Схема лексического анализа
Выделите в предложениях омонимы, омографы, омофоны, омоформы.
1. «Искра» играет с искрой. 2. Как жаль, что способность делиться осталась преимуществом простейших. 3. Сердилась королевская масленка: - Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то масленка! Помилуй бог! Я из другой среды. 4. Дурак – что враг, известно не со слов, и, власть имея, ты вели чины снимать решительно с ослов любой величины. 5. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов. 6. Нет хуже удела, чем быть не у дела
4. Запишите синонимические ряды, доминантами которых являются: 1) глаголы, передающие движение ветра, воды; 2) прилагательные, определяющие осенний день без солнца, доброго человека, красивые глаза, некрасивое лицо.(За справками обращайтесь к словарю синонимов).
5. Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте словосочетания с полученными антонимическими парами.
Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердость; хвалить; хитрый, хитрость.
6. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Изменения, прошедшие в стране за последние 8-10 лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. 7. Первое время научная работа поддавалась нелегко.
7. Выделите пассивную лексику, разграничивая архаизмы и неологизмы. Определите типы неологизмов и архаизмов.
На днях один из знаменитейших ерундистов упрекнул меня: вы, говорит, для глупцов пишете, вы глуповский писатель! Неужели же вы думали, милостивый государь, что я пишу не для глупцов, а желаю просвещать китайского богдыхана? Нет, я и в мыслях не имею такой высокой мысли и представляю ее ерундистам высшей школы. Я деятель скромный, и в этом качестве скромно разрабатываю скромный глуповский вертоград. Поэтому-то я и говорю с глуповцами языком им понятным и очень рад, если писания мои им любезны.
Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонента в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.).
1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Ее душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей! 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ЛЕКСИКЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Подберите текст объемом 25-50 слов, содержащий, по Вашему мнению, интересный для заданий материал. Проведите анализ 10 слов. Укажите источник.
Схема лексического анализа
1. Тип значения слова с точки зрения многозначности (первично-номинативное, производно-номинативное или переносное), в двух последних случаях указать тип переноса.
2. Возможные омонимы к слову с указанием типов.
3. Возможные синонимы к слову с указанием типов.
4. Возможные антонимы.
5. Стилистическая характеристика слова.
6. Происхождение слова (исконно русское, заимствованное или содержащее иноязычные элементы, славянизм), указать черты заимствованного / старославянского происхождения.
7. Принадлежность слова к активному или пассивному запасу (с конкретизацией: историзм, архаизм, неологизм, окказионализм).
8. Участие слова в образовании фразеологизмов и их характеристика с точки зрения семантической слитности (сращение, единство, сочетание, фразеологическое выражение).
Примечание.Лексический анализ проводится с привлечением словарей.
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. (Любое издание)
2. Ахманова О. Словарь омонимов русского языка (Любое издание)
3. Львов М. Словарь антонимов русского языка (Любое издание)
4. Шанский Н.М. и др. Этимологический словарь русского языка. (Любое издание)
5. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. Молоткова А.И. (Любое издание).
6. Ожегов С.И.. Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка. (Любое издание)