Кодификатор контролируемых элементов содержания по русскому языку в основной школе

(5-9 класс, учебник В.В. Бабайцевой)

Код содержательной линии Код элемента содержания Название раздела, тема
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
1.1 Речевое общение.
1.1.1 Умение общаться – важная часть культуры человека.
1.1.2 Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
1.1.3 Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.
1.1.4 Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
1.1.5 Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
1.2 Речевая деятельность.
1.2.1 Речь как деятельность.
1.2.2 Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
1.2.3 Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
1.2.4 Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
1.2.5 Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
1.2.6 Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
1.3 Текст как продукт речевой деятельности.
1.3.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
1.3.2 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
1.3.3 Способы развития темы в тексте. Структура текста.
1.3.4 Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
1.3.5 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
1.4 Функциональные разновидности языка
1.4.1 Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
1.4.2 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
1.4.3 Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
1.5 Культура речи
  1.5.1 Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
  1.5.2 Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ  
2.1 Общие сведения о русском языке.
2.1.1 Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
2.1.2 Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
2.1.3 Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
2.1.4 Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).
2.2 Культура речи.
2.2.1. Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
2.2.2 Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
2.2.3 Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
2.2.4 Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки.
2.2.5 Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
2.2.6 Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
2.3 Система языка. Фонетика. Орфоэпия.
2.3.1 Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
2.3.2 Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
2.3.3 Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
2.3.4 Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.
2.3.5 Связь фонетики с графикой и орфографией.
2.3.6 Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка.
2.3.7 Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
2.3.8 Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чти др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
2.3.9 Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.). Допустимые варианты произношения и ударения.
2.3.10 Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
2.3.11 Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
2.3.12 Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
2.4 Морфемика (состав слова) и словообразование.
2.4.1 Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
2.4.2 Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
2.4.3 Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемные словари русского языка. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2.4.4 Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
2.4.5 Основные способы образования слов.
2.4.6 Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово. Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
2.4.7 Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.
2.4.8 Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
2.5 Лексикология и фразеология.
2.5.1 Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
2.5.2 Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
2.5.3 Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
2.5.4 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов. Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
2.5.5 Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
2.5.6 Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.
2.5.7 Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
2.5.8 Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.
2.5.9 Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.
2.5.10 Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
2.5.11 Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.
2.5.12 Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
2.6 Грамматика. Морфология.
2.6.1 Грамматика как раздел науки о языке.
2.6.2 Морфология как раздел грамматики.
2.6.3 Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
2.6.4 Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи.
2.6.5 Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.
2.6.6 Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
2.6.7 Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.
2.6.8 Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.
2.6.9 Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
2.6.10 Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
2.6.11 Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
2.6.12 Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
2.6.13 Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
2.6.14 Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
2.6.15 Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
2.6.16 Звукоподражательные слова.
2.6.17 Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
2.6.18 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
2.6.19 Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка. Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа.
2.6.20 Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных.
2.6.21 Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных.
2.6.22 Правильное употребление местоимений в речи
2.6.23 . Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения.
2.6.24 Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
2.7 Синтаксис.
2.7.1 Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
2.7.2 Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
2.7.3 Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
2.7.4 Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
2.7.5 Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
2.7.6 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
2.7.8 Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах. Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
2.7.9 Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
2.7.10 Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
2.7.11 Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
2.7.12 Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
2.7.13 Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
2.7.14 Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
2.7.15 Типы сложных предложений с разными видами связи.
2.7.16 Правильное построение сложных предложений разных видов.
2.7.17 Синонимия простого и сложного предложений.
2.7.18 Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи. Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами. Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.).
2.8 Правописание: орфография и пунктуация.
2.8.1 Орфография как система правил правописания слов и их форм.
2.8.2 Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
2.8.3 Правописание гласных и согласных в корнях слов.
2.8.4 Правописание гласных и согласных в приставках.
2.8.5 Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
2.8.6 Правописание окончаний в словах разных частей речи.н и нн в словах разных частей речи.
2.8.7 Употребление ъ и ь.
2.8.9 Правописание гласных после шипящих и ц.
2.8.10 Слитное и дефисное написание слов.
2.8.11 Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
2.8.12 Правописание наречий.
2.8.13 Правописание предлогов, союзов, частиц.
2.8.14 Употребление строчной и прописной букв.
2.8.15 Правила переноса.
2.9 Пунктуация как система правил правописания предложений.
2.9.1 Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.
2.9.2 Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
2.9.3 Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
2.9.4 Знаки препинания в конце предложения.
2.9.5 Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
2.9.6 Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
2.9.7 Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
2.9.8 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
3.1 Язык и культура.
3.1.1 Отражение в языке культуры и истории народа.
3.1.2 Русский речевой этикет.
3.1.3 Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

Наши рекомендации