Физические методы реабилитации
1. Массаж – общий, локальный, точечный, сегментарный
2. Физические упражнения – рефлекторные, пассивные, активные
3. Упражнения в воде - рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с настоями и отварами трав
4. Лечение положением (использование специальных укладок)
5. Кинезиотерапия по методу Войты
6. Моделирование невесомости с помощью метода сухой иммерсии
7. Физиотерапевтические процедуры, из которых наиболее часто используются:
- тепловые процедуры (аппликации парафина или озокерита на шейный отдел, конечности)
- электрофорез, чаще всего со спазмолитиками (эуфиллин, папаверин, никотиновая кислота) на шейный отдел или вдоль позвоночника по методике А.Ю. Ратнера.
Физические воздействия подбираются индивидуально в зависимости от ведущего клинико-неврологического синдрома, степени зрелости ребенка и периода заболевания.
При отсутствии противопоказаний физиотерапевтические процедуры могут быть назначены с 7-10 дня жизни, массаж и упражнения в воде – с 14-20 дня жизни. Минимальный курс занятий составляет 15 процедур.
Противопоказаниями для проведения физической реабилитациислужат:
- тяжелое общее состояние ребенка (отек мозга, судороги, повторные апноэ, наличие выраженного токсикоза), требующие проведения интенсивной терапии;
- острая фаза любого инфекционно-воспалительного заболевания;
- анемия тяжелой степени;
- распространенное заболевание кожи (экзема, пиодермия);
- прогрессирующее падение веса.
Раннее начало, комплексность терапии, осуществляемой на различных этапах наблюдения, обеспечивают значительную компенсацию и восстановление функций нервной системы, предотвращают развитие необратимых изменений и инвалидности ребенка.
Начиная с постреанимационного периода, посиндромная терапия, проводимая новорожденному ребенку, может и должна рассматриваться как часть этапной комплексной реабилитации. Л.Журба и Е.Мастюкова считают целесообразным в отношении детей 1-го года жизни говорить не о реабилитации, а об абилитации, т.е. воздействиях, направленных не только на восстановление утраченных функций, но и на формирование возрастных навыков и умений.
Основные методологические подходы к лечению и реабилитации новорожденных и детей 1-го года жизни:
1. Раннее начало реабилитации. Она должна начинаться и интенсивно проводиться в остром периоде заболевания, т. е. на первом месяце жизни ребенка. Своевременное и полноценное лечение острых состояний в значительной мере определяет успех последующей реабилитации.
2. Строго индивидуальный подход к больному ребенку с учетом не только степени тяжести неврологических нарушений и характера ведущего клинико-неврологического синдрома, но и сопутствующих инфекционно-воспалительных процессов, аномалий развития, индивидуальных конституционально-генетических характеристик, степени зрелости и т. д.
3. Лечение и реабилитация должны быть комплексными, с использованием различных средств и методов терапии.
4. Динамическое изменение клинико-неврологических синдромов, наслаивающееся на онтогенез (этапное становление навыков и умений) и протекающее в условиях меняющейся среды (природной и социальной) предполагает непрерывность и этапность в проведении реабилитационных воздействий, преемственность между различными этапами реабилитации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ