Системы менеджмента качества

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ

Quality management systems

Fundamentals and vocabulary

Перевод В.А. Качалова от 22.02.2016

(взамен редакции от 29.09.2015)

Ссылочный номер: ISO 9000:2015(E)

ВНИМАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЕРЕВОДА!

Приведенный далее текст является авторским переводом В.А. Качалова англоязычного варианта международного стандарта ISO 9000:2015(E) и не предназначен для коммерческого распространения.

Данная редакция уточняет перевод от 29.09.2015, при этом измененные места выделены желтым затенением.

В.А. Качалов,

22 февраля 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Область применения
Основные понятия и принципы менеджмента качества
2.1 Общие положения
2.2 Основные понятия
2.2.1 Качество
2.2.2 Система менеджмента качества
2.2.3 Контекст организации (условия, в которых функционирует организация)
2.2.4 Заинтересованные стороны
2.2.5 Поддержка
2.3 Принципы менеджмента качества
2.3.1 Ориентация на потребителя
2.3.2 Лидерство
2.3.3 Вовлечение людей
2.3.4 Процессный подход
2.3.5 Улучшение
2.3.6 Принятие решений на основе свидетельств
2.3.7 Менеджмент взаимоотношений
2.4 Разработка СМК с использованием основных понятий и принципов
2.4.1 Модель СМК
2.4.2 Разработка СМК
2.4.3 Стандарты на СМК и другие системы менеджмента и модели совершенства
Термины и определения
3.1 Термины, относящиеся к должностным лицам или людям
3.2 Термины, относящиеся к организации
3.3 Термины, относящиеся к деятельности
3.4 Термины, относящиеся к процессам
3.5 Термины, относящиеся к системе
3.6 Термины, относящиеся к требованиям
3.7 Термины, относящиеся к результатам
3.8 Термины, относящиеся к данным, информации и документам
3.9 Термины, относящиеся к потребителям
3.10 Термины, относящиеся к характеристикам
3.11 Термины, относящиеся к установлению/определению
3.12 Термины, относящиеся к действиям
3.13 Термины, относящиеся к аудиту
Приложение А (справочное). Взаимосвязи понятий и их графическое представление
Библиография
Алфавитный указатель терминов

Предисловие

Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (органов-членов ISO). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется силами Технических комитетов ISO. Каждый национальный орган-член ISO, заинтересованный в той области, для которой был создан соответствующий Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, находящиеся в связи с ISO, также принимают участие в этой работе. ISO тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (IEC) во всех сферах электротехнической стандартизации.

Процедуры, использованные при разработке настоящего документа, а также предназначенные для его дальнейшего сопровождения, описаны в Директивах ISO/IEC, Часть 2. В особенности следует отметить наличие разных критериев, необходимых для принятия различных типов документов ISO. Проект настоящего документа был подготовлен в соответствии с правилами издания документов, содержащимися в Директивах ISO/IEC, Часть 2 (см. www.iso.org/directives).

Необходимо иметь в виду возможность того, что некоторые элементы настоящего документа могут быть объектом патентных прав. ISO не несет ответственности за выявление (частичное или полное) таких патентных прав. Детали любых патентных прав, выявленных в ходе разработки документа, будут отражены во введении и/или в перечне полученных ISO деклараций о патентах (см. www.iso.org/patents).

Любая торговая марка, использованная в данном документе, является лишь информацией, включенной в текст для удобства пользователей, и не служит целям их рекламирования (поддержки).

Для получения разъяснения значений принятых в ISO специфических терминов и выражений, относящихся к оценке соответствия, равно как и информации о соблюдении со стороны ISO принципов Всемирной торговой организации (WTO) в отношении технических барьеров в торговле (Technical Barriers to Trade – TBT) следует обратиться к следующему материалу URL: www.iso.org/iso/foreword.html.

Комитетом, ответственным за данный документ, является Технический комитет ISO/TC 176 Менеджмент качества и гарантирование качества, подкомитет SC1 Понятия и терминология.

Настоящее четвертое издание отменяет и заменяет третье издание (ISO 9000:2005), которое было технически отредактировано.

Введение

Настоящий международный стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологический словарь систем менеджмента качества (СМК) и является основой для других стандартов на системы менеджмента качества. Настоящий международный стандарт предназначен помочь пользователям понять основные понятия, принципы и терминологию менеджмента качества, чтобы быть способным результативно и эффективно внедрить СМК и получить пользу от других стандартов ISO на системы менеджмента качества.

Настоящий международный стандарт предлагает четко определенную СМК, основанную на структуре, которая интегрирует разработанные основные понятия, принципы, процессы и ресурсы, относящиеся к качеству, чтобы помочь организациям достигать своих целей. Он применим ко всем организациям, независимо от их размеров, сложности или бизнес-модели. Его цель – повысить в организации понимание своих обязанностей и приверженности удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон (стейкхолдеров) организации и достижению их удовлетворенности продукцией и услугами организации.

Настоящий международный стандарт содержит семь принципов менеджмента качества, которые поддерживают основные понятия, описанные в разделе 2.2. В разделе 2.3 в отношении каждого принципа менеджмента качества приведено его «содержание», описывающее принцип, его «значение», объясняющее, почему организации следует опираться на этот принцип, «ключевые выгоды», которые сопровождают применение принципа, и «возможные действия», которые организация может осуществить, применяя этот принцип.

Настоящий международный стандарт содержит термины и определения, которые со времени его публикации применимы ко всем стандартам на менеджмент качества и на системы менеджмента качества, разработанные ISO/TC 176, а также ко всем другим отраслевым стандартам на СМК, основанным на этих стандартах. Термины и определения собраны в смысловые блоки, при этом их алфавитный список представлен в конце документа. Приложение А включает набор диаграмм, отражающих системы понятий, которые позволяют расположить их в определенном порядке.

Примечание. Руководящие указания по некоторым дополнительным часто используемым словам в стандартах на системы менеджмента качества, разработанные ISO/TC 176, и которые имеют установленное словарное значение, представлены в словаре, доступном по адресу: http://www.iso.org/iso/terminology_used_in_iso_9000_family.pdf.

Системы менеджмента качества

Наши рекомендации