Умозаключения из сложных суждений». 1 страница

Министерство образования РФ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии, логики и социальной экологии

Индивидуальные контрольные задания по логике

С методическими указаниями по их решению

Автор-составитель: Гомбоева Л.В.

УЛАН-УДЭ

Данное пособие написано в соответствии с требованиями ГОСВО к учебным

программам по курсу логики для специальности «Юриспруденция». Оно также мо-

жет использоваться и студентами других специальностей, желающими овладеть ло-

гическими знаниями и навыками.

С целью повышения эффективности изучения предмета, отработки умений

решения логических задач автор решил включить в учебный процесс предлагаемые

индивидуальные задания практически по всему курсу логики.

В пособие включено 40 заданий по 25 вариантов. Задания разделены на три

тематические части: «Понятия», «Суждения», «Умозаключения и аргументация».

Для студентов, по каким-либо причинам не усвоивших учебный материал в

аудиторное время, предлагаются методические указания к самостоятельному реше-

нию заданий. Методические указания содержат краткую теоретическую информа-

цию, достаточную для решения всех заданий, а также примеры решения большин-

ства заданий. Задачи повышенной трудности обозначены звездочкой (*).

Дидактические материалы подобраны с учетом специфики юридической и

неюридической аудитории, а также с целью развития позитивных личностных ка-

честв студентов: культуры мышления, повышения самооценки, расширения круго-

зора, самостоятельности, доброжелательности и ответственности.

Часть 1. Индивидуальные контрольные задания по логике

Раздел I. Понятие.

1. Установите объем и содержание понятий:

1.1. Преступление;

1.2. Государство;

1.3. Республика;

1.4. Федеративная республика;

1.5. Государственная Дума;

1.6. Конституция;

1.7. Президент;

1.8. Кража;

1.9. Война;

1.10. Юрист;

1.11. Факультет нашего университета;

1.12. Народ;

1.13. Юридическое лицо;

1.14. Кодекс РФ;

1.15. Грабеж;

1.16. Адвокат;

1.17. Закон РФ;

1.18. Экономический факультет;

1.19. Автор романа «Преступление и наказание»;

1.20. Прокурор;

1.21. Столица;

1.22. Разбой;

1.23. Правовое государство;

1.24. Демократия;

1.25. Коллективный договор.

2. Определите вид данных понятий по объему:

2.1. Село Бурятии с населением более 100000 человек; Село Бурятии; Село Бурятии, являющееся центром Кижин-

гинского района;

2.2. Президент; Действующий президент Бурятии; Экс-президент Бурятии;

2.3. Молекула воды, не содержащая атом кислорода; Молекула воды; Молекула воды на Солнце;

2.4. Речь; Новогоднее поздравление Президента Бурятии; Новогоднее поздравление Президента России в 1980 году;

2.5. Студент-юрист; Школьник-космонавт; Староста нашей группы;

2.6. Город; Город-миллионер Бурятии; Столица Бурятии;

2.7. Прокурор; Генеральный Прокурор Бурятии; Генеральный Прокурор РБ, назначенный в 1900 г.;

2.8. Конституция; Действующая Конституция РФ; Конституция Иркутской области;

2.9. Преступление; Несовершенное преступление; Преступник N.;

2.10. Кодекс; Уголовный кодекс РФ; Кодекс о детях РФ;

2.11. Улан-Удэ; 100 км; Расстояние в 100 кг.

2.12. Писатель; А.П.Чехов; Автор миллиона романов;

2.13. Окружность, Единичная окружность, Квадратная окружность;

2.14. Полюс; Северный полюс; Экваториальный полюс;

2.15. Мужчина; Гражданин Петров И.И.; Кощей Бессмертный;

2.16. ВСГТУ; Факультет ВСГТУ; Театральный факультет ВСГТУ;

2.17. Мойдодыр; Корней Чуковский; Детский писатель;

2.18. Самая удаленная точка Вселенной; черная дыра; Солнечная система;

2.19. Гражданин России; Гражданин Улан-Удэ; Гражданин;

2.20. Местная газета; Газета «Бурятия»; Многотиражная газета, издаваемая ИЭП ВСГТУ;

2.21. Автор учебника «Логика»; Ю.В.Ивлев; Автор популярного романа «Логика»;

2.22. Белый уголь; Уголь; Уголь, используемый при запуске ракет;

2.23. Женщина; Царевна-Лягушка; Автор романа «Гарри Поттер и философский камень»;

2.24. Автор романа «Война и мир»; Автор проекта Закона о реформе ЖКХ; Автор Закона о реформе ЖКХ.

2.25. Основатель логики; Человек, внесший значительный вклад в развитие логики; Джон Стюарт Милль.

3. Дайте логическую характеристику понятиям (определить вид понятий по содержанию и объему).

3.1. Состояние;

3.2. Вода;

3.3. Текст;

3.4. Бес;

3.5. Беспечный;

3.6. Бескорыстный;

3.7. Улан-Удэ;

3.8. Монарх;

3.9. Монарх Бурятии;

3.10. Отклик;

3.11. Преступность;

3.12. Военнообязанный;

3.13. Обязанность;

3.14. Кощей Бессмертный;

3.15. Галактика;

3.16. Группа 573-1 ВСГТУ;

3.17. Староста группы 573-2;

3.18. Успеваемость группы 573-3;

3.19. Дисциплина;

3.20. Российская демократия;

3.21. Отвага капитана Иванова;

3.22. Столетие;

3.23. Бестолковый;

3.24. Созвездие Большой медведицы;

3.25. Сила.

4

4. Приведите по два предложения, в которых данные понятия, использовались бы в разных смыслах – собиратель-

ном и несобирательном.

4.1. Человек;

4.2. Город;

4.3. Наука;

4.4. Солдат;

4.5. Студент;

4.6. Группа;

4.7. Гражданин РФ;

4.8. Преступник;

4.9. Дети;

4.10. Книга;

4.11. Лекция по логике;

4.12. Праздник;

4.13. Компьютер;

4.14. Горожанин;

4.15. Столица;

4.16. Воин;

4.17. Певец;

4.18. Депутат;

4.19. Врач;

4.20. Яблоко;

4.21. Сыр;

4.22. Фрукты;

4.23. Зерно;

4.24. Прибыль;

4.25. Доход.

5. Являются совместимыми понятия:

5.1. Невиновный, осужденный;

5.2. Книга, тетрадь;

5.3. Грамм, единица измерения;

5.4. Книга, учебное пособие;

5.5. Грамм, единица измерения длины;

5.6. Компьютер, диск;

5.7. Преступление, преступник;

5.8. Адвокат, прокурор;

5.9. Способность, память;

5.10. Книга, библиотека;

5.11. Книга, учебник;

5.12. Книга, пособие;

5.13. Волейбол, баскетбол;

5.14. Командная игра, спортивная игра;

5.15. Любитель, спортсмен;

5.16. Деяние, преступление;

5.17. Слон, африканское животное

5.18. Кража, грабеж;

5.19. Зерно, трава;

5.20. Авторучка, карандаш;

5.21. Столетие, год;

5.22. Борьба, дзюдо;

5.23. Дзюдо, каратэ;

5.24. Осужденный, неосужденный;

5.25. Варежки; шарф.

6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:

6.1. Населенный пункт, село, город, город России, столица;

6.2. Студент, студент ВСГТУ, студент-юрист, военнообязанный;

6.3. Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом;

6.4. Предприниматель; депутат; отец; спортсмен; легкоатлет;

6.5. Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память;

6.6. Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил;

6.7. Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер»;

6.8. Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура;

6.9. Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», вилка;

6.10. Число, 75, целое число, положительное число, четное число;

6.11. Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велоспид, детский велосипед, спортивный велосипед;

6.12. Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное;

6.13. Юрист, прокурор, судья, благородный человек, нечестный человек;

6.14. Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, государственный флаг РБ;

6.15. Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство;

6.16. Пудель, такса, собака, домашнее животное, лошадь;

6.17. Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели;

6.18. Гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак;

6.19. Квадрат, куб, геометрическая фигура, плоская геометрическая фигура, пространственная фигура.

6.20. Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.

6.21. Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.

6.22. Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар;

6.23. Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц;

6.24. Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка;

6.25. Орудие преступления, нож, холодное оружие, пистолет.

5

7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех – одинаковые задания):

а) б) в)

8. Ограничить и обобщить понятия:

8.1. Стол;

8.2. Книга;

8.3. Учебник;

8.4. Любовь;

8.5. Диск;

8.6. Столица Бурятии;

8.7. Единица информации;

8.8. Собака;

8.9. Животное;

8.10. Телевизор;

8.11. Президент Бурятии;

8.12. Следователь;

8.13. Вуз;

8.14. Впадина в мировом океане;

8.15. «Жигули»;

8.16. Факультет;

8.17. Таблица;

8.18. Хоккеист;

8.19. Планета;

8.20. Понятие;

8.21. Юридическое лицо;

8.22. Окружность;

8.23. Кодекс;

8.24. Закон;

8.25. Спутник.

9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:

9.1. Анемометр – прибор, измеряющий силу ветра.

9.2. Человек есть животное, строящее жилище.

9.3. Виктор Гюго – французский писатель, написавший роман «Собор Парижской Богоматери».

9.4. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

9.5. Жизнь есть сумма жизненных функций.

9.6. Мошенничество – это преступление.

9.7. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

9.8. Лев есть царь зверей.

9.9. Барометр – метеорологический измерительный прибор.

9.10. Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.

9.11. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

9.12. Историк – человек, изучающий историю.

9.13. Олигоцен – третья эпоха палеогена.

9.14. Мухомор есть ядовитый гриб.

9.15. Ртуть – единственный жидкий при обыкновенной температуре металл.

9.16. Собака – это друг человека.

9.17. Круг есть замкнутая кривая.

9.18. Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

9.19. Стол есть изделие, предназначенное для питания или работы.

9.20. Некоторые структуры у многих видов организмов, по-видимому, не несут никакой функции, и их называют ру-

диментарными органами.

9.21. Недисциплинированный ум – это ум, поддающийся влиянию гнева, ненависти, жадности, гордыни, эгоизма и

так далее. Именно из-за него мы попадаем в разные неприятные ситуации. (Его Святейшество Далай-Лама).

9.22. Терпеливая сдержанность есть качество, которое помогает нам не допустить того, чтобы отрицательные мысли

и эмоции завладели нами. Она охраняет покой нашего ума перед лицом напастей. Благодаря такой тренировке

терпения наше поведение становится полностью нравственным.

9.23. Образованный хам – детище «торжества разума».

9.24. Демократ – человек демократических убеждений.

9.25. Человек – это звучит гордо.

10. Попробуйте дать определение данным понятиям:

10.1. Агрессия, ошибка;

10.2. Студент, вежливость;

10.3. Лед, преступление;

10.4. Лошадь, вертолёт;

10.5. Роза, стыд;

10.6. Начальник, благородство;

10.7. Прямоугольник, русалка;

10.8. Друг, врач;

10.9. Враг, стол;

10.10. Стул; квадрат;

10.11. Портфель, любовь;

10.12. Карандаш, свекла;

10.13. Понятие, трамвай;

10.14. Рюкзак, нечестный человек;

10.15. Математика, кресло;

10.16. Глаза, магнитофон;

А

С

В

А В С А В С

6

10.17. Автомобиль, человек;

10.18. Футбол, школьник;

10.19. Окружность, наука;

10.20. Учебник, лифт;

10.21. Ромашка, телефон;

10.22. Телевизор, диван;

10.23. Дверь, кодекс;

10.24. Сигнал, автобус;

10.25. Ремонт, воспитание.

11. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какое правило нарушено?

11.1 Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную.

11.2. Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники.

11.3. Люди делятся на дающих и берущих взаймы.

11.4. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

11.5. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

11.6. Леса делятся на лиственные и хвойные.

11.7. «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты которые сами

живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают» (И. С.

Тургенев ).

11.8. Науки делятся на гуманитарные и естественные.

11.9. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

11.10. Материальные тела делятся на твёрдые, жидкие и газообразные.

11.11. Церкви делятся православные и католические, высокие и низкие.

11.12. Свет делится на искусственный, голубой и лунный.

11.13. Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

11.14. Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные.

11.15. По силе зрения люди делятся на близоруких и дальнозорких.

11.16. По способности проводить электрический ток тела делятся на проводники, полупроводники и не провод-

ники.

11.17. Источники бывают холодные, солёные, серные.

11.18. Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.

11.19. Греки делили людей на греков и варваров.

11.20. На письменном столе лежали учебники по русскому языку: для начальных классов, для 5-11 классов, для пед-

училищ, для подготовительных курсов вузов, монография В.В.Виноградова «Русский язык».

11.21. Специальные профилактические прививки детям надо делать как вмладенческом, так и в дошкольном возрасте.

11.22. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей ее среде всю пошлость и пустоту не толь-

ко помещичьего, но и московского дворянства.

11.23. Это произведение помогло мне лучше понять жизнь бурятского народа и поставило на новую ступень историче-

ского развития бурятскую литературу.

11.24. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

11.25. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живо-

пись.

12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия или расчленение предмета на

части (мереологическое деление):

12.1. Деления бывают двух типов: таксономические и мереологические.

12.2. Различают дихотомические деления и деления по изменению видообразующего признака.

12.3. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.

12.4. Равноправные субъекты Российской федерации – это республики, края и т.д.

12.5. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

12.6. Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные.

12.7. Университет делится на факультеты.

12.8. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.

12.9. Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и заочную.

12.10. Политические институты делятся на государственные и негосударственные.

12.11. Негосударственные политические институты делятся на партийные и непартийные.

12.12. По степени юридической завершенности договора делятся на окончательные и предварительные.

12.13. Московский университет делится на ректорат, 16 факультетов, 12 институтов и хозяйственную службу.

12.14. В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.

12.15. Допросы делятся на допросы свидетеля, потерпевшего и обвиняемого.

12.16. Различают следующие виды составов преступления: основной состав преступления и состав преступления с

отягчающими обстоятельствами.

7

12.17. Час делится на 60 минут.

12.18. Транспорт делится на сухопутный, водный и воздушный.

12.19. Денежные знаки делятся на металлические и бумажные;

12.20. Люди делятся на доброжелательных и недоброжелательных.

12.21. Современая экология делится на общую экологию, геоэкологию, биоэкологию, экологию человека и приклад-

ную экологию.

12.22. Биоэкология делится на экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов, экологию вод-

ных организмов.

12.23. Производство может быть рентабельным или нерентабельным.

12.24. Год делится на зиму, весну, лето и осень.

12.25. Простые суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные.

13. Произведите деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:

13.1. Закон;

13.2. Общество;

13.3. Денежный знак;

13.4. Наука;

13.5. Дорога;

13.6. Книга;

13.7. Стол;

13.8. Понятие;

13.9. Математика;

13.10. Страна;

13.11. Городской транспорт;

13.12. Художественное произведение;

13.13. Отношения между людьми;

13.14. Химический элемент;

13.15. Конституция;

13.16. Государственная власть;

13.17. Темперамент;

13.18. Населенный пункт;

13.19. Море;

13.20. Книга;

13.21. Лес;

13.22. Фотография;

13.23. Очки;

13.24. Часы;

13.25. Преступление.

8

Раздел II. Суждение

14. Определите тип суждения по характеру предиката:

14.1. Вселенная образовалась примерно 15 миллиардов лет назад.

14.2. А + В = С;

14.3. Видение проблемы – половина пути к истине;

14.4. Киев расположен южнее Москвы;

14.5. Одиссей был царём Итаки;

14.6. Сады Семирамиды когда- то существовали.

14.7. Дети играют в прятки.

14.8. У некоторых студентов отличная память.

14.9. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.

14.10. Инопланетяне не существуют.

14.11. Индивидуализм А.Швейцера отмечали многие исследователи.

14.13. Кант родился 22 апреля 1724 г. четвертым ребенком в семье потомственного шорника.

14.14. Центр Вселенной не существует.

14.15. Учение об именах, называемое теорией именования, относительно полно разработано немецким ученым Г.Фреге.

14.16. Алкоголь снижает уровень вменяемости личности.

14.17. Самая удаленная точка Вселенной не существует.

14.18. Зенон Элейский – ученик Парменида.

14.19. Древнеиндийская логика распространилась во многих странах Востока.

14.20. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

14.21. Объем понятия «Столица России» полностью совпадает с объемом понятия «Москва».

14.22. Содержание понятия «студент ВСГТУ» богаче содержания понятия «студент».

14.23. Некоторые знаки не имеют значения.

14.24. Москва больше Рязани.

14.25. Парк Юркского периода не существует.

15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

15.1. Системы управления людьми, стимулирующие силу собственного Я, способствуют их здоровью и счастью.

15.2. Заключенные, у которых есть какая-либо возможность контролировать окружающее (они могут передвигать сту-

лья, включать и выключать телевизоры, зажигать свет), испытывают меньший стресс.

15.3. Проблема добра и зла всегда была камнем преткновения этики.

15.4. Улыбка любому встречному – поступок, ведущий к установлению согласия между людьми мира сего. (Э.-Х.

Галшиев. Зерцало мудрости.).

15.5. В нас горят ещё желанья!

15.6. В Татьяну Онегин как дитя влюблён.

15.7. Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни.

15.8. Абсолютное большинство из нас учится хорошо.

15.9. Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).

15.10. Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.

15.11. Одно из главных возражений против использования ископаемых остатков для доказательства эволюции – отсут-

ствие непрерывности в палеонтологической летописи.

15.12. Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.

15.13. Существование рудиментарных органов было бы трудно объяснить вне связи с процессом эволюции.

15.14. По характеру занятий жизнь Л.Толстого была разнообразной и насыщенной.

15.15. Духовное обновление личности является одной из центральных тем последнего романа Л.Толстого «Воскресе-

ние».

15.16. Региональная экополитика пока не вышла за рамки межпарламентских дебатов на неофициальном уровне.

15.17. С большим трудом и крайне медленно происходит осознание преимуществ экологической переориентации обще-

ственных процессов.

15.18. Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в экологический кризис.

15.19. Аральское море перестало существовать в изначальном виде.

15.20. Восстановить экосистемы Арала уже невозможно.

15.21. Кризисное экологическое состояние Каспийского моря обусловлено загрязнением рек Волжского бассейна.

15.22. Моря в наше время превратились в сточную яму.

15.23. Ресурсная основа жизни северных народов резко подорвана.

15.24. Пятна азональной пустыни имеются в таежной полосе Забайкалья.

15.25. Экосистемы таежных рек Саян близки к кризису.

9

16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх ти-

пов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.

16.1. Рыбы дышат жабрами.

16.2. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

16.3. Лень никогда не приводит к добру.

16.4. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

16.5. Многие из почтенных людей несчастны.

16.6. Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

16.7. Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.

16.8. Песни бывают застольными.

16.9. Греки изобрели «греческий огонь».

16.10. Кроликов в Австралии не было.

16.11. Мертвые организмы быстро разлагаются.

16.12. Только часть ископаемых остатков была обнаружена.

16.13. Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

16.14. Органический мир представляет собой единое целое.

16.15. Болезненные эмоции бесполезны.

16.16. Благородный человек, по учению Конфуция, обладает человеколюбием.

16.17. Студенты юридического факультета изучают правовые науки.

16.18. Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны ок-

ружающей среды.

16.19. Любая война становится мировой в смысле воздействия на земной шар. (Реймерс Н.Ф., с.272).

16.20. Рубины используют для создания лазера.

16.21. Ученые способны получать теперь пластические материалы с любыми нужными свойствами.

16.22. Алмазы используют как режущий инструмент.

16.23. Киты – млекопитающие.

16.24. Студенты иногда опаздывают на занятия.

16.25. Некоторые знаки не имеют значения.

17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных

суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным,

что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.

17.1. Некоторые знаки не имеют значения.

17.2. Рыбы __________дышат жабрами.

17.3. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

17.4. Лень никогда не приводит к добру.

17.5. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

17.6. Многие из почтенных людей несчастны.

17.7. Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

17.8. Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.

17.9. Песни бывают застольными.

17.10. Древние греки изобрели Олимпийские игры.

17.11. Кроликов в Австралии не было.

17.12. Мертвые организмы быстро разлагаются.

17.13. Только часть ископаемых остатков была обнаружена.

17.14. Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

17.15. Органический мир представляет собой единое целое.

17.16. Болезненные эмоции бесполезны.

17.17. «Благородный муж», по учению Конфуция, обладает человеколюбием.

17.18. Студенты юридического факультета изучают правовые науки.

17.19. Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны ок-

ружающей среды.

17.20. Любая война становится мировой в смысле воздействия на земной шар. (Реймерс Н.Ф.).

17.21. Студенты ИЭП ВСГТУ желают «грызть гранит науки».

17.22. Моря в наше время превратились в сточную яму.

17.23. Птицы каждый год меняют свое оперенье.

17.24. Киты – млекопитающие.

17.25. Студенты иногда опаздывают на занятия.

10

18. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних

знаков отрицания. (По логическому квадрату).

18.1. Некоторые океаны имеют пресную воду.

18.2. Все свидетели дают правдивые показания.

18.3. Ни один студент нашей группы не знает французского языка.

18.4. Некоторые прокуроры не имеют высшего образования.

18.5. Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

Наши рекомендации