Активированное частичное тромбопластиновое время

АЧТВ (норма 25-35 сек) – тест выявляющий исключительно плазменные дефекты внутренней системы активации Х фактора в первой фазе свёртывания крови. Удлинение АЧТВ отражает дефицит плазменных факторов (кроме VII и XIII) и наблюдается при их значительном снижении (ниже 10-25%). Удлинение АЧТВ указывает на преоблодание гипокоагуляции.

Фактор XII — фактор контакта Хагемана— соединение с массой молекулы 80 000. Хорошо сохраняется в консервированной крови. При 4°С половина фактора Хагемана остается в крови более месяца.
Фактор XII вырабатывается в неактивном состоянии. Фактор Хагемана — “инициатор” внутрисосудистой коагуляции, активирует прекалликреины плазмы, которые превращаются в ферменты калликреины, освобождающие кинины, служит активатором фибринолиза. Калликреин активирует фактор XII в 10 раз сильнее, чем плазмин и фактор ХIа. В жидкой среде фактор Флетчера оказывается наиболее важным активатором фактора Хагемана.
В крови есть ингибитор активного фактора Хагемана.

Фактор XI — РТА (plasma thromboplastin anticedent) — плазменный предшественник тромбопластина, - антигемофильный факторС - гликопротеин с массой молекулы 160 000. Термолабилен, разрушается при 56 °С. В крови здоровых людей его содержится 50—185 %. В процессе свертывания крови не потребляется, поэтому обнаруживается в большом количестве в сыворотке. Активная форма этого фактора (ХIа) образуется при участии факторов ХIIа, Флетчера и Фитцжеральда — Фложе. Форма ХIа активирует фактор IX, который превращается в фактор IХа. Эта реакция осуществляется и трипсином в присутствии ионов кальция.
Врожденная недостаточность фактора XI наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Эта недостаточность выявляется у мужчин и женщин. Кровоточивость в основном отмечается после травм и операций.
В случаях недостатка фактора XI в коагулограмме больных удлинено время рекальцификации, изменены ТГТ, каолин-кефалиновое время, аутокоагулограмма.

Фактор VIII — антигемофильный глобулин А, или плазменный тромбопластический фактор А,— относится к сложным гликопротеидам. Место его синтеза точно не установлено. Доказан синтез фактора VIII в печени, селезенке, клетках эндотелия, лейкоцитах, почках. Антигемофильный глобулин А быстро инактивируется при 20° и 37 °С. Он стабилен несколько часов при +4 °С и несколько недель при —20 °С. Быстро исчезает из консервированной крови. Фактор VIII дольше активен в присутствии цитрата натрия при рН 6,2—6,9, но быстро теряет активность в среде с ЭДТА.
В крови этот фактор циркулирует в виде комплекса из трех субъединиц, обозначаемых VIIIK(коагулирующая единица), VIII-АГ (основной антигенный маркер) и VIII-фВ (фактор Виллебранда, связанный с VIII-АГ). VIII-фВ регулирует синтез коагулянтной части антигемофильного глобулина—VIIIK.
При свертывании крови фактор VIII остается в неактивном состоянии.

Фактор Виллебранда (VIII:FW, или VIII:фВ) —крупномолекулярный компонент фактора VIII с молекулярной массой 1 500000—2000000, вырабатывается в эндотелии, выделяется в кровоток, в котором объединяется с коагуляционной частью фактора VIII (VIII:С, VIII:К), образуя полноценный 2-молекулярный комплекс - фактор VIII свертывания, или антигемофильный глобулин А. Часть фактора Виллебранда из эндотелия перемещается в субэндотелий и соединяется там с коллагеновыми волокнами и микрофибриллами, в которых находятся центры для связывания фактора Виллебранда. VIII:фВ несет в себе главный антигенный маркер фактора VIII, обозначаемый как VIIIR:Ag или VIII:АГ. Он также называется ристоцетин-кофактор (RiCoF). VIII:фВ необходим для адгезии тромбоцитов к субэндотелию. Именно через него тромбоциты адгезируются к коллагеновым волокнам и микрофибриллам. Благодаря связыванию VIIIR:Ag —VIII:фВ облегчается распластывание, а не адгезия тромбоцитов. Доказано также, что VIII:фВ стимулирует организм синтезировать коагуляционный компонент фактора VIII (VIII: К).

Все факторы организованы в систему, условно поделенную на внешний и внутренний путь формирования протромбина и тромбина. Она имеет каскадное построение, что означает как многократное усиление ответа на первичный сигнал, так и строгую последовательность течения всего цикла реакций, когда продукт одной реакции служит катализатором другой.

Фактор IX — Кристмас-фактор, антигемофильный глобулин В, плазменный тромбопластиновый компонент(plasma thromboplastin component— РТС) Хорошо сохраняется в консервированной крови и в замороженной плазме (через 2 мес хранения его остается до 90 %).
Фактор IX образуется в печени, поэтому его содержание в крови больных гепатитами, циррозами печени, а также у принимающих производные дикумарина и индандиона уменьшено.
В процессе свертывания крови фактор IX не потребляется и остается в сыворотке еще в более активном состоянии, чем в плазме. Его гемостатический уровень (25 %) достаточен для выполнения хирургических вмешательств.

Фактор Х — фактор Стюарта — Прауэра — гликопротеин с массой молекулы 54200—56000. Вырабатывается в печени в неактивном состоянии при участии витамина К и состоит из двух полипептидных цепей: тяжелой, на которой находится активный центр, и легкой — с остатком карбоксиглютаминовой кислоты, необходимой для присоединения к фосфолипидам. Быстро денатурирует при 56 °С. В консервированной крови при 4 °С сохраняется 2 мес.
Для обеспечения гемостаза достаточно 10 % фактора X.
Уровень фактора Х в крови связан с протромбииовым временем. Так, если в крови фактора Х менее 1 %, то протромбиновое время будет более 90 с (при норме 12—14 с), если от 1 до 2 % — около 70—90 с, если же от 2 до 5 % — 40—70 с, а если от 5 до 10 % — 15—40 сек.

Оценка 2-ой фазы плазменного гемостаза – образование тромбина.

1.Протромбиновое время

2.Активность V фактора

3.Активность VII фактора

4.Активность II фактора


Протромбиновое время для взрослых в норме 11-15 сек, для новорожденных 13-18 сек.

Протромбиновое время (ПВ) характеризует 1-ю (протромбиназообразование) и 2-ю (тромбинообразование) фазы плазменного гемостаза и отражает активность протромбинового комплекса (факторов VII, V, X, II-протромбина). Увеличение протромбинового времени говорит о наклонности к гипокоагуляции.

Определению протромбинового времени отводится ведущая роль в контроле за пероральной антикоагулянтной терапией. Для проведения этого анализа используются различные тромбопластины. Для сравнения результатов исследования протромбинового времени у больных получающих пероральную антикоагулянтную терапию, необходимо рассчитать INR (International Normalizeted Ratio), или международное нормализованное соотношение МНО.

МНО = протромбиновый коэффициент

Протомбиновый коэффициент (PTR)= протромбиновое время больного (с)/протромбиновое время контроля (с)

протромбиновое время контроля (с) – ISI – Международный индекс чувствительности – стандартизирован по тромбопластину полученного из мозга человека. ISI этого тромбопластина равен 1.0.

Фактор II— протромбин — относится к эуглобулинам. Фактор II cинтезируется в печени при участии витамина К. Если нарушается функция печени, концентрация протромбина в крови снижается. Уровень протромбина, или его функция, снижается при эндо- или экзогенной недостаточности витамина К, когда синтезируется неполноценный протромбин (белки PIVKA).
Скорость свертывания крови нарушается лишь при уменьшении концентрации протромбина ниже 40 %.
Повышенный уровень фактора II способствует развитию тромбозов. Как правило, гиперпротромбинемия остается фактором риска, если появляется активная протромбиназа, снижаются активность антитромбина III и гепарина, а также угнетен фибринолиз.

Фактор III — тканевый тромбопластин (неактивная тканевая протромбиназа, апопротеин С—термостабильный липопротеид). Разрушается при 75 °С. Его много в легких, тканях мозга, сердца, кишечника, матки, в эндотелии. Он, в основном, участвует в локальном гемостазе. При контакте с плазменными факторами (VIIa, IV) способен активировать фактор Х (это внешний путь формирования протромбиназы).

Фактор IV — ионы кальция— имеет первостепенное значение для активации протромбиназы и превращения протромбина в тромбин. Ускоряет фибриноген-фибриновую реакцию. Ионы кальция необходимы для взаимодействия факторов свертывания с фосфолипидной поверхностью клеток. У здоровых людей фактор IV определяется в концентрации 0,8—1,75 ммоль/л.
Кальций способен связывать гепарин, благодаря чему свертывание крови ускоряется. Без кальция нарушается агрегация тромбоцитов и ретракция кровяного сгустка. Ионы кальция ингибируют фибринолиз.

Фактор V — проакцелерин, лабильный фактор, или Ас-глобулин,— образуется в печени, его синтез не зависит от витамина К. Термолабилен, не адсорбируется сернокислым барием. Он необходим для образования внутренней (кровяной) протромбиназы, при этом заметно активирует фактор X, и для превращения протромбина в тромбин, когда в комплекс включаются фактор Ха, Са2+и фосфолипид. Во время свертывания крови фактор потребляется, как и фактор II, поэтому в сыворотке не обнаруживается. Фактор VI — акселерин, или сывороточный Ас-глобулин,—активная форма фактора V. В связи с тем что отдельным фактором признается только неактивная, профакторная, форма коагулянта, акселерин исключен из употребления и номенклатуры факторов свертывания.

Фактор VII — проконвертин, или конвертин,—синтезируется в печени при участии витамина К. Факторы ХII, Ха, калликреин могут превращать фактор VII в VIIa. В основном способствуют образованию тканевой протромбиназы и превращению протромбина в тромбин. Фактор VII в циркулирующей крови активирует фактор X. Это действие усиливается после активации проконвертина тканевым тромбопластином.

Наши рекомендации