Международное сотрудничество в области безопасности труда
Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной Организации Труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы.Междунароодная организаация труда (МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На данный момент участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.
Международная Организация Труда (МОТ) была создана в 1919 году как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. МОТ объединяет представителей правительств, работодателей и работников.
Согласно Уставу МОТ, одной из основных задач, возложенных на эту организацию, является защита работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из более 300 конвенций и рекомендаций МОТ более трети прямо или косвенно связано с проблемами безопасности и гигиены труда, а более 40 документов посвящены этим вопросам.
Среди документов, непосредственно связанных с охраной труда, наиболее важную роль играет Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155). В нашей стране конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 №58-ФЗ. Конвенция определяет основные принципы национальной политики в области безопасности, гигиены и условий труда и предусматривает, что каждое государство в соответствии с национальными условиями и по согласованию с наиболее представительными объединениями работодателей и работников разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области безопасности и гигиены труда.
Цель этой политики – предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний путем минимизации производственных рисков.
Конвенция определяет основные направления такой политики. Она устанавливает и подробно описывает серию мероприятий на национальном уровне и уровне предприятия.
Дополняет Конвенцию Рекомендация 1961 года (№164) о безопасности и гигиене труда. Эта рекомендация расширяет перечень мероприятий по обеспечению охраны труда на национальном уровне. Так, в ней более подробно рассматриваются аспекты законотворческой работы, в том числе регулярный пересмотр законодательства в свете накопленного опыта и достижений научно-технического прогресса; предусматривается разработка специальных программ обучения и подготовки рабочих-мигрантов на их родном языке; разработка мер по предупреждению аварий, мероприятия для работающих инвалидов.
Ряд правовых норм охраны и безопасности труда содержится в Конвенции 1977 года (№148), Рекомендации 1977 года (№156) о производственной среде (загрязнение воздуха, шум, вибрация), Конвенции 1985 года (№161) и Рекомендации 1985 года (№171) о службах гигиены труда, Конвенции 1990 года (№170) и Рекомендации 1990 года (№177) о безопасности при использовании химических веществ на производстве, Рекомендации 1929 года (№ 31) о предотвращении несчастных случаев на производстве, Конвенции и Рекомендации 1947 года (№81) об инспекции труда, Конвенции 1978 года (№150) о регулировании вопросов труда.