Системы менеджмента качества
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ
Quality management systems
Fundamentals and vocabulary
Перевод В.А. Качалова от 22.02.2016
(взамен редакции от 29.09.2015)
Ссылочный номер: ISO 9000:2015(E)
ВНИМАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЕРЕВОДА!
Приведенный далее текст является авторским переводом В.А. Качалова англоязычного варианта международного стандарта ISO 9000:2015(E) и не предназначен для коммерческого распространения.
Данная редакция уточняет перевод от 29.09.2015, при этом измененные места выделены желтым затенением.
В.А. Качалов,
22 февраля 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | |
Введение | |
Область применения | |
Основные понятия и принципы менеджмента качества | |
2.1 | Общие положения |
2.2 | Основные понятия |
2.2.1 | Качество |
2.2.2 | Система менеджмента качества |
2.2.3 | Контекст организации (условия, в которых функционирует организация) |
2.2.4 | Заинтересованные стороны |
2.2.5 | Поддержка |
2.3 | Принципы менеджмента качества |
2.3.1 | Ориентация на потребителя |
2.3.2 | Лидерство |
2.3.3 | Вовлечение людей |
2.3.4 | Процессный подход |
2.3.5 | Улучшение |
2.3.6 | Принятие решений на основе свидетельств |
2.3.7 | Менеджмент взаимоотношений |
2.4 | Разработка СМК с использованием основных понятий и принципов |
2.4.1 | Модель СМК |
2.4.2 | Разработка СМК |
2.4.3 | Стандарты на СМК и другие системы менеджмента и модели совершенства |
Термины и определения | |
3.1 | Термины, относящиеся к должностным лицам или людям |
3.2 | Термины, относящиеся к организации |
3.3 | Термины, относящиеся к деятельности |
3.4 | Термины, относящиеся к процессам |
3.5 | Термины, относящиеся к системе |
3.6 | Термины, относящиеся к требованиям |
3.7 | Термины, относящиеся к результатам |
3.8 | Термины, относящиеся к данным, информации и документам |
3.9 | Термины, относящиеся к потребителям |
3.10 | Термины, относящиеся к характеристикам |
3.11 | Термины, относящиеся к установлению/определению |
3.12 | Термины, относящиеся к действиям |
3.13 | Термины, относящиеся к аудиту |
Приложение А (справочное). Взаимосвязи понятий и их графическое представление | |
Библиография | |
Алфавитный указатель терминов |
Предисловие
Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов-членов ISO). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется силами Технических комитетов ISO. Каждый национальный орган-член ISO, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, находящиеся в связи с ISO, также принимают участие в этой работе. ISO тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (IEC) во всех сферах электротехнической стандартизации.
Процедуры, использованные при разработке настоящего документа, а также предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ISO/IEC, Часть 2. В особенности следует отметить наличие разных критериев, необходимых для принятия различных типов документов ISO. Проект настоящего документа был подготовлен в соответствии с правилами издания документов, содержащимися в Директивах ISO/IEC, Часть 2 (см. www.iso.org/directives).
Необходимо иметь в виду возможность того, что некоторые элементы настоящего документа могут быть объектом патентных прав. ISO не несет ответственности за выявление (частичное или полное) таких патентных прав. Детали любых патентных прав, выявленных в ходе разработки документа, будут отражены во введении и/или в перечне полученных ISO деклараций о патентах (см. www.iso.org/patents).
Любая торговая марка, использованная в данном документе, является лишь информацией, включенной в текст для удобства пользователей, и не служит целям их рекламирования (поддержки).
Для получения разъяснения значений принятых в ISO специфических терминов и выражений, относящихся к оценке соответствия, равно как и информации о соблюдении со стороны ISO принципов Всемирной торговой организации (WTO) в отношении технических барьеров в торговле (Technical Barriers to Trade – TBT) следует обратиться к следующему материалу URL: www.iso.org/iso/foreword.html.
Комитетом, ответственным за данный документ, является Технический комитет ISO/TC 176 Менеджмент качества и гарантирование качества, подкомитет SC1 Понятия и терминология.
Настоящее четвертое издание отменяет и заменяет третье издание (ISO 9000:2005), которое было технически отредактировано.
Введение
Настоящий международный стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологический словарь систем менеджмента качества (СМК) и является основой для других стандартов на системы менеджмента качества. Настоящий международный стандарт предназначен помочь пользователям понять основные понятия, принципы и терминологию менеджмента качества, чтобы быть способным результативно и эффективно внедрить СМК и получить пользу от других стандартов ISO на системы менеджмента качества.
Настоящий международный стандарт предлагает четко определенную СМК, основанную на структуре, которая интегрирует разработанные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы, относящиеся к качеству, чтобы помочь организациям достигать своих целей. Он применим ко всем организациям, независимо от их размеров, сложности или бизнес-модели. Его цель – повысить в организации понимание своих обязанностей и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон (стейкхолдеров) организации и достижению их удовлетворенности продукцией и услугами организации.
Настоящий международный стандарт содержит семь принципов менеджмента качества, которые поддерживают основные понятия, описанные в разделе 2.2. В разделе 2.3 в отношении каждого принципа менеджмента качества приведено его «содержание», описывающее принцип, его «значение», объясняющее, почему организации следует опираться на этот принцип, «ключевые выгоды», которые сопровождают применение принципа, и «возможные действия», которые организация может осуществить, применяя этот принцип.
Настоящий международный стандарт содержит термины и определения, которые со времени его публикации применимы ко всем стандартам на менеджмент качества и на системы менеджмента качества, разработанные ISO/TC 176, а также ко всем другим отраслевым стандартам на СМК, основанным на этих стандартах. Термины и определения собраны в смысловые блоки, при этом их алфавитный список представлен в конце документа. Приложение А включает набор диаграмм, отражающих системы понятий, которые позволяют расположить их в определенном порядке.
Примечание. Руководящие указания по некоторым дополнительным часто используемым словам в стандартах на системы менеджмента качества, разработанные ISO/TC 176, и которые имеют установленное словарное значение, представлены в словаре, доступном по адресу: http://www.iso.org/iso/terminology_used_in_iso_9000_family.pdf.
Системы менеджмента качества