Мысленное разделение Нахождение сходств
Тема «Мышление, его виды, формы и операции»: внеаудиторная самостоятельная работа
Ü´ Обработайте учебную информацию, опираясь на текст учебников.
Задание 1. Сравните определения понятия «мышление». Подчеркните ключевые слова во всех определениях. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощьюü.
Мышление - это…
p - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
p - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношениймежду ними.
p - это отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений, отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи,процесс, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач.
|
Задание 2.Вставьте в нужное место на схеме виды мышления, выделенные по различным основаниям: (абстрактно-логическое, практическое, репродуктивное, дискурсивное, наглядно-действенное, теоретическое, продуктивное или творческое, интуитивное, наглядно-образное).
Задание 3. Рассмотрите ситуации и определите вид мышления, используемый в каждом конкретном случае.
Трехлетний ребенок поперхнулся горошинкой и начал задыхаться. Бабушка пыталась достать горошину то рукой, то пинцетом. А мальчик начал уже синеть. Как вдруг мать схватила его за ноги и яростно начала трясти вниз головой. Горошина выкатилась и её сыночек был спасён. | ?………….. ?………….. |
Ученый химик: «Энергетические уровни или расстояние от атомного ядра до орбиты вращения электрона обозначу как первое квантовое число – n, форму вращения электрона – как второе квантовое число – L, плоскость вращения (Х,Y, Z) – как магнитное или третье квантовое число, а направление вращения электрона по или против часовой стрелки – как четвертое квантовое число – s (спин)». | ?…………… ? …………… |
Решите задачу: «Медведи просыпаются от спячки в марте. Верно ли, что если ты встретил в лесу медведя, то это значит, наступил март»? | ?……………. |
Орган слуха человека обладает интересной особенностью. Известно, что человек может спокойно спать и не слышать громко звучащий телевизор. Однако при тишине тот же человек просыпается даже от слабого шороха. Ü´ Как вы думаете, почему так происходит? Попытайтесь объяснить это явление. | ? …………… |
Дошкольник не может правильно решить такую задачу: «Слон меньше тигра, тигр меньше зайца. Кто меньше всех»? Однако как только условия задачи изменяются, дошкольник справляется с задачей: «Слон больше тигра, тигр больше зайца. Кто меньше всех»? | ? …………… ? …………… |
Задание 3. Выберите и отметьте с помощью ü правильный вариант ответа.
А). Мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
p теоретическое образное мышление
p теоретическое понятийное
p наглядно-образное
Б). Мышление, которое непосредственно связано с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
p теоретическое понятийное
p наглядно-действенное
p наглядно-образное
В). Мышление, соответствующее аффекту, это-
p аутистическое мышление
p реалистическое мышление
p образное мышление
Задание 4. Впишите пропущенные слова.
Конвергентное мышление предполагает нацеленность на результат, причем правильный результат может быть ______________________ как в математической задаче.
___________________ мышление, напротив, вызывает интерес к процессу, а результат в этом виде мышления имеет второстепенное значение. Предполагается также, что наиболее ценным является не поиск одного – единственного верного решения (хотя оно и не отрицается), но нахождение разных, как можно более необычных, оригинальных путей этого решения.
Ü´Запишите, какое мышление развивает у студентов преподаватель, предлагающий им найти десять способов доказательства теоремы Пифагора и отыскать ещё два способа доказательства теоремы о 3 перпендикулярах.
? ______________
Задание 5. Дополните схему.
Мыслительные операции
Мысленное разделение Нахождение сходств
и различий
Мысленное объединение
Ü´ Допишите: Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части называется…___________________
Задание 6. Впишите названия форм мышления.
!……………… — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
!………………. — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Это - отдельная мысль о чём-либо.
!…………………. - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Задание 7. Подчеркните одной чертой конкретные понятия, а двумя чертами абстрактные понятия.
Книга, мужество, свидетель, белизна, государство, красота, происшествие, равенство, битва, смелость, растение, ответственность.
Задание 8. Определите вид суждений, если известно, что суждение существования обеспечивает логическую связь между понятием и его существенным признаком, а суждение отношения выражает отношение между двумя или более понятиями.
«Поздняя осень дождливее ранней осени» - ____________________________
«Осенью животные линяют»__________________________________________
«Насекомоядные птицы улетают на юг раньше водоплавающих птиц»___________________________
Задание 8. Определите истинные суждения, поставив возле них ü.
· Ни одно жвачное животное не имеет клыков.¨
· Все студенты – люди до 35 лет.¨
· Некоторые рыбы не мечут икру.¨
Задание 9. Назовите виды умозаключений.
!……………….умозаключение — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных явлений. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.
!…………………………..— это умозаключение от частного к частному. Его сущность состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Они лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
!………………… умозаключение — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Задание 10. Соотнесите виды умозаключений по аналогии с их примерами.
Распространенная аналогия: из сходства явлений следует сходство причин | Перья у водных птиц покрыты тонким слоем жира, чтобы отталкивать воду. Сделайте предположение о значении воска для растений, плавающих на поверхности водоема. |
Заключение по аналогии: из сходных причин следует вывод о сходстве производимых ими действий | На поверхности водоема плавают широкие круглые листья кувшинки белой и кубышки желтой.Посмотрите, как уверенно по ним бегут утята, перепрыгивая с листа на лист и не проваливаясь в воду. - Почему листья кубышки и кувшинки не только не тонут сами, но и еще выдерживают утят? Догадаться, почему это происходит, вы сможете, если вспомните причину, по которой надувной матрас выдерживает на воде человека. |
Простая аналогия: из сходства объектов в некоторых признаках следует их сходство в других признаках | У мятлика стройный стебель, пустой внутри и очень скромные, незаметные для человека, цветки. Пыльца с мужского растения на женский переносится с помощью ветра. У ежи сборной тоже стебель типа «соломинки», невзрачные, очень мелкие цветки. Опыление у ежи происходи с помощью ветра. У еще одного растения луга – лисохвоста- стебель также в виде «соломинки» и незаметные для человеческого глаза цветки. - Сделайте предположение, каким образом происходит опыление у лисохвоста. |