Математическая обработка результатов антропологического исследования

Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.

Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;

Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.

Оснащение занятия

1. Антропологические бланки №1-5 не менее 70 шт.

2. Таблицы и схемы по теме занятия.

3. Мультимедийный проектор, ноутбук.

Актуальность темы:

Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-31.

Мотивация

Общее понятие о биометрии и биологической статистике; о принципах статистики дают основу для дальнейшего изучения медицинской статистики в научных исследованиях, в условиях клинической практики.

Цели занятия:

Учебная: участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.

Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.

Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.

Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, детские болезни.

Конкретные задачи занятия:

ЗНАТЬ определение, цели и задачи, значение для медицины биометрии и биологической статистики; принципы статистики, объекты и методическую последовательность статистического исследования; учетные признаки; виды статистической совокупности; определение, ранжирование и элементы вариационного ряда; определение и способ нахождения моды, медианы, средней арифметической, коэффициента вариации, среднего квадратического отклонения, коэффициента корреляции; значение лимитов и размаха вариаций; закономерности нормального распределения; правило «плюс-минус трех сигм». (ОК-5; ОК-8; ПК-31).

УМЕТЬ определять моду, медиану, среднюю арифметическую, коэффициент вариации, среднее квадратическое отклонение, коэффициент корреляции; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).

ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).

Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения

1. Вводный этап – 5 мин.

A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 2 мин.

B. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка цели практического занятия (совместное целеполагание) – 3 мин.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин (ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31) (проверка конспектов по теме и антропологических бланков; опрос с отметкой по теме предыдущего занятия, материалу последней лекции и вопросам из учебника и тестов, заслушивание докладов-сообщений) – от порогового до повышенного уровня.

3. Основной этап – 55 мин.

Содержание занятия

Общее понятие о биометрии и биологической статистике; принципы статистики, объект статистического исследования, единица наблюдения, учетные признаки: качественные (описательные) и количественные, факторные и результативные. Виды статистической совокупности: генеральная и выборочная; объем совокупности. Методическая последовательность выполнения статистического исследования, программа исследования, группировка. Вариационный ряд. Ранжирование вариационного ряда. Элементы вариационного ряда: варианта, частота, общее число наблюдений, мода, медиана, средняя арифметическая. Лимиты и размах вариаций. Нормальное распределение; правило «плюс-минус трех сигм». Коэффициент вариации. Среднее квадратическое отклонение. Корреляция. Коэффициент корреляции.

A.Микролекция (участие в реализации ПК-5, ПК-31, ОК-5) - контроль в виде выборочного устно-практического опроса на следующем занятии (от порогового до среднего уровня) – 15 мин.

B.Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя (задания Д) и Ж) для самоподготовки либо другие, предлагаемые преподавателем) – 40 мин.

4. Заключительный этап – 10 мин

A.Контроль конечного уровня знаний по теме занятия: выходной тестовый контроль, проверка антропологических бланков, опрос студентов по теме текущего занятия (пороговый уровень) – 5 мин.

B.Подведение итогов занятия, задание студентам на дом материала для повторения и самостоятельной подготовки, ответы на вопросы, возникшие при изучении темы – 5 мин.

Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31).

При освоении данной темы необходимо усвоить основные понятия биометрии. Разобрать общие понятия и принципы биометрии и биологической статистики: объект статистического исследования, единица наблюдения, учетные признаки: качественные (описательные) и количественные, факторные и результативные. На использованных в течение предыдущих занятий примерах разъяснить виды статистической совокупности: генеральная и выборочная; объем совокупности. Подробно разобрать методическую последовательность выполнения статистического исследования, составить примерную программу исследования.

Самостоятельная работа студента при изучении данной темы складывается из трех этапов:

1. Самостоятельная подготовка к занятиюдома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа); она включает задания А), Б), В).
2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем (аудиторная работа); рекомендуются задания Д) и Ж) в устной форме либо другие, предлагаемые преподавателем.
3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим и вопросам включает в себя задания от А) и далее; осуществляется дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа).

Наши рекомендации