Отдаленные результаты лечения полипов желудка
Основным критерием правильности хирургической тактики в лечении полипов несомненно являются отдаленные результаты. До настоящего времени нет больших статистик по этому вопросу, выводы многих авторов, которые изучали отдаленные результаты в разные сроки при применении различной лечебной тактики, противоречивые. В табл. 3 приведены некоторые конкретные данные, касающиеся анализа более 1600 наблюдений разных авторов, в том числе свыше 1000 резекций желудка. Как видно из табл. 3, из 1101 больного после резекции желудка по поводу полипов рецидивы полипов возникли у 28 больных (2,5%), а рак культи желудка у 95 (8,6%) в сроки от 1 года до 10—13 лет после операции. Многие авторы причиной рецидивов полипов в культе желудка считают оставление их при резекции или дальнейшее течение процесса с образованием новых Полипов и рака культи на фоне изменений слизистой оболочки.
И. Б. Розанов и В. Л. Маневич (1961) отметили на своем материале 9,2% рецидивов полипов и рака культи после резекции желудка. Авторы рекомендовали еще более высокую резекцию для профилактики рецидивов полипов и рака. П. Г. Харченко (1959) при оценке отдаленных результатов в сроки от 3 до 12 лет, изученных у 46 больных после резекции желудка,
хорошие результаты отметила только у 18 (39,1%). У 10,9% больных выявлены рецидивы полипов с нарастанием всех ранее имевшихся жалоб и у 26,1% обнаружен рак в культе желудка.
К. А. Файнберг (1965) на основании изучения 118 оперированных больных, прослеженных в сроки до 7 лет после операции, отмечал, что после полипэктомии и резекции '/а желудка рецидивов не было ни в одном случае. Однако с увеличением объема резекции, по его данным, увеличивается количество рецидивов. Так, при резекции ^з желудка (41 больной) отмечено 4 рецидива (9,7%), а при субтотальной резекции (18 больных) рецидивы были у 10 больных (55,5%). Это, по-видимому, объясняется более обширным поражением желудка полипами, что потребовало и более высокой резекции.
По наблюдениям И. С. Шепелевой (1956), в сроки от 1 года до 15 лет, из 42 больных с резекцией желудка благоприятные результаты отмечены у 35 (83,3%). У 7 больных (16,6%) наблюдались рецидивы полипов или развилась раковая опухоль в культе желудка. У всех больных с резецированными желудками в сроки наблюдения от 6 мес до 6,5 лет нарушенная кислотообразующая функция желудка не восстанавливалась.
Автор отмечал, что динамическое наблюдение при полипах желудка оказывается нередко несостоятельным, ввиду того что определить переход полипов в рак клинически и рентгенологически почти невозможно. В. Н. Сагайдак (1961) представил анализ отдаленных результатов после оперативных вмешательств по поводу полипов, произведенных в Научно-исследовательском онкологическом институте имени П. А. Герцена Министерства здравоохранения РСФСР с 1933 по 1957 г. За указанный период был оперирован 201 больной (резекция желудка—174 больных, иссечение полипа— 24, тотальная гастрэктомия — 3). Из числа перенесших резекцию желудка по поводу доброкачественных полипов 3 года живут 93%, а по поводу малигнизированных—84% больных. Умерли в разные сроки после резекции желудка по поводу полипов 28 больных (16%), из них от рака культи— 16 (9,2%), в том числе у 8 была резекция желудка по поводу малигнизированных полипов и у 8 — по поводу доброкачественных полипов. Из 24 больных с иссечением полипа у 3 были малигнизированные полипы, из них 2 умерли через 3 года после операции от рака желудка, третьему больному через 2 года по поводу рецидива полипа произведена резекция желудка. У 20 больных были иссечены доброкачественные полипы, из них умерли после иссечения полипов трое больных, один из которых от рака желудка. На основании полученных результатов В. Н. Сагайдак сделал вывод, что при доброкачественных полипах все методы хороши: и резекция желудка, и иссечение полипа; при малигнизированных полипах—эффективна только резекция желудка.
Дифференцированный подход при определении показаний к объему оперативного вмешательства диктуется наличием различных гистологических форм полипов.
Многие авторы считают, что при аденомах показана резекция желудка, а при одиночных доброкачественных железисто-фиброзных полипах, гиперплазии слизистой оболочки и тем более при фибромах, липомах и других нежелезистых полипах можно ограничиться иссечением последних. При этом каждое оперативное вмешательство по поводу одиночного полипа следует начинать с иссечения его с последующим тщательным гистологическим исследованием, с тем чтобы при наличии доброкачественных и нежелезистых форм полипов избежать излишнего расширения оперативного вмешательства. И. Б. Розанов (1960) изучал отдаленные результаты Лечения 150 больных в сроки от 1 года до 10 лет, из них 45 не были оперированы. Из числа неоперированных получены сведения о 29 больных, из них 6 были оперированы в более поздние сроки, у 2 оказался рак желудка. Остальные больные продолжали предъявлять прежние жалобы.
Иссечены солитарные полипы у 18 больных. В 5 случаях полипы, казавшиеся доброкачественными, при микроскопическом исследовании оказались малигнизированными. Двое из этих больных умерли через 1 и 2 года от рака желудка, и еще два оперированы по поводу рака желудка. При изучении отдаленных результатов после резекции желудка оказалось, что при доброкачественных полипах возникновение рака культи желудка в отдаленных наблюдениях встречается почти в 3 раза реже, чем при малигнизированных полипах.
А. П. Мирзаев (1960) изучил отдаленные результаты у 49 больных, перенесших резекцию желудка без предварительной гастротомии и в большинстве случаев без специального осмотра слизистой оболочки всего желудка. Оказалось, что от рака культи желудка умерли 3 больных в сроки от 2 до 8 лет после операции. При обследовании другой группы больных (24), также после резекции желудка, но с предварительной ревизией слизистой оболочки культи его, летальных исходов от рака культи или рецидивов в культе желудка не было.
При наблюдении за 20 больными после иссечения одиночного полипа в сроки от 1 года до 7 лет ни рецидива полипа, ни ракового превращения рубца на месте иссечения полипа также не было выявлено ни у одного больного. Автор пришел к выводу, что, по-видимому, рецидивы полипов после иссечения их или же развитие рака в рубце на месте иссеченного полипа наступают вследствие неправильной тактики хирурга, неполноценного обследования слизистой оболочки всего желудка, а также при невыполнении срочной биопсии полипа.
Большое практическое значение имеет вопрос о причинах рецидивов полипов после резекции желудка. Поли-. пы в культе желудка могут быть обусловлены как оставлением их при резекции желудка, так и развитием нового полипа в культе желудка. Рецидивы полипов или развитие нового полипа в культе желудка есть дальнейшая стадия течения папилломатозного или полипозного гастрита (А. В. Мельников, 1954).
По данным И. Б. Розанова (1960), при изучении отдаленных результатов резекции желудка у 102 больных, клиническое выздоровление было отмечено у 44,5%, а по данным В. А. Канделис (1964), хорошие результаты отмечены только у 31,9% оперированных больных, еще менее утешительные результаты сообщили 3. С. Берестец-кая (1960) и А. К. Лукиных (1962), которые наблюдали хорошие результаты после резекции желудка соответственно у 10,8% и 17,1% оперированных больных. По данным Р. К. Харитонова (1964), после резекции желудка в значительном проценте случаев (72,4%), даже при отсутствии указаний на рецидив полипа, больные не могут считать себя здоровыми в связи с различными проявлениями демпинг-синдрома. Большие возможности в лечении и наблюдении за больными после полипэктомии и резекции желудка появились с внедрением в практику гастрофиброскопов. Л. В. Авдей с соавт. (1975) изучили отдаленные результаты иссечения полипов желудка с помощью гастрофиб-роскопа у 250 больных в сроки до 5 лет. Рецидивы полипов в, разные сроки были выявлены у 6 больных (2,4%), из них у 4 рецидив полипов возник не на месте удаления, а в других участках желудка.
Основываясь на пятилетнем опыте удаления полипов желудка через гастрофиброскоп, авторы пришли к выводу, что для лечения мелких полипов не обязательно прибегать к различным видам резекции желудка. С внедрением в практику гастрофиброскопов появилась возможность решать эту актуальную проблему хирургии и онкологии более щадящим способом. Удаление мелких полипов желудка через гастрофиброскоп с обязательной срочной биопсией, исключающей малигнизаицю, является вполне обоснованным вмешательством, как и широкое иссечение или электроэксцизия одиночного не-малигнизированного полипа.
С. Л. Рудова (1973) при сравнении отдаленных результатов полипэктомии, выполненной разными методами у 105 больных, установила, что существенных различий между методами электрохирургической и ножевой эксцизии полипа с окружающей слизистой оболочкой нет. Также не было выявлено различий между методами удаления полипа в пределах только слизистой оболочки и удаления со всеми слоями желудочной стенки по типу «микрорезекции».
Huppeler с соавт. (1960) из клиники Mayo на основании анализа результатов лечения 206 больных с полипами желудка, из которых у 99 произведена полипэктомия и у 94—резекция желудка, пришли к выводу, что разницы между длительностью жизни больных с доброкачественными полипами после удаления полипа и после резекции желудка не отмечается. Следовательно, критерием выбора метода и объема операции должна служить гистологическая форма полипа, наличие или отсутствие в нем малигнизации, с учетом общего состояния и возраста больного.
2. ПОЛИПЫ ОБОДОЧНОЙ КИШКИ
Общие вопросы Статистические данные
В большинстве работ, посвященных хирургической патологии толстой кишки и, в частности, полипозу, отдельно выделяют толстую и прямую кишку (В. Л. Ривкин с соавт. — «Полипы и диффузный полипоз прямой и толстой кишок», 1969; А. Н. Рыжих—«Атлас операций на прямой и толстой кишках», 1969, и др.). Между тем анатомически термин «толстая кишка» включает в себя прямую кишку и ободочную, поэтому в нашей работе при описании полипоза толстой кишки мы выделили два раздела: полипы ободочной кишки и полипы прямой кишки. Необходимость такого разделения вызвана не только анатомическими но и функциональными особенностями этих отделов желудочно-кишечного тракта, а также клиникой заболевания и различием оперативных вмешательств.
Наиболее полное определение полипа толстой кишки дал С. А. Холдин (1955): истинный полип—это опухолевидное образование, возвышающееся над уровнем слизистой оболочки в виде шаровидного, грибовидного или ветвистого разрастания, сидящего либо на ножке, либо на широком основании. Основу полипа составляют разрастания железистого эпителия в виде многочисленных железистых трубок или в виде разветвленных ворсинок, покрытых высоким цилиндрическим эпителием. Опорную ткань представляет соединительнотканная основа, содержащая мышечные волокна.
Первый случай полипоза толстой кишки, образовавшегося на почве язвенного колита описал в 1721 г. Menzel, а истинный полипоз желудочно-кишечного тракта—Cruvelier в 1821 г. К. Славянский (1868) при вскрытии трупа 26-летнего мужчины, страдавшего в течение 3 лет поносами и умершего от уремии, обнаружил в тонком кишечнике множество плотных возвышений небольшого размера, которые он назвал железисто-слизистыми полипами.
О больном, умершем от сильного поноса, при вскрытии которого было обнаружено множество отдельных опухолей в толстом кишечнике, которые были расценены как полипы, сообщил К. Н. Виноградов в 1871 г. Н. В. Склифосовский (1881) опубликовал наблюдение под названием «Polyadenoma tractus intestinalis», в котором он сообщил о больном 52 лет, страдавшем в течение
7 лет поносами, приведшими к сильному истощению. Полипы располагались по всему толстому кишечнику. Исходя из воспалительной теории, он считал целесообразным наложение противоестественного заднего прохода для уменьшения раздражения пораженной части кишечника. В 1896 г. Н. В. Петров обнаружил у больного, который погиб после операции — резекции части подвздошной кишки по поводу инвагинации,—множество полипов по всему желудочно-кишечному тракту, некоторые из которых были злокачественно перерождены. В слизистой оболочке кишки были обнаружены явления хронического воспаления. Исходя из этого, автор сделал вывод, что длительно существовавшее воспаление в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта привело к разрастанию ее и образованию полипов.
Заболевание развивается большей частью в молодом возрасте, иногда—в детском, реже—в зрелом. О наследственности этого заболевания высказывались многие авторы.
В 1913 г. П. П. Ситковский описал случай полипа червеобразного отростка, причиной образования которого он считал хроническое воспаление. В. Либенский (1913) сообщил об одиночных аденоматозных полипах и возможности их озлокачествления. 8 последующие годы были сообщения о единичных случаях обнаружения одиночных полипов (И. В Кудрявцев—3 случая, Н. Н. Кукин—4 случая и др.). По данным Stevenson, Wilson (1954), 12—14% лиц старше 40 лет имеют полипы толстой кишки. Аналогичные сведения привел В. Л. Ривкин (1969): среди 5750 больных, поступивших в стационар с раГзными заболеваниями прямой и ободочной кишок, больные с одиночными и множественными полипами составили 12,1%, или 78% всего числа больных с доброкачественными опухолями прямой и сигмовидной кишок. У 2,2% больных были обнаружены бессимптомные полипы. Данные разных авторов о частоте обнаружения полипов у обследованных больных привела Т. Н. Мищенко (1974) (табл. 4).
Arminski, McLean (1964) обследовали 3609 здоровых лиц и выявили, что у детей полипы встречаются в 28% случаев, у юношей—в 30%, у лиц в возрасте до 70 лет— в 12,8% случаев.
В результате проведения массовых профилактических ректороманоскопий у 2779 лиц Ю. М. Милитарев, В. Н. Анненков, В. Я. Бабкин с соавт. (1970) выявили в 2,5% случаев предраковые поражения прямой и сигмовидной кишок.
По данным Онкологического научного центра АМН СССР (Л. П. Симбирцева, 1964), полипы распределяются по различным отделам толстой кишки со следующей частотой: слепая и восходящая часть толстой кишки— 13%; печеночная кривизна, поперечная ободочная часть и селезеночная кривизна — 13,5%; нисходящая, сигмовидная часть толстой кишки и прямая кишка —73,5%.
Таким образом, полипы чаще локализуются в левой половине толстой кишки (73,5%), преимущественно в прямой кишке. Heltborn (1952) и другие отмечали, что
полипы равномерно распределяются по всем отделам толстой кишки, однако это не подтверждается данными большинства авторов и нашими наблюдениями.
Относительно частоты заболевания среди мужчин и женщин в литературе имеются различные сведения. Большинство авторов отмечают преобладание полипов толстой кишки у мужчин. Так, по данным Е. В. Литвиновой (1956), из 216 больных мужчин было в 2 раза больше, по наблюдениям Л. Н. Иншакова (1970), из 533 больных мужчин было 52,4, а женщин—47,6%. Bochus с соавт. (1961) привели соотношение мужчин и женщин при полипах толстой кишки как 3:2, Rider (1959) —4:2, Swinton (1963) — 1:1. По данным В. Л. Ривкина и соавт. (1969), наоборот, отмечено преобладание женщин: из числа больных (696) женщин было 52,7%, а мужчин— 47,3%. Более половины больных (56,1%) были в возрасте от 41 года до 60 лет, 22,8% —от 31 года до 40 лет, 9,7% —от 14 до 30 лет. За последние 20 лет (1956—1976) нами были оперированы 512 больных по поводу полипов прямой и ободочной кишок, из них у 81,45% полипы локализовались в прямой кишке, в том числе у 15,7%—в анальном отделе и у 84,3%—в ампулярном. У 11,13% больных полипы локализовались в левой половине ободочной кишки, преимущественно в сигмовидной — в дистальном ее отделе, у 4,1% больных—в правой половине ободочной кишки и в 3,32% случаев был диффузный полипоз. Женщин было 55,7%, мужчин—44,3%. Более половины больных (51,6%) были в возрасте от 30 до 50 лет, от 51 года до 60 лет—28,4% и реже в возрасте от 16 до 18 лет— 1,6%.