Стандарт устанавливает общие требования к средствам размещения и предоставляемым в них услугам.

Настоящий стандарт предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения.

На основе настоящего стандарта могут разрабатываться нормативные документы, устанавливающие требования к средствам размещения конкретных видов, в том числе стандарты организаций - исполнителей услуг средств размещения.

Основные разделы стандарта:

Область применения

Термины и определения

Общие требования к средствам размещения

Дополнительные требования к коллективным средствам

Размещения и предоставляемым в них услугам

Требования к услугам, предоставляемым в коллективных

Средствах размещения

Требования к услугам, предоставляемым

В индивидуальных средствах размещения

Требования безопасности

Согласно стандарта Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства размещения: помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.

К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, апартотели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, туристические базы, рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, детские оздоровительные лагеря.

Индивидуальные средства размещения: средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.

К индивидуальным средствам размещения относят: гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны.

Номерной фонд: общее количество номеров (мест) средств размещения.

Номер в средстве размещения: одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимым для временного проживания.

Сюит: номер, состоящий из нескольких смежно-раздельных жилых комнат, включающий в себя спальные места и отдельное/отдельные помещения/помещения для отдыха и/или работы.

Апартамент: номер, состоящий из нескольких жилых комнат, включающий в себя спальные места и отдельное помещение с кухонным уголком, предназначенное для приготовления пищи и отдыха.

Люкс: номер, состоящий из двух и более жилых комнат.

Джуниор сюит: номер, имеющий помимо спального места дополнительную площадь для отдыха/работы.

Студия: номер, состоящий из одной комнаты с кухонным уголком.

Одноместный номер: номер со спальным местом на одного человека.

Двухместный номер "дабл": номер, в котором возможно размещение двух человек на одной двуспальной кровати либо на двух односпальных кроватях, сдвинутых вместе.

Двухместный номер "твин": номер, в котором возможно размещение двух человек на двух отдельно стоящих кроватях.

Семейный номер: номер, в котором возможно размещение трех и более человек, из которых, по крайней мере, двое взрослых.

Многоместный номер: номер со спальными местами на трех и более человек.

Соединяющиеся номера: номера со спальными местами, соединяющиеся между собой внутренними дверями.

Дуплекс: номер, состоящий из нескольких соединяющихся комнат, расположенных на разных этажах.

ГОСТ Р 53423 – 2009 «Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 ноября 2009 г. № 496-ст). Приводит определения употребляемых в туристкой индустрии терминов, связанных с различными типами размещения и другими сопутствующими услугами.

Основные разделы стандарта:

Область применения

2. Типы размещения.

3. Типы номеров.

4. Типы тарифов.

5. Типы кроватей.

6. Санитарно-техническое оборудование.

7. Услуги.

Дальше см. термины в стандарте

«Система классификации гостиниц и других средств размещений» от 21.07.2005 г. устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения (далее – Система) на категорию «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда».

Данный документ регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе, и аттестацию их на соответствующую категорию). Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.

Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы – организацией, уполномоченной Ростуризмом.

Объективность и достоверность оценки гостиниц и других средств размещения в Системе обеспечивается экспертами, аттестованными в порядке, установленном в Системе.

В настоящем документе применяются термины, понятия и определения, установленные в Законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Кроме того, в целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

средства размещения – помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;

номер в средстве размещения – одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;

номерной фонд – общее количество номеров (мест) средства размещения;

сюит – номер в средстве размещения площадью не менее 75 м2, состоящий из трех и более жилых комнат (гостиной/столовой, кабинета и спальни), с нестандартной широкой двуспальной кроватью (200 см х 200 см) и дополнительным гостевым туалетом;

апартамент– номер в средстве размещения площадью не менее 40 м2, состоящий из двух и более жилых комнат (гостиной/столовой, спальни), имеющий кухонное оборудование;

люкс – номер в средстве размещения площадью не менее 35 м2, состоящий из двух жилых комнат (гостиной и спальни), рассчитанный на проживание одного/двух человек;

студия– однокомнатный номер в средстве размещения площадью не менее 25 м2, рассчитанный на проживание одного/двух человек, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной/столовой/кабинета;

номер первой категории – номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с полным санузлом (ванна/душ, умывальник, унитаз), рассчитанный на проживание одного/двух человек;

номер второй категории– номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с неполным санузлом (умывальник, унитаз, либо один полный санузел в блоке из двух номеров), рассчитанный на проживание одного/двух человек;

номер третьей категории – номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом (умывальник, унитаз, либо один полный санузел в блоке из двух номеров), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в здании круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;

номер четвертой категории– номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником, рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;

номер пятой категории – номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, без умывальника (умывальник в коридоре), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;

знак категории гостиницы и другого средства размещения – форма доведения до потребителей и других заинтересованных сторон информации об аттестации гостиницы и другого средства размещения на соответствие определенной категории. Графически знак категории гостиницы и другого средства размещения представляет собой совокупность от одной до пяти пятиконечных звезд правильной формы произвольного размера.

Согласно «Системы классификации гостиниц и других средств размещений» от 21.07.2005 г.классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:

первый этап – экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;

второй этап – аттестация гостиницы и другого средства размещения;

третий этап – экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.[10]

«Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 25.04.1997 г. (в редакции от 1.02.2005 г.) (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг.

Основные понятия, используемые в Правилах, означают:

гостиница – имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг;

потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель – организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Основные разделы Правил:

1. Общие положения.

2. Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг.

3. Порядок предоставления услуг.

4. Ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг.[11]

ГОСТ Р 50762-2007 «Общественное питание. Классификация предприятий»

Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов.
Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (дата введения 1.07.1995 г. (в ред. от 15.05.1996 г.) устанавливает общие технические требования к кулинарной продукции, реализуемой населению, правила приемки, методы контроля, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Положения стандарта распространяются на кулинарную продукцию, выпускаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности, а также гражданами-предпринимателями. Стандарт пригоден для целей сертификации.

Основные разделы стандарта:

Предисловие

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Классификация кулинарной продукции

5. Общие технические требования к кулинарной продукции

6. Требования к реализации кулинарной продукции

7. Требования охраны окружающей среды

8. Правила приемки

9. Методы контроля

10. Упаковка и маркировка

11. Транспортирование и хранение

В стандарте применяют термины с соответствующими определениями:

Кулинарная продукция – совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.

Качество кулинарной продукции – совокупность свойств кулинарной продукции, обусловливающих ее пригодность к дальнейшей обработке и/или употреблению в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Охрана окружающей среды – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.

В стандарте дана классификация кулинарной продукции, согласно которой кулинарную продукцию вырабатывают в виде полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд.

Блюда, кулинарные изделия и полуфабрикаты различают по следующим основным признакам:

- виду используемого сырья – из картофеля, овощей и грибов, фруктов и ягод, из круп, бобовых и макаронных изделий, из яиц и творога, из рыбы, морепродуктов и раков, из мяса и мясных продуктов, из птицы, дичи и кролика и пр.;

- способу кулинарной обработки – отварные, припущенные, тушеные, жареные, запеченные, выпеченные;

- характеру потребления – закуски, супы, напитки и пр.;

- назначению – для диетического, школьного питания и др.

- термическому состоянию – холодные, горячие, охлажденные;

- консистенции – жидкие, полужидкие, густые, пюреобразные, вязкие, рассыпчатые.[12]

ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 5.04.1995 г. № 200) устанавливает классификацию услуг общественного питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания, распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания.

Стандарт применяется предприятиями общественного питания и гражданами-предпринимателями, а также для осуществления сертификации общественного питания в соответствии с Законами Российской Федерации «О защите прав потребителей» с целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Обязательные требования по безопасности услуг содержатся в разделах 6 и 7.

Основные разделы стандарта:

Предисловие.

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Определения.

4. Классификация услуг общественного питания.

5. Общие требования к услугам общественного питания.

6. Требования безопасности услуг.

7. Требования экологичности услуг.

8. Методы оценки и контроль качества услуг.

В стандарте применяются термины с соответствующими определениями:

Услуга общественного питания: результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании и проведении досуга.

Процесс обслуживания (в общественном питании): совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга.

Условия обслуживания: совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе получения услуги.

Качество услуги: совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Безопасность услуги: комплекс свойств услуги (процесса), при которых она под влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску.

Охрана окружающей среды: защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия свойств услуги, продукции.

Экологичность продукции (услуг): комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску.

В стандарте дана классификация услуг общественного питания, согласно которой услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, подразделяются на:

- услуги питания;

- услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

- услуги по организации потребления и обслуживания;

- услуги по реализации кулинарной продукции;

- услуги по организации досуга;

- информационно-консультативные услуги;

- прочие услуги.[13]

«Правила оказания услуг общественного питания» от 15.08.1997 г. (в ред. от 10.05.2007) (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Правилах, означают:

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги общественного питания по возмездному договору.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Режим работы исполнителя – государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Режим работы исполнителя – организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности.

Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.

Основные разделы Правил:

1. Общие положения.

2. Информация об услугах.

3. Порядок оказания услуг.[14]

«Система классификации пляжей» (Система) (утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 05.09.2006 г. № 119 и зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ № 8391 от 20.10.2006 г.) включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам соответствующих категорий.

Система рекомендуется к применению на добровольной основе. Пляжи классифицируются по трем категориям «I», «II» и «III». Высшая категория пляжа – «I», низшая – «III».

Основными целями создания Системы являются:

- гармонизация критериев классификации пляжей в Российской Федерации с существующей зарубежной практикой;

- обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и качества услуг, предоставляемых на пляжах;

- дифференциация пляжей в зависимости от качества и ассортимента предоставляемых услуг;

- обеспечение потребителя полной и достоверной информацией (в т.ч. о соответствии пляжа категории);

- повышение конкурентоспособности услуг пляжей;

- содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых на пляжах.

Классификация пляжей проводится в 2 этапа:

- экспертная оценка соответствия пляжей установленным в Системе требованиям;

- присвоение пляжам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.

Основные разделы Системы:

1. Общие положения.

2. Основные цели.

3. Организационная структура Системы.

4. Порядок проведения работ по классификации пляжей.

5. Порядок рассмотрения апелляций.[15]

«Система классификации горнолыжных трасс»(Система) (утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 14.11.2006 г. № 145 и зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ № 8573 от 08.12.2006г.) включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности, доступу к соответствующему участку и предоставление дополнительных услуг на трассах. Система рекомендуется к применению на добровольной основе.

Система классификации распространяется на горнолыжные трассы (для альпийских лыж, сноуборда и лыжни для бега), расположенные на территории Российской Федерации. Горнолыжные трассы классифицируются по следующим категориям сложности: «зеленая» – для начинающих, «синяя» – низкой степени сложности, «красная» – среднего уровня сложности, «черная» – высокого уровня сложности.

Основными целями Системы являются:

- гармонизация критериев классификации горнолыжных трасс в Российской Федерации с существующей зарубежной практикой;

- обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и качества услуг, предоставляемых на горнолыжных трассах;

- дифференциация горнолыжных трасс по категориям в зависимости от уровня сложности;

- обеспечение потребителя полной и достоверной информацией (в т.ч. о категории горнолыжной трассы), в целях предоставления возможности компетентного выбора горнолыжной трассы;

- содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых на горнолыжных трассах.

Основные разделы Системы:

1. Общие положения.

2. Основные цели.

3. Организационная структура Системы и функции её участников.

4. Порядок проведения работ по классификации.

5. Порядок рассмотрения апелляций.[16]

ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» от 28.07.2003 г. устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, номенклатуру, классификацию методов контроля и оценки показателей качества услуг. Положения стандарта распространяются на услуги, представляемые предприятиями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями, на основании стандарта могут разрабатываться нормативные документы по выбору номенклатуры показателей качества услуг однородных групп и конкретных видов. Стандарт может быть использован при проведении добровольной сертификации услуг.

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителей услуги.

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителя услуги.

Результат услуги – результат деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя, занимающихся удовлетворением соответствующей потребности потребителя услуги.

Процесс оказания услуги (процесс обслуживания) – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации результата услуги или организации досуга.

Безопасность услуги – показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности недопустимых изменений (утраты) для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды.

Безопасность услуги для экологии – показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности изменений свойств и состояния окружающей среды.

Примечание: под окружающей средой понимают фауну, флору, водный и воздушный бассейны, почву и недра.

Метод (способ) обслуживания потребителей – метод (способ) реализации потребителям продукции, организационных мероприятий в процессе предоставления услуги.

Форма обслуживания потребителей – разновидность или сочетание методов (способов) обслуживания потребителей.

Условия обслуживания потребителей – совокупность факторов, воздействующих на потребителя в процессе предоставления услуги.

Показатель качества услуги – количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, определяющих ее способность удовлетворить требования потребителя.

Контроль качества услуги (процесса оказания услуги) – деятельность по определению значений показателей качества услуги (процесса оказания услуги).

Оценка качества услуги (процесса оказания услуги) – количественное или качественное определение степени соответствия показателя качества услуги (процесса оказания услуги) установленным требованиям.

Метод (способ) контроля качества услуги (процесса оказания услуги) – совокупность правил, принципов, средств, позволяющих контролировать качество услуги (процесса ее оказания).

В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» сформирована классификация показателей качества услуг:

1 Показатели назначения.

1.1 Показатели применения.

1.2 Показатели совместимости:

1.2.1 функциональной;

1.2.2 геометрической;

1.2.3 биологической;

1.2.4 электромагнитной;

1.2.5 электрической;

1.2.6 прочностной;

1.2.7 программной;

1.2.8 технологической;

1.2.9 метрологической;

1.2.10 информационной.

1.3 Показатели предприятия:

1.3.1 материально-техническая база;

1.3.2 санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания;

1.3.3 этика общения и возможность получения дополнительных услуг;

1.3.4 среднее время ожидания или обслуживания потребителя.

1.4 Специфические показатели.

2 Показатели безопасности.

2.1 Показатели безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан:

2.1.1 электробезопасность;

2.1.2 пожарная безопасность;

2.1.3 взрывобезопасность;

2.1.4 радиационная безопасность;

2.1.5 безопасность от воздействия химических и загрязняющих веществ;

2.1.6 безопасность при обслуживании машин и оборудования;

2.1.7 безопасность за счет защитных средств и мероприятий;

2.1.8 безопасность от воздействия акустических, тепловых, световых излучений;

2.1.9 безопасность от воздействия технологических сред;

2.1.10 безопасность результата материальной услуги при обращении с ним, неисправности и утилизации;

2.1.11 специфические виды безопасности для отдельных услуг.

2.2 Показатели безопасности для окружающей среды:

2.2.1 допустимые (по уровню и времени) химические, механические, радиационные, электромагнитные, термические, биологические воздействия на окружающую среду;

2.2.2 устойчивость загрязняющих, ядовитых, опасных веществ, попадающих в окружающую среду;

2.2.3 специфические показатели для отдельных групп (видов) услуг.

2.3 Показатели сохранности имущества и информации:

2.3.1 сохранность имущества в процессе предоставления услуги;

2.3.2 сохранность информации от несанкционированного доступа;

2.3.3 сохранность информации от воздействия вирусов.

3 Показатели надежности.

3.1 Показатели надежности результата услуги:

3.1.1 безотказность;

3.1.2 долговечность;

3.1.3 сохраняемость;

3.1.4 ремонтопригодность;

3.1.5 комплексные показатели.

3.2 Показатели стойкости результата услуги к внешним воздействиям:

3.2.1 стойкость к механическим воздействиям;

3.2.2 Стойкость к климатическим воздействиям;

3.2.3 Стойкость к специальным видам воздействий.

3.3 Показатели помехозащищенности:

3.3.1 помехозащищенность результата оказания услуги;

3.3.2 помехозащищенность процесса оказания услуги.

3.4 Показатели надежности предоставления услуги:

3.4.1 своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре;

3.4.2 своевременность и точность выполнения заказа по позициям договора (контракта).

4 Показатели профессионального уровня персонала.

4.1 Показатели уровня профессиональной подготовки и квалификации:

4.1.1 уровень учебного заведения;

4.1.2 общая и профилирующая подготовка персонала;

4.1.3 общие навыки;

4.1.4 знание и соблюдение требований руководящих документов.

4.2 Показатели способности к руководящей деятельности:

4.2.1 значение и соблюдение трудового законодательства;

4.2.2 умение организовать работу персонала;

4.2.3 знание и соблюдение законодательства экономической, финансовой, бухгалтерской сфер деятельности;

4.2.4 умение обеспечить доброжелательную атмосферу и правильные действия в экстремальных ситуациях.

4.3 Показатели знания и соблюдения профессиональной этики поведения:

4.3.1 индивидуальные свойства;

4.3.2 внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;

4.3.3 умение создавать бесконфликтную атмосферу.

Согласно национального стандарта РФ ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» методы контроля и оценки показателей качества услуг классифицируют по следующим признакам:

- цели применения;

- физико-статистические признаки и процедуры;

- методы формирования результатов.

По целям применения методы контроля и оценки качества услуг подразделяют на три группы:

1) определение соответствия качества услуг требованиям нормативной документации и/или потребителя – при формировании стандартов на услуги (процесс предоставления услуги, предприятие, персонал), оценке соответствия услуг и систем качества;

2) установление факторов (условий), способствующих достижению требуемого уровня качества услуг – при управлении качеством;

3) сравнительная оценка (ранжирование) качества выполнения одинаковых услуг различными предприятиями.

По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки показателей качества услуг подразделяют на пять групп:

1) инструментальный – в виде результата соответствующих измерений;

2) органолептический – через реакцию органов чувств контролера. Результат оценки может носить качественный (альтернативная или градационная оценка) или количественный характер;

3) модельно-расчетный – с использованием зависимости оцениваемого показателя качества от показателей, определяемых другими методами (детерминированный) или моделированием случайного процесса формирования показателей качества (стохастический);

4) экспертный – на основе анализа суждений (качественных и количественных оценок) экспертов;

5) социологический – проведением социологических обследований и анализа полученных данных.

Методы формирования результатов контроля и оценки показателей качества подразделяют на две группы:

1) определение различий единичных показателей качества:

- детерминированной разности значений или мгновенной разности;

- разности статистических характеристик (математическое ожидание, дисперсия);

- разности прогнозных значений показателя на определенный момент времени или разности скоростей изменения (тренда) математического ожидания этого показателя.

Эти методы используют при всех способах получения значений показателей качества, кроме социологических обследований;

2) формирование обобщенных показателей:

- метод квалиметрии - с использованием взвешенного суммирования единичных показателей и определением «весов» экспертным путем;

- метод выбора определяющего показателя, соответствие которого установленным требованиям является главным условием признания услуги качественной, небольшие отклонения значений других показателей признаются несущественными. Определяющим показателем рекомендуется принимать показатель безопасности;

- метод выбора в качестве определяющего показатель с наибольшей скоростью изменения.[17]

Эти группы методов используют при всех способах получения значений показателей качества.

Наши рекомендации