ВИДЫ В зависимости от длительности хранения
Мгновенная (иконическая понятие Немова) память непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью является ее избирательность.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.
по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
по содержанию
Наглядно-образная: память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и др образы;
словесно-логическая: память на смысл изложения, его логику;
двигательная, моторная: память на движения;
эмоционаольная: память на переживания.
в зависимости от приемов заучивания механическую (запоминание инф-ции в той форме, в кот она воспринимается) и смысловую ( логическая – запоминание смыла изучаемой информации) память
по наличию цели —непроизвольная и произвольная: произвольная – наличие сознательно поставленной цели (выучить стих – есть цель и задача, она решается)- относится к ВПФ только у чел-ка. Непроизвольная (есть и у животных) – она связана с непроизвольным вниманием (чел-к едет на работу и запоминает только экстраординарные лица). Исследования П.И. Зинченкопоказали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
Запоминание —Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Подавление – это активное забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.
СВОЙСТВА ПАМЯТИ
объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой чел-ком информации
.быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования
точность –запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.
Индивидуальные проявления нарушений памяти. БОЛЕЗНИ
1. Амнезии – потери памяти, выпадение информации.
Общие амнезии:
· антероградная – неспособность запоминать новую информацию
· ретроградная – выпадение информации о прошлом. Зависит от тяжести травмы.
Частные амнезии:
· афазия – страдает вербальная П (человек забывает название предметов)
· агнозия – страдает зрительная П (узнаёт людей по голосу, а не виду)
· апраксия – страдает двигательная П (человек не знает как пользоваться предметами)
В зависимости от длительности амнезии: временная и прогрессирующая
2. Гипермнезии – обострённая способность к воспроизведению информации (при высокой температуре, жаре человек может вспомнить то, что он думает забыл)
3. Гипамнезии – забывчивость. Связано с патологическими заболеваниями (атеросклеротические заболевания; возрастное)
4. Парамнезии – обманы памяти или ложные воспоминания.
1. Корсаковский синдром (из-за алкогольной интоксикации; исследовали хронических алкоголиков). Нарушение памяти на текущие события, дезориентация в пространстве и времени, ложные воспоминания. Причины: алкогольные интоксикации, психические и тяжёлые соматические заболевания, заболевания щитовидной железы, нарушения в деятельности НС, недостаток витамина В, отравления угарным газом, ртутью.
Закономерности / ЗАКОНЫ П: 1.закон ассоциаций При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени(выученныйматериал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время). 9. З-н действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. 10. З-е установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Память как ВПФ. Развитие памяти. Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: 1. П – произвольна, потому что связана с волевым контролем запоминания. 2. П – опосредована, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, образы, ассоциации). 3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности человека. Теория развития П: 1. Эббингауз первым начал изучение П. Кривая забывания отражает фундаментальный закон человеческой памяти - сколько бы мы не учили инфо, часть все равно забудем. Наиболее интенсивное забывание в первые часы после заучивания. Физиологической основой забывания является угасание временных связей при отсутствии их подкрепления. 2. Жане первый стал трактовать П как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку инфо. Он доказал прямую зависимость всех процессов П от практической деятельности человека. 3. Блонский П.П. Различные виды П, представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды П последовательно появились один за др. Последовательность развития видов П: двигательная, аффективная, образная и логическая. Двигательная П – от рождения. Аффективная П – примерно в 6 месяцев. Образная П – в 2 года. Логическая П – 3-4 года – подростковый возраст. Существенную роль в развитии П играет речь, поэтому процесс совершенствования П человека идет рука об руку с развитием его речи. 4. Выготский Л.С. Совершенствование П в филогенезе шло за счет улучшения средств запоминания и изменения связей мнемических функций с др. психическими состояниями и процессами. П по мере своего развития сближалась с мышлением. 5. ЛеонтьевА.Н. Проводил опыты с детьми разного возраста и со студентами. Вывел кривую непосредственного и опосредованного запоминания. Если у дошкольников запоминание, в основном, непосредственное, то у взрослых опосредованное (пример с параллелограммом).