Особенности ВНД человека. I и II сигнальные системы. Речь
Сигнальная система – это система условно рефлекторных связей организма с окружающей средой.
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы – возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности – преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.
В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения – восприятия. И только с возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения – образование понятий, представлений.
В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.
Словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов – в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.
Существенное отличие словесных сигналов от естественных сигналов I сигнальной системы обусловлено особенностями лежащих в их основе безусловных раздражителей. У животных биологическое значение воспринимаемых сигналов обусловлено только характером последующего подкрепления, при этом связь между новым сигнальным раздражителем и подкрепляющим его раздражителем каждый раз вырабатывается заново. Сигнальное значение слова определяется всем коллективным опытом людей, пользующихся данной системой словесных знаков. Таким образом, информация, содержащаяся в самих словах, связана не с природой сигнализации явлений и предметов реальной действительности, а с отражённой преломлённой человеческим сознанием деятельностью.
Умение использовать знаковую систему языка позволяет человеку оперировать осознанными понятиями об окружающей среде и представлять любой предмет, любую ситуацию в форме мысленных моделей. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми произнесёнными или написанными словами служит основой мыслительной деятельности и составляет сущность высшей формы абстрактно-обобщенного отражения окружающей действительности. Оперирование речью (устной или письменной) даёт человеку огромное преимущество в адаптивно-приспособительном поведении, в познании и рациональном использовании окружающей природы или искусственной среды.
Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребёнка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляется обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью ВНД, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Способность произносить и понимать слова развиваются у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков – слов устной речи. Пользуясь языком, ребёнок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорного и моторного) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувство и действие уступает место слову.
Речь объединяет множество конкретных явлений и событий в отвлеченное, обобщающее их понятие, выраженное словом, легко передаваемым друг другу.
Устная речь обеспечивает непосредственное общение людей, письменная – даёт возможность накапливать знания, мысленная – позволяет думать и творить. Благодаря этому человек проявляет исключительную способность к разумному планированию своей деятельности, к чему не способны животные.
Функции речи.
· Коммуникативная функция – речь как средство общения передаёт слушателю: вербальную информацию (смысл словесного сообщения) и невербальную информацию (тембр, высота голоса, пол и возраст, эмоциональное состояние говорящего).
· Регулирующая функция – внешняя и внутренняя речь как средство регуляции функций организма и поведения: управление поведением других людей (например, во врачебной практике – внушение, гипноз); управление собственными действиями (внутренняя речь, самовнушение, развитие волевого поведения).
· Понятийная функция – речь как орудие абстрактного мышления, средство выражения мыслей, один из механизмов интеллектуальной деятельности.
· Программирующая функция – построение смысловых схем речевых конструкций, основанных на внутреннем программировании, осуществляемом с помощью внутренней речи.
Центральные и периферические механизмы речи. Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины в левом полушарии (рис. 13.3). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Человек понимает всё услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова.
Слуховой центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части – надкраевой извилине левого полушария. Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Больной всё слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие больные не могут читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь.
Оптический (зрительный центр) речи расположен в угловой извилине (затылочная доля), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Рис. 13.3. Локализация центральных частей анализатора словесных сигналов в коре большого мозга человека.Центры Брока (1); центр артикуляции речи (2); центр контроля движения руки при письме (3); центр анализа звуков речи (4); центр Вернике (5); центр письменных словесных сигналов (6); центр зрительного анализатора (7).
Центр Брока, Вернике и оптический центр относятся к центральным механизмам речи. К периферическим механизмам речи относятся: механизм фонации, артикуляции.
Механизм фонации локализован в гортани. Его физическая основа – колебания голосовых связок. Участвует в фонации: генератор тонов – мышцы гортани и голосовые связки; энергодатчики – межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы брюшного пресса и спины, гладкие мышцы бронхов.
Механизмы артикуляции обеспечивают образование гласных и согласных звуков. Физическая основа артикуляции – резонанс полостей с постоянной или переменной конфигурацией (полости глотки, рта, носа, придаточные пазухи).
Развитие тонких манипуляторных функций правой руки (в том числе языка жестов) в ходе эволюции привело к формированию особых функций левого полушария и передаче «способностей» руки артикуляционным органам (развитию речи).
Развитие речи в онтогенезе. Первоначально условные рефлексы ребёнка осуществляются на уровне I-ой сигнальной системы. Непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По терминологии А.Г. Иванова-Смоленского, это связи типа Н – Н («непосредственный раздражитель – непосредственная реакция»). Во второй половине года ребёнок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. Таким образом, добавляются условные связи типа С – Н («словесный раздражитель – непосредственная реакция»). К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребёнок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы при помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо собственное состояние. Затем ребёнок начинает произносить слова. Сначала они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. В возрасте 1,5 – 2 года часто одним словом обозначается не только какой-либо предмет, но и действие, переживание, связанное с ним. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Следовательно, прибавляется новый тип связи Н – С («непосредственный раздражитель – словесная реакция»). На втором году жизни словарный запас ребёнка увеличивается до 200 и более слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Ребёнок учится говорить. Так возникает новый вид связи С – С («словесвый раздражитель – словесная реакция»).
Нарушение речи. Среди наиболее распространённых нарушений функции второй сигнальной системы различают:
· Агнозию – потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия – при повреждении височных зон коры большого мозга).
· Афазию – нарушение речевой деятельности, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, возникает при локальных поражениях головного мозга. Причинами афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.
· Аграфию – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при этом сохраняется.
· Алалию – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранённом интеллекте. Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков – слов. В более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным запасом слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.