Контроль качества проведения стерилизации стоматологических инструментов.
Контроль стерильности изделий медицинского назначения проводят планово центры Роспотребнадзора - 1 раз в 2 года и по эпидпоказаниям. Самоконтроль в ЛПУ проводят не реже 1 раза в месяц.
Отбор проб проводит лаборант центра госсанэпиднадзора, при самоконтроле - медицинская сестра ЛПУ под руководством сотрудника бактериологической лаборатории. Контролю подлежат не менее 1% от числа одновременно простерилизованых изделий одного наименования, но не менее 2-х одновременно простерилизованных изделий одного наименования. При стерилизации изделий в неупакованном виде в отделении отбор проводят в стерильные емкости, соблюдая правила асептики. При стерилизации изделий в упакованном виде в бактериологическую лабораторию направляют все изделия в упаковке, в которой осуществляли их стерилизацию.
Контроль работы паровых и воздушных стерилизаторов проводят центры Роспотребнадзора визуально и с использованием регламентированных тестов: химических, биологических, термических (с применением максимальных термометров). Контролю подлежат не менее 25% аппаратов с охватом всех стерилизаторов, а также по показаниям после монтажа и ремонта с эталонной загрузкой.
Самоконтроль в ЛПУ осуществляется при каждом цикле стерилизации визуально и с использованием регламентированных химических тестов; 1 раз в 6 месяцев - с использованием регламентированных биологических и термических тестов.
Результаты контроля аппаратуры медицинский персонал регистрирует по форме №257/У, утвержденной приказом МЗ СССР 04.10.1980г. №1030 «Журнал работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава)».
Дезинфекция поверхностей.
Дезинфекция поверхностей в стоматологическом кабинете является чрезвычайно важным звеном в профилактике внутрибольничного инфицирования в Вашем учреждении. В кабинете стоматолога при работе с высокооборотными турбинами, бормашинами и ультразвуковыми приборами, применяемыми при лечении каждого пациента происходит образование аэрозолей, состоящих из мельчайших капель масла, гноя, крови, слюны, микроорганизмов. Аэрозоли удерживаюся в зоне дыхания врача и пациента до 30 минут и распространяться на расстояние до 50 – 80 см. (при применении водяного и охлаждения диаметр аэрозольного облака достигает двух метров).
Таким образом, обработка поверхностей в лечебном стоматологическом кабинете направлена на снижение бактериального загрязнения всех поверхностей включая оборудование, дверные ручки и краны. В помещениях стоматологии выделяются 3 зоны с разными уровнями гигиены:
1-ая зона - зона лечения, где должен соблюдаться самый высокий уровень гигиены. В основе работы в 1-ой зоне должны лежать принципы:
- стерильности (практически все стоматологические инструменты);
- одноразовости (одноразовые инструменты);
- индивидуальности (перчатки).
2-ая зона - граница зоны лечения, включающая поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебную установку, пустеры, индивидуальные стаканы (поильники), шпатели и чашки для замеса оттискного материала. Обработка и дезинфекция поверхностей данных предметов проводится после каждого пациента, в конце смены и по мере загрязнения.
3-я зона - остальная часть кабинета: мебель, оборудование, ручки дверей, краны и раковины, бактерицидные лампы, светильники, пол. В данной зоне текущая уборка проводится ежедневно, не реже 2-х раз в день с использованием дезинфицирующих средств.
В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются только разрешенные в установленном порядке в РФ физические и химические средства, которые применяются строго в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России.
В ЛПУ целесообразно организовывать централизованное приготовление дезинфицирующих растворов с выделением отдельного помещения для этих целей.
После использования уборочный инвентарь обеззараживают в свежем растворе дезинфектантов, выдерживают экспозицию, после чего ветошь прополаскивают и сушат. Сушка на батареях строго запрещена!
Уборочный инвентарь должен быть раздельным для хирургического, терапевтического, ортопедического и ортодонтического кабинетов (отдельно на каждый кабинет).
Все емкости должны иметь крышки, четкую маркировку на каждый вид уборочных работ и использоваться строго по назначению. Ветошь никогда не перепутают, если она будет в разных цветовых вариациях (для хирургического кабинета №1 – синяя, для хирургического кабинета №2 – сиреневая и т.д.).
Основной проблемой дезинфекции поверхностей в стоматологических учреждениях является полноценная обработка поверхностей границы зоны лечения (поверхность манипуляционного стола, подлокотники, зубоврачебная установка и т.д.) обработка которых, необходима после каждого больного. Уборка данных поверхностей может происходить в присутствии пациента, следовательно, дезинфектант должен относится к 4 классу опасности ингаляционного воздействия на человека (см. степень токсического воздействия). Желательно, что бы средство не имело резкого запаха, не коррозировало оборудование.
Важным моментом, влияющим на качество проведения дезинфекции помещения, является подготовка персонала. Необходимо иметь подробные инструкции по проведению как текущей, так и генеральной уборки, с учетом используемого дезинфектанта, а так же порядка обработки поверхностей в кабинете.