Работа по учебнику Упр. 85 (с. 50).

Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звёзд. (Ракета.)

— Найдите слово ракета в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом ракета, запишите.

— Запомните написание этого слова.

—Составьте по два словосочетания, которые называют пред­мет, действие, признак.

—Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—Что такое словосочетание?

—С каким словом из словаря вы сегодня познакомились?

Домашнее задание

Упр. 82 (с. 48).

Урок 21. Фразеологизмы

Цель: формировать умения находить в предложении фразеоло­гизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назо­вите в них главное слово.

—Объясните правописание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

—Замените близкими по значению словосочетаниями, запи­шите.

Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, мо­локо от козы.

—Назовите главное слово в словосочетании.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

—Прочитайте записи.

ворон считать мечтать

витать в облаках молчать

мозолить глаза бездельничать

зарубить на носу надоедать

язык проглотить запомнить

—Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. (Ворон считать — бездельничать, витать в об­лаках — мечтать, мозолить глаза — надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить — молчать.)

—Как называются выражения в первом столбике? (Фразеоло­гизмы.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил ап­парат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но од­нажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неде­лимые сочетания — фразеологизмы.

Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разо­льёшь', есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не ви­сит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним от­носят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие кры­латыми.

Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на ос­нове наблюдений человека над общественными и природными явления­ми (много снега — много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выра­зительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В. Волина «Весёлая грамматика»

Работа по учебнику

Упр. 83 (с. 49).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тро­пических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)

Материал для учителя

С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на пе­редних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

— Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.

— А в каком значении оно употреблено: в прямом или в пере­носном?

— Как называются такие выражения?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое фразеологизмы?

— Можно ли в них заменять слова?

— Приведите примеры.

— Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.

Упр. 84 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 85 (с. 50).

— Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. За­пишите их парами.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)

— Прочитайте предложение, которое вы составили. Упр. 86 (с. 50).

— Прочитайте предложения с фразеологизмами.

— Объясните значение данных фразеологизмов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов на с. 51.

— Как возник фразеологизм бить баклуши?

— А фразеологизм спустя рукава?

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!»

Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации