IV. Самоопределение к деятельности
Всему название дано — И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз, — Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами.
А. Шибанов
— Что такое слово? (Основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы, понятия, чувства и т. д.)
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Птица, рисует, жёлтая, огромный, ветер, учила.
— На какие группы их можно разделить? (1) Птица, ветер; 2)рисует, учила; 3) жёлтая, огромный.)
— Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? (Предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
— Как называется эта часть речи? (Имя существительное.)
— Что обозначают слова во второй группе? (Действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делала?)
— Как называется эта часть речи? (Глагол.)
— Что обозначают слова во третьей группе? (Признак предмета, отвечают на вопросы какая?какой?)
— Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное.)
— В какую группу можно отнести слова под, за, yl Почему?
— К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику Упр. 89 (с. 53).
— Рассмотрите таблицу. Выполните задание. (Проверка. Несколько учеников делают сообщения на тему
«Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)
— Какие части речи вы ещё знаете?
— К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике? (а) предлоги; б) частицы; в) союзы.)
Упр. 90 (с. 54).
— Прочитайте.
Осень на носу
Сказала мама Славке: «Холодно в лесу! Надень под куртку шарфик. Ведь осень на носу!» А Славка — дошколёнок Задумался всерьёз: «Оранжевая осень На чей уселась нос?» Забрёл мальчишка в ельник, Увидел там козу, Но признаков осенних Не встретил на носу... Вверху заметил дятла — Краснел среди берёз. Нет, осень сядет вряд ли На этот чудо-нос... Вдруг тёлка: «Му - у!» за ёлкой... И Славку ждал сюрприз — Увидел: к носу тёлки Прилип осенний лист! Мальчишка крикнул: «Осень Натёлкином носу!!! Сниму я листик с носа И маме отнесу!»
Е. Кай
— Найдите в стихотворении фразеологизм. (Осень на носу.)
— Объясните лексическое значение фразеолог изма. (Признаки осени: похолодало.)
— А как понял выражение осень на носу Славка?
— Выполните задания.
— Какие предложения по интонации вы записали? (Восклицательные и невосклицательные.)
— А по цели высказывания? (Повествовательные и вопросительные.)
— Назовите обращения. (Тёмныелеса, птичьи голоса.) (Далее учащиеся читают по одному слову и называют часть
речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 91 (с. 54).
— Прочитайте.
— Сколько здесь предложений?
— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к письму по памяти.
(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка. Учащиеся читают по одному слову из второго предложения и называют часть речи.)
— Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже.
Упр. 92 (с. 54).
— Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
— Какое название носят подобные картины? (Натюрморт.) Это слово пришло к нам из французского языка и переводится
как «мёртвая природа».
— Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло ваше внимание?
— Какие чувства она у вас вызывает?
— Какие краски использует художник? Почему?
Беседа по картине
И.Т. Хруцкий изобразил изобилие и красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — чистой и прозрачной, спелыми плодами.
Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется очень лёгкой. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые.
Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные.
— Составьте рассказ по репродукции картины. (Несколько учеников рассказывают.)
— А дома напишите небольшое описание этой картины. 3. Упражнение в подборе синонимов
— А сейчас мы с вами составим словарь синонимов. Я буду говорить первые слова, а вы добавляйте слова, близкие по значению.
• Алфавит (азбука).
• Битва (бой, сражение, схватка).
• Волшебник (чародей, колдун, маг, кудесник).
• Гнев (злость, раздражение, ярость).
— Для чего нужны в нашей речи слова, близкие по значению? (Чтобыречь была точной и выразительной.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
— Прочитайте. Найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы.
Эй, спасайтесь поскорей: Убежал из кухни клей! Никого он не жалеет, Всех, кого ни встретит, склеит! Склеил банки и бутылки, Ложки, плошки, чашки, вилки. Склеил книжки и игрушки, Одеяла и подушки, Склеил пол и потолок И пустился наутёк.
Б. Заходер
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто? Что?)
— О каких частях речи мы говорили на уроке? Приведите примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы знаем о слове? (Это главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки.)