Конечные результаты обучения. Дисциплина MB 1112 - Медицинская биофизика
СИЛЛАБУС
Дисциплина MB 1112 - Медицинская биофизика
Специальность 5В130100 – «Общая медицина»
Объем учебных часов 2 кредита
Курс 1
Семестр 1/2
Форма контроля: экзамен
Алматы 2015 г.
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной проф. ,
Нурмаганбетовой М.О., доц. Байдуллаевой Г.Е., проф.Адибаевым Б.М , ст.преп. Алмабаевой Н.М., Нуртаевой Г.К. обсужден и утвержден на заседании модуля от 29.08. 2015 г.
Протокол №1
Руководитель модуля, доц. Байдуллаева Г.Е.
Общие сведения
Наименование вуза - Казахский национальный медицинский университет
Имени С.Д. Асфендиярова
Модуль: - Медицинской биофизики и биостатистики
Дисциплина - “Медицинская биофизика”, код дисциплины : МВ 1112
Специальность-5В130100 –“Общая медицина”
Объем учебных часов - 2 кредита
Курс и семестр - 1курс, 1/2семестра
Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.
Ф.И.О. | Степень | Звание | должность | Научное направление | |
Байдуллаева Г.Е. | к.ф.-м.н. | доцент | Рук. модуля | Теплофизика | |
Нурмаганбетова М.О. | к.т.н. | профессор | профессор | Математическое моделирование | |
Адибаев Б.М. | к.ф.-м.н. | профессор | профессор | Молекулярная физика | |
Абирова М.А. | К.п.н | доцент | Доцент | Методика преп. | |
Алмабаева Н.М. | Магистр естественных наук | ст.преп. | Методика преп. | ||
Нуртаева Г.К. | Магистр естественных наук | ст. преп. | Методика преп. | ||
Умирбекова З.К. | ст.преп. | Методика преп. | |||
Абрасилова В.О. | Магистр естественных наук | Преп. | Методика преп. | ||
Ильясова Г.О. | Магистр естественных наук | Преп. | Методика преп. | ||
Бакіржанқызы А. | Магистр естественных наук | Преп. | Методика преп. |
Контактная информация: место нахождения кафедры (Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, правое крыло), телефоны вн. 7295.
Политика дисциплины:
Необходимо строго по расписанию посещать лекции и практические занятия, а также вовремя сдавать учебный материал и вовремя сдать зачеты, рубежный контроль и экзамены. Таковы общие требования модуля, предъявляемые к студентам в процессе изучения. Предусмотрены штрафные меры при невыполнении разделов работы: дополнительно отработать с преподавателем материал.
Программа
Введение
Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.
Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы научного исследования и анализа. В настоящее время многие биофизические методы широко используются для выяснения механизма действия на организм факторов внешней и внутренней среды, в том числе физической, химической, техногенной природы, действия токсических агентов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.
Цель дисциплины:
Формирование научного мировоззрения и научной методологии, как теоретической основы медико-биологических и санитарно-гигиенических исследований.
Задачи обучения:
· определить практически важные достижения биофизики для решения задач медико-биологических исследований;
· демонстрировать знания основ биофизических методов, применяемых в медико-биологических, гигиенических и эпидемиологических исследованиях;
· использовать физико-химические законы для объяснения процессов, протекающих в организме человека;
Конечные результаты обучения
Формирование когнитивного компонента (знания):
· физико-химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования;
· биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану, механизмы электрогенеза;
· физические особенности взаимодействия света с биологическими структурами;
· биофизические закономерности работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем;
· основы метрологического обеспечения исследований;
· основные группы медицинских приборов и аппаратов, применяемых для исследования биологических систем.
Формирование практических навыков:
- выполнение и проверка результатов лабораторных работ, семинары, решение ситуационных задач применяемых при различных биофизических исследованиях: микроскопирование биологических объектов, технические средства медицинской интроскопии, ФЭК.
· проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях;
· производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств;
· измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов.
Формирование коммунактивных навыков:
Развитие коммуникативных навыков при объяснении процессов, протекающих в организме человека. Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий при получений и анализа ЭКГ, наложения электродов, определение скорости движения ленты. Проверка результатов по анализу ЭКГ.
Правовые компетенции:
Формирование правовой компетенции: знание и освоение правил техники безопасности, соблюдение ТБ при работе с приборами, с аппаратурой и правила гигиены при работе с пневмографом и со спирометром и т.д.
Компетенции неперерывного обучения и самообразования:
Формирование навыков к самостоятельной работе студентов. Приобретение научно-исследовательских навыков. Умение самостоятельно делать соответствующие выводы по заданным тематикам.
Пререквизиты дисциплины– основы по физике, биологии, химии, математике.
Постреквизиты дисциплины – физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия, патологическая физиология, профильные дисциплины.
Краткое содержание
Биофизика клеточных мембран. Биофизика электровозбудимых тканей. Квантовая биофизика. Биофизика тканей и органов. Реологические свойства крови. Реография различных органов и тканей. Методы исследования кровообращения. Биофизика мышечного сокращения. Классификация медицинских приборов и аппаратов. Формы энергии, которые преобразуются в измерительном преобразователе. Технические средства для изучения механических, электрических проявлений жизнедеятельности организма. Основные технические средства медицинской интроскопии. Терапевтическая электронно-медицинская аппаратура.
Тематический план лекций.
№ п/п | Тема лекции | Объем учебных часов |
Биофизические процессы в мембранах. Явление переноса. | ||
Биопотенциалы. Потенциал покоя и действия. | ||
Гемодинамические закономерности движения крови. Реологические свойства крови. | ||
Квантовая биофизика. Закономерности поглощения света биологическими системами. | ||
Ионизирующие излучения. Действие ионизирующего излучения на биологические объекты. | ||
Всего 5 ч. |
Тематический план практических занятий.
№ п/п | Тема занятия | Объем учебных часов |
Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны. Пассивный транспорт. | ||
Биоэлектрические потенциалы. Потециал покоя и потенциал действия. | ||
Конструкция датчиков, электродов и их основные характеристики. Градуировка термодатчиков. | ||
Физические основы электрокардиографии. Регистрация ЭКГ и принципы анализа. Электроэнцефалография. | ||
Рубежный контроль №1 | ||
Методы исследования кровообращения. Импеданс биологических тканей. | ||
Терапевтическая техника, основанная на применении ВЧ, СВЧ и УВЧ токов. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. | ||
Физические основы гемодинамики. Методы определения вязкости жидкости. | ||
Фотоэлектрические преобразователи. Методы исследования биологических объектов по спектральному анализу. | ||
Оптические методы исследования биологических систем. (Микроскоп. Рефрактометр) | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Всего: | 25 ч. |
Тематический план СРСП
№ п/п | Тема занятия | Объем учебных часов |
Модели биологических мембран. Активный транстпорт. | ||
Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. | ||
Принципы работы приборов, регистрирующих биопотенциалы. | ||
Потенциал действия кардимиоцитов. Биомеханика мышцы. Модель скользящих нитей. | ||
Интегральная и регионарная реография. | ||
Электрофизические методы терапии. | ||
Капиллярные явления, их значения в биологии и медицине. Газовая эмболия | ||
Спектроскопия (Лазерная спектроскопия, Атомная спектроскопия и др.). | ||
Поляризация света. Поляриметрия. | ||
Биомеханические основы дыхания. Газообмен. | ||
Всего: | 30 ч. |
Тематический план СРС.
№ | Тема СРС | Форма проведения | Объем учебных часов |
Акустические методы исследования биологических объектов. | Создание глоссария на 3х языках | ||
2. | Тепловое излучение. Понятие о термографии. | Разработка тестовых заданий | |
3. | Основы медицинской интроскопии. | Разработка тестовых заданий | |
Механизмы действия лазерного излучения на биологические ткани. Квантовая терапия. | Тестовое задание | ||
5. | Биофизические процессы в тканях при воздействии токов и электромагнитных полей. | Подготовка и защита презентации | |
6. | Ионизирующие излучения. Дозиметрия. | Создание глоссария на 3х языках | |
Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. Томография. | Подготовка и защита презентации | ||
Всего часов: | 30 ч. |
Литература:
Основная:
1. Антонов В.Ф. Физика и биофизика: Учебник/ В.Ф.Антонов, Е.К.Козлова, А.М.Черныш .-2-е изд. С доп.-М.: ГЭОТАР- МЕДИА, 2013.-472 с: ил.
2. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая Биофизика.- М., Высшая школа, 2012 г.-647 с.
3.Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Медицинская и биологическая физика :учебник. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 558 с. : ил.
4.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2010.
5.Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Сборник задач по медицинской и биологической физике : учеб. пособие – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 189 с.
6.Антонов В.Ф. Физика и биофизика : учебник. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – 480 с.
7. Самойлов В.О. Медицинская биофизика: Учебник для вузов 2-е издание испр. и доп./СпецЛит,2007 г. – 560 с.
Дополнительная:
1. Кошенов Б.,Медициналық биофизика: Оқулық/Б. Кошенов.-Алматы: Қарасай, 2009 г.-224 б.
2. Антонов В.Ф. Физика и биофизика. Практикум.: Учебное пособие М: ГЭОТАР –МЕДИА, 2008, -336 с.: ил.
3.Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика : курс лекций для студентов медицинских вузов : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2007. – 240 с.
4.Рубин А.Б. «Биофизика». изд.МГУ, 2006 г.- 435 c.
5. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
6.А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко. Медицинская и биологическая физика, М."Высшая школа".2004 г. – 560 стр.
7. www. Sciencedirect.com.
8. www.thecochranelibrary.com.
9. www.springerlink.com.
10. www.webofknowledge.com.
11. http://dlib.eastview.com.
Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные
· Практические занятия:семинары, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ, деловые игры, дебаты, разбор и обсуждение контрольных вопросов
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:работа в группах, дискуссии, разбор и обсуждение случаев, семинар, решение ситуационных и типовых задач, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
· Самостоятельная работа студентов: индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач, подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.
кРИТЕРИИ И ПРАВИЛА оценки знаний:
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
гдеI – итоговая оценка, R– оценка рейтинга допуска, E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине).
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.
Итоговый контроль: интегрированный экзамен, состоит их двух этапов: 1) тестирование, 2) устный (по билетам)
где - баллы за I этап экзамена, – баллы за II этап экзамена.
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
где - первый рейтинг контроль, – второй рейтинг контроль
Рейтинг контроль определяется по формуле , где – текущий контроль, - первый рубежный контроль, – второй рубежный контроль
Текущий контроль: тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, оформления результатов измерений и т.д.
Рубежный контроль: коллоквиум проводится в форме тестирования и устного опроса по билетам
Текущий контроль t
– оценка уровня сформированности компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n , где n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания (тестирование, устный опрос)
N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки (решение задачи, лаборторная работа)
K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные(обмен мнениями по основным вопросам темы )
P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций (соблюдение правила техника безопасности при работе с приборами, последствия ионизирующих излучения и т.д.)
S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС (индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач; подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.