратом науки, суждениями, умозаключениями, концептуальными положениями, теоретическими выводами, нормативными оценками, принципами;

- обретению опыта адекватного выражения в мыслях разнообразной содержательной информации;

- совершенствованию умений и навыков корректной постановки вопросов, формулирования выводов, аналитической проверки правильности собственных рассуждений и позиции оппонента;

- повышению культуры мышления на основе ознакомления с типичными ошибками в организации мыслительного процесса, в осуществлении процедур доказательства и опровержения;

- формированию качеств полемиста, делового партнера; овладению приемами ведения индивидуальных и групповых бесед, постановки проблем, выдвижения и проверки гипотез, выработки культуры общения, перспективных линий жизненного поведения.

Изучение логики - это один из путей более полного раскрытия интеллектуальных возможностей обучаемых. Наряду с другими науками логика своими специфическими приемами и методами образовывает, воспитывает ум, развивает способность мыслить о единичным факте с высоты общей культуры и формулировать выводы с учетом индивидуальных особенностей человека.

Основные термины

Отражение Ощущение

Познание Восприятие

Сознание Представление

Уровни познания Понятия

Формы познания Суждение

Чувственное познание Умозаключение

Рациональное познание

Контрольные вопросы и упражнения

1. Ответьте на вопросы, проверьте качество усвоения материала.

а) Что такое познавательный процесс и какова его структура?

б) Охарактеризуйте формы и особенности чувственной ступени познания.

в) Каковы общезначимые формы и особенности рациональной ступени познания?

г) Что является предметом изучения логики?

д) Какой смысл вкладывается в понятия “логической формы” и “логического закона”?

е) В чем Вы видите теоретическое и практическое значение изучения логики?

2. Выполните упражнения.

а) Постройте корелляционную цепочку, то есть графически изобразите последовательность и взаимные отношения ступеней и форм познавательного процесса: рациональное познание, ощущение, понятие, чувственное познание, представление, суждение, восприятие и умозаключение.

б) объедините в два ряда понятия, которые характеризуют чувственную и рациональную ступени познания: конкретное познание, опосредованное познание, непосредственное познание, абстрактное познание, чувственное познание, мышление и рациональное познание.

Тема II. Понятийный аппарат логики

1. Язык и речь как исходные категории науки о мышлении

2. Основные семантические категории логики

Опорная информация

Всякая наука раскрывает закономерности изучаемой области действительности с помощью определенной системы фундаментальных понятий, которые именуются категориями. Именно в них фиксируется основное содержание предмета той или иной сферы знаний, с их помощью формулируются исходные принципы познавательной и практической деятельности. Своим категориальным аппаратом располагает и наука логика.

Мышление неразрывно связано с языком. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для нее средства выражения, которым является язык. Именно благодаря ему наша внутренняя работа мозга превращается в реальность, доступную или недоступную для понимания другими людьми.

Что же такое язык и каковы его разновидности?

Язык - это основное средство выражения мысли, знаковая система, используемая для цели коммуникации и познания. Он служит для передачи сообщений и сохранения информации, как средство связи поколений. Язык выполняет функцию выражения мыслей. При этом мысль становится не только доступной другим людям, но и более понятной тому, кто ее произносит. С помощью языка формулируются и закрепляются достижения науки, осуществляется оценка обстановки и принятия решений, решаются задачи регуляции и планирования. Язык является важнейшим средством самопознания человека, оценки собственных действий, анализа и критики собственных поступков и поступков других людей.

Языки подразделяются на естественный и искусственные. Естественный язык представляет собой основу повседневного общения людей, фундамент их научной и практической деятельности. Он служит важнейшей составной частью культуры любого народа. Именно естественный язык определяет богатство содержания речи.

Искусственные языки возникают на базе естественного языка. Они служат целям науки, позволяя в познавательных интересах широко применять символику, формулы, схемы, графики, диаграммы, таблицы, матрицы и т. д. Свои искусственные языки имеют математика, физика, химия и другие науки. Существуют алгоритмические языки программирования для ЭВМ: “Алгол-60”, “Алгол-65”, “Фортран”, “Кобол”, “ПЛ-1”, “Ассемблер”, “Си-1,2,3”, “Бейсик”, “ЛИСП”, “shrdlu”. В честь выдающегося французского ученого Б. Паскаля (1623 - 1662), создавшего арифметическую машину, назван один из самых распространенных современных языков программирования. Язык “Паскаль” разработал швейцарский ученый Н. Вирт в конце 60-х годов. В 1983 году “Паскаль” был объявлен официальным языком программирования для учащихся американских средних учебных заведений, которые намерены специализироваться в области вычислительной техники и программирования.

Разработаны искусственные лингвистические языки: “Линкос”, “Воляпюк”, “Эсперанто”, “Идо”, “Латино-сине-флексионе”, “Акциденталь”, “Интерлингва”, “Новиаль”, и другие.

Естественный и искусственные языки тесно взаимосвязаны, обогащают и дополняют друг друга. Однако следует учитывать их относительные преимущества и недостатки.

Преимущества естественного языка заключаются в том, что он, во-первых, обладает большой информационной емкостью, позволяющей наиболее глубоко, полно и разносторонне выразить мысль. Художественная литература, например, обладает несоизмеримо большими возможностями передачи образа по сравнению с другими видами и жанрами искусства. Во-вторых, позволяет содержательно выразить внутреннюю противоречивость предмета, а также показать его в движении и развитии. В-третьих, он доступен и понятен как средство повседневного общения людей. В-четвертых, с его помощью можно передавать эмоциональное состояние человека, что является немаловажным фактором в процессе речевого общения.

Вместе с тем естественному языку присущ ряд недостатков. Во-первых, значения слов изменяются со временем, во-вторых одинаковые слова часто имеют различные значения, а разные слова - одинаковое значение, что создает известные трудности в процессе общения. В-третьих, значение слов нередко бывает неопределенным, расплывчатым, и это лишает рассудочную деятельность четкости, ясности, однозначности. В-четвертых, грамматические правила построения предложений в логическом смысле не всегда совершенны. Не в каждом случае можно определить, какой смысл имеет то или иное предложение. Например, преподаватель оценил, что ответ студента был удовлетворительным. С точки зрения грамматики здесь все правильно. Но с точки зрения логики нельзя понять, в каком смысле ответ был удовлетворительным: то ли он вполне удовлетворил преподавателя; то ли ответ оценен на удовлетворительно?

Соответственно искусственные языки имеют свои положительные и отрицательные стороны. Преимущества искусственных языков состоят в том, что они, во-первых, позволяют формализовать понятия и высказывания, исследовать их с применением математического аппарата, электронной вычислительной техники. Во-вторых, символика дает возможность сжимать текст, освобождает смысловое содержание от многословия, делает высказывания более четкими в пределах принятых значений (истинно или ложно). Один из видных представителей математической логики американский ученый С. Клини (род. в 1909 г.) говорил, что, переводя выражения с обычного языка на искусственный язык, мы лишаемся некоторых оттенков смысла, но зато выигрываем в точности.[2]

Вместе с тем искусственные языки не лишены недостатков. Во-первых, они обедняют содержание высказываний, освобождая их от возможности передавать различные смысловые оттенки речи. Во-вторых, пока еще для искусственных языков существует проблема различения омонимии и синонимии, то есть “понимания” одинаковых по звучанию, но разных по смыслу слов (омонимов) и разных по звучанию, но одинаковых по смыслу слов (синонимов). В-третьих, искусственные языки не позволяют передать внутренние противоречия предмета, отразить его в движении и развитии. В-четвертых, искусственные языки и оперирование с ними доступны только специалистам.

Человеческую мысль можно передать невербально, то есть жестами, мимикой, умолчанием, взглядами, указанием на окружающие предметы, интонацией, громкостью, рисунком, чертежом, формулой, моделями, музыкальными звуками, танцами, красками и т. д. Однако универсальным средством является вербальная, то есть речевая передача мысли.

Речь представляет собой непосредственную деятельность говорящего, звучащий язык. Но речь и язык, будучи взаимосвязаны отличаются друг от друга.[3]

В чем состоит отличие языка и речи?

Язык - это общая знаковая система, отвлеченная от конкретных ситуаций жизни. Речь же всегда конкретна.

Язык лишь создает возможности для целенаправленных действий людей. Речь всегда преднамеренна и направлена на достижение какой -либо цели.

Язык относительно статичен. Речь развивается во времени и пространстве, подвижна и динамична.

Языку свойственна строгая система, стабильность и обязательность его единиц. Речь индивидуальна, произвольна. В отличие от языка, ей присущи свой темп, громкость, эмоциональная окраска, степень стройности, стиль (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный) и т. д.

Язык является средоточием коллективного опыта многих поколений, целого народа. Речь выражает опыт индивидуума.

Выделяют различные виды речи: а) внутреннюю (для себя) и внешнюю (для других); б) устную и письменную; в) звуковую и незвуковую (например, у глухонемых). Каждая из разновидностей имеет свои особенности, и это необходимо учитывать в процессе общения.

Итак, мы кратко охарактеризовали такие категории, как язык и речь. Они хотя и необходимы, но еще недостаточны для уяснения понятийного аппарата логики. На базе этих понятий, и прежде всего языка, существует система науки о мышлении.

Прежде всего надо понять, что такое “семантические категории”?

Слово “семантика” имеет греческое происхождение и буквально переводится как “обозначающий”. Этот термин ввел в научный обиход в XIX веке французский филолог М.Бреаль. После его работ усилиями философов, логиков, психологов значение термина “семантика” было значительно расширено. Семантику стали рассматривать уже не как отрасль филологии, а как отрасль науки о знаках (семиотики).

Семиотика - это общая теория знаков и знаковых систем. Она рассматривает естественные и искусственные языки как систему знаков, связанных определенными, четко фиксируемыми отношениями. Эти отношения могут быть синтаксические, семантические и прагматические.

Синтаксические - это отношения между знаками, которые фиксируются в способах и правилах образования ( преобразования) языковых выражений. Синтаксис изучает сочетания слов и предложений.

Семантические - это отношения между знаками и тем, что знаки обозначают. Такие отношения фиксируются правилами приписывания значения и смысла языковым выражениям.

Прагматические - это отношения между потребителем знаковой системы и самой знаковой системой, отношения между людьми в процессе знакового общения.

Из названных видов отношений наибольший интерес для логики представляют семантика и ее категории. Рассмотрим некоторые из них.

Знак - слово или словосочетание, имеющие какой-либо самостоятельный смысл и выраженные с помощью естественного или искусственного языка. Знаками являются материальные предметы, явления, события, выступающие в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства, отношения и используемые для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Наши рекомендации