Задания для самостоятельной работы студентов
КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКИ.
СИЛЛАБУС
Дисциплина – Стоматология, код PSZ 3231
Специальность – 051302 Стоматология
Объем учебных часов – 162
Лекции – 18 часов
Практические занятия – 90 часов
СРС – 54 часа
Курс – 3
Семестр – 5,6
Алматы 2009
1. Общие сведения:
1.1.Казахский национальный медицинский университет
1.2.Кафедра стоматологии детского возраста и профилактики стоматологических заболеваний
1.3.Дисциплина - Профилактика стоматологических заболеваний,
код РSZ 3231
1.4.Специальность 051104 «Стоматология»
1.5.Объем учебных часов: 162
1.6.Курс 3, Семестр 5,6
1.7.Сведения о преподавателях
ППС | ||
1.8.Контактная информация:г. Алматы, ул. Гоголя 162, кафедра стоматологии детского возраста и профилактики , тел. 8(7272)787240
1.9.Политика дисциплины:
В процессе прохождения практики студент должен выполнять следующие требования:
- своевременно приступать к занятиям строго по расписанию;
- иметь санитарную книжку с допуском;
- иметь сменную обувь, одежду (чистый халат или хирургический костюм, колпак, маску, перчатки);
- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности и охрану труда на рабочем месте, производственную санитарию;
- подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на соответствующей клинической базе;
- иметь лекционную тетрадь по профилактике стоматологических заболеваний;
- в конце учебного года студент после завершения учебной программы сдает экзамен по профилактике стоматологических заболеваний;
- экзамен по профилактике стоматологических заболеваний оценивается по установленной бально-рейтинговой буквенной системе, результаты вносятся в зачетную книжку;
- зачетная ведомость с результатами экзамена предоставляется в деканат на следующий день.
Штрафные меры
Студент, пропустивший занятия должен отработать:
- если причина уважительная – болезнь, предоставляется справка, подтвержденная студенческим врачом;
- студент, пропустивший 30 % от объема лекционных и практических занятий направляется на повторное прохождение цикла по пропущенной дисциплине или отчисляется из ВУЗа;
- ежемесячные сведения о наличии пропусков и отработок сдаются в деканат.
Программа.
Введение.
Опираясь на знания, полученные студентами на общебиологических, общеклинических, стоматологических кафедрах и на кафедре детских болезней, обучить студентов особенностям профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей, способных после окончания университета вести профилактическую работу по предупреждению заболеваний зубов и тканей пародонта, зубочелюстных аномалий с учетом общего состояния организма ребенка и влияния факторов окружающей среды.
2.2 Цель дисциплины:
Основное назначение врача-стоматолога общей практики это оказание гарантированной стоматологической помощи при обязательном медицинском страховании (Указ президента РК «О медицинском страховании граждан» от 17 июня 1995 г.). Согласно приказу МЗ РК № 92 от 26 февраля 1996 г. профилактическая и лечебная стоматологическая помощь в полном объеме (кроме ортодонтической) гарантирована детям и подросткам. Следовательно, вопросы профилактики стоматологических заболеваний занимают ведущее место в подготовке врача-стоматолога.
2.3. Задачи обучение:
- теоретическая и практическая подготовка согласно учебной программе;
- овладение методами стоматологического обследования детей ;
- определение основных показателей стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост интенсивности) ;
- проведение уроков гигиены полости рта в организованных коллективах, обучение стандартному методу чистки зубов;
- определение состояния прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;10
- выбор оптимальных средств гигиены полости рта;
- формирование у студентов этико-деонтологических норм поведения на стоматологическом приеме.
Врач-стоматолог должен быть хорошо ориентирован в современных принципах организации диспансеризации детского населения у стоматолога, уметь организовать профилактику основных стоматологических заболеваний у детей, проводить плановую санацию полости рта организованного детского населения и санацию по обращаемости.
2.4. Конечные результаты обучения:
- организацию работы стоматологического кабинета, технику безопасности при работе со стоматологическим оборудованием;
-методику проведения обследования ребенка;
- методику проведения осмотра полости рта с регистрацией стоматологического статуса в профилактической карте;
- определение основных показателей стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост интенсивности);
- определение положения уздечки верхней и нижней губ и языка, глубину преддверия полости рта;
- методы обследования состояния тканей пародонта с использованием индексов РМА, ПИ, СРIТN;
- определение состояния прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;
- методику проведения окклюзиограммы;
- проведение урока гигиены полости рта в организованных коллективах, обучение стандартному методу чистки зубов, проведение контролируемой чистки;
- выбор оптимальных средств гигиены полости рта;
- проведение методики герметизации фиссур;
- методику проведения избирательной пришлифовки зубов.
- провести обследование ребенка;
- проводить осмотр полости рта с регистрацией стоматологического статуса в профилактической карте;
- определять гигиеническое состояние полости рта с помощью гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермильону;
- определять основные показатели стоматологического статуса (распространенность, интенсивность кариеса, прирост кариеса);
- определять положение уздечки верхней и нижней губ и языка, глубина преддверия полости рта;
- обследовать состояние тканей пародонта с использованием индексов РМА, ПИ, СРITN;
- определять состояние прикуса, факторов, обуславливающих зубочелюстные аномалии;
- проводить окклюзиограмму;
- провести урок гигиены полости рта в организованных коллективах;
- обучить стандартному методу чистки зубов, провести контролируемую чистку полости рта;
- проводить уроки массажа и миогимнастики для нормализации функции дыхания, жевания и глотания;
- провести герметизацию фиссур;
- провести избирательную пришлифовку зубов.
2.5. Пререквизиты; перечень дисциплин и практик, содержание знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешного прохождения данной практики: нормальная физиология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, патологическая физиология.
Нормальная физиология. Физиологические механизмы процессов глотания, жевания, их регуляция, особенности орального анализатора, влияние желез внутренней секреции на формирование зубочелюстного аппарата у детей. Роль слюны в патологии жевательного аппарата и тканей полости рта.
Нормальная анатомия.Анатомические особенности молочных и постоянных зубов, органов полости рта, зубная формула, прорезывание зубов, формирование и рассасывание корней молочных зубов, сроки прорезывания постоянных зубов, формирование корней постоянных зубов, анатомическое строение челюстей в разные возрастные периоды, кровоснабжение и иннервация органов и тканей полости рта. Височно-нижнечелюстной сустав, строение, функция возрастном аспекте.
Патологическая физиология, анатомия. Изучение этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Боль, психофизиологические особенности детского возраста, эмоциональность, мотивация к лечению зубов. Воспаление, особенности развития одонтогенных воспалительных заболеваний. Аллергия. Рост и развитие опухолей челюстно-лицевой области у детей. Заболевания крови.
2.5. Постреквизиты, перечень дисциплин и практик, для усвоения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершению прохождения данной практики: хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология.
Хирургическая стоматология. Обследование больного с хирургическими стоматологическими заболеваниями, обучение технике
проведения местного обезболивания челюстно-лицевой области. Клиника, диагностика и принципы лечения одонтогенных воспалительных заболеваний. Клиника, диагностика и принципы лечения травм челюстно-лицевой области. Клиника, диагностика и принципы лечения опухолей челюстно-лицевой области. Принципы пластических и реконструктивных операций челюстно-лицевой области.
Ортопедическая стоматология. Механизм действия, управления и дозирования силы ортодонтических аппаратов. Показания и особенности изготовления зубных протезов в детском и подростковом возрасте, как профилактика вторичных зубочелюстных деформаций у детей.
Терапевтическая стоматология. Обследование стоматологического больного. Этиология, патогенез, диагностика, профилактика и принципы лечения кариеса, некариозных заболеваний зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта. Основы профилактики стоматологических заболеваний.
2.6. Краткое содержание дисциплины:
Профилактическое направление в стоматологии имеет прочный научный фундамент, основанный на знании этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний.
Профилактика – это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний. Профилактика стоматологических заболеваний является общегосударственной задачей и осуществляется в качестве важнейшей составляющей части комплексной программы оздоровления населения. В определении понятия «профилактика» четко прослеживается два основных аспекта: а) немедицинский (социальный) и б) медицинский (медицинские и гигиенические мероприятия). Поэтому уже в основах профилактики заложении важнейшее понятие, что только лишь усилиями медицинских работников проблема предупреждения заболеваний не может быть решена – нужны усилия на уровне государственных и социальных формаций. Профилактика в стоматологии реализуется путем выполнения следующих задач (см. «Задачи дисциплины»).
Тематический план лекций, практических занятий и СРС
Тематический план лекций
№ | Наименование тем | Форма выполнения | Объем в часах |
Введение в специальность. Профилактика стоматологических заболеваний. Модель основного стоматологического обслуживания населения по ВОЗ. | Слайды, презентации | ||
Обследование пациента в профилактическом отделении поликлиники. Диспансеризация населения. | Слайды, презентации | ||
Эпидемиология кариеса зубов.Эпидемиология болезней пародонта и других стоматологических заболеваний у детей. | Слайды, презентации | ||
Организационные основы внедрения профилактики Кариеса. Организация болезней пародонта и других стоматологических заболеваний у детей. | Слайды, презентации | ||
Гигиена полости рта. Гигиеническое воспитание населения. | Слайды, презентации | ||
1О | Кариесогенность эмали. Кариесогенная ситуация в полости рта. Факторы риска развития кариеса зубов. Профилактика и прогнозирование кариеса. Профилактика осложнений кариеса | Слайды, презентации | |
Профилактика некариозных поражений твердых тканей зубов. | Слайды, презентации | ||
Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Факторы риска и профилактика болезней пародонта Зубочелюстные аномалий у детей, их профилактика. | Слайды, презентации | ||
Стоматологическое просвещение. Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики. | Слайды, презентации | ||
Всего 18 часов |
Тематический план практических занятий
(продолжительность академического часа – 50 минут)
№ | Наименование тем | Содержание | Объем в часах |
Обследование пациентаентав профилактическом отдении лени поликлиники. Поря док и методы обследова ния. Медицинская карта стоматологического боль ного. Определение распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей (индексы кп, КПУ+кп, КПУ). Расчет показателей прироста и редукции кариеса зубов. | .Возрастные анатомо- физиологические особенности зубочелюстной системы. Закладка, сроки минерализации и прорезывания временных и постоянных зубов. Оценка состояния твердых тканей зубов. Индексы интенсивности кариеса зубов: КПУ, кпу зубов и поверхностей. Графико- цифровая и международная система обозначения зубов. Оценка состояния тканей пародонта с помощью индексов: CPITN, PМА. Выявление зубочелюстных аномалий и факторов риска их возникновения. Определение гигиенического состояния полости рта. Индексы гигиены по Федорову-Володкиной, Грину- Вермиллиону, индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) Интенсивность кариеса постоянных зубов выражается индексом КПУ, где К — кариозные, П — пломбированные, У -удаленные зубы. Наряду с этим используется показатель КПп, где К — кариозные зубы, Пп — пломбы поверхностей. В период сменного прикуса интенсивность кариеса выражается индексами КПУ, кп, КПУ-f кп, КПп + кпп. -Средний показатель интенсивности кариеса зубов в расчете на группу обследуемых определяется по формуле: Сумма индивидуальных показателей кп, КПУ, КПУ + кп Число обследованных | ||
Оценка состояния тканей пародонта с помощью индексов CPITN, PMA, КПИ, ПИ и др. Предметы и приспособления для индивидуальной гигиены полости рта | Методика обследования: визуально с помощью обычного набора зубоврачебных инструментов определяется мягкий зубной налет, кровоточивость зубодесневого желобка, поддесневой зубной камень, патологические зубодесневые карманы и патологическая подвижность зубов, при наличии признака, независимо от его тяжести (количества). Папилярно-маргинально-альвеолярный индекс (PMA). Этот индекс позволяет судить о протяженности и тяжести воспаления в пародонте. Индекс может быть выражен в абсолютных цифрах или в процентах (модификация Парма). Воспаление сосочков (Р) оценивается в 1 балл, воспаление края десны (М) — 2 балла, воспаление альвеолярной десны (А) — 3 балла. Исходя из этого щетка должна быть не очень жесткая, чтобы очистить поверхность зубов, не травмируя десну. Проверить упругость щетки можно пальцами. Если щетка поддается давлению вдоль рабочей поверхности с явным сопротивлением, то ею пользоваться можно. Кустики щетины должны располагаться не густо, чтобы проникать в межзубные промежутки. | ||
Средства индивидуальной гигиены полости рта Методика определения гигиенических индексов по Федорову-Володкиной | С целью профилактики кариеса и укрепления общего состояния организма ребенка рекомендуется назначать препарат «Витафтор», содержащей фтор и витамины А, Д, С. Применяют препарат по 1 капле на 1 кг массы тела ребенка, но не более 1 чайной ложки. Детям до 6 лет — 0,5 чайной ложки. Курс лечения продолжается 1 месяц. Всего в году проводят 4—6 курсов с двухнедельными перерывами. Соблюдение правил гигиены полости рта с использованием только лишь зубной щетки не позволяет добиться хорошего очищения от налета боковых поверхностей зубов и межзубных промежутков. Вследствие этого в личной гигиене необходимо использовать кроме зубной щетки другие средстве: зубные нити (флоссы), зубочистки. Индекс Федорова—Володкиной широко применяется в нашей стране для изучения гигиенического состояния полости рта. Он учитывает площадь зубного налета на вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов, окрашенных раствором Шиллера—Писарева, Оценка результатов следующая; 1 — отсутствие окрашивания, 2 — окрашивание */4 поверхности коронки зуба, 3 — окрашивание V* поверхности зуба, 4 — окрашивание 3/4 поверхности зуба, 5 — окрашивание всей поверхности зуба. Сумма баллов каждого зуба | ||
Рубежный контроль Методы чистки зубов (Fones, Bass, Leonard, стандартный метод). Формы чистки зубов: индивидуальная, контролируемая, профессиональная. | Чистить зубы надо дважды: утром после завтрака и перед сном. Щетку надо менять через три-четыре месяца. Проверить эффективность чистки зубов можно с помощью настойки йода, которая при соединении с углеводами изменяет окраску на синий цвет. Для этого на зубной фантом наносят крахмальный клейстер и приступают к очистке зубов. По результатам окрашивания очищенных зубов судят о том, насколько полной и правильной она была. Методика Леонардо. Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к поверхности зубов. Производятся вертикальные движения в направлении от десны к коронке зуба на верхней челюсти сверху вниз, на нижней - снизу вверх. При таких движениях удаляются остатки пищи и удается избежать повреждения десны. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых зубах, жевательные очищают движениями щетки вперед - назад. Методика Басе. Щетинки должны находиться под углом 45° к оси зуба, при этом концы щетинок частично проникают в десневую бороздку и в межзубные промежутки. При чистке производят вибрирующие движения вперед -назад без перемещения концов щетинок. Внутренние поверхности очищают также. Жевательные очищают движениями зубной щетки вперед –назад. | ||
Методика удаления над и поддесневых зубных отложений Экзогенное использование фторидов для профилактики кариеса: фторсодержащие лаки, гели, растворы для полоскания и аппликаций. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность лечения. | Инструменты для удаления налета и зубных отложений можно разделить на металлические, деревянные, резиновые, комбинированные. Существуют машинные и ручные инструменты. К ним относятся экскаваторы, крючки, ложки, палочки, щетки, полиры, финиры, гладилки, чашки. Перечисленный инструментарий применяется только врачом. Из микроэлементов, способствующих повышению резистентности эмали к кариесу, наиболее изучен фтор. Известно, что при концентрации фтора в питьевой воде 1,0 мг/л происходит идеальная кристаллизация твердых тканей зубов в период созревания. Оптимальное поступление фтора в организм обеспечивает повышение сопротивляемости наружного слоя эмали зубов (за счет формирования в ней фторапатита) действию патологических факторов. Кроме того, фтор подавляет деятельность кариесогенной флоры. Он также обладает свойством десорбировать альбумины и гликопротеины слюны, препятствуя, таким образом, формированию зубной бляшки. | ||
Методика герметизации фиссур и слепых ямок. Материалы, показания,противопоказания, методики, эффективность. Методика определения местных факторов риска заболеваний пародонта и их устранение. | При закрытии фиссур с завершенной минерализацией используют эвикрол, консайз с предварительным протравливанием 30—50% фосфорной кислотой для обеспечения прочного и длительного физического барьера. Созданы герметики, которые отверждаются под воздействием ультрафиолетового облучения. К таким относится: отечественный, «волакор», зарубежный «эпоксилит». Они имеют следующие преимущества перед герметика-ми, твердеющими химическим путем: 1. Большая полнота минерализации. 2. Экономия рабочего времени, так как отвердение начинается по «команде» только под воздействием УФ света. Разрабатываются и метилметакрилатные герметики, прилипающие к влажному зубу и отверждающие под влиянием влаги. Представителями их являются энамит и покровные лаки на основе эпоксидной смолы и хлороформа. Травматическая окклюзия- это изменение артикуляционного равновесия зубов, повышенная нагрузка одних зубов и недогрузка других. Причины: а) аномалия прорезывания, б) аномалия прикуса, в) дефекты протезирования и пломбирования, г) неудовлетворительно изготовленные шины и аппараты. Патология пародонта развивается вследствие травмирующего действия аномалийно -прикрепленных связок: при движении губ, языка- создается натяжение тканей, уменьшается кровенаполнение, нарушается их трофика. Клинически это проявляется анемизацией, развитием гингивита, отслаиванием десны из-за разрушения эпителиального прикрепления. Большое значение в патогенезе клинических признаков болезни у детей имеет возможность диспропорции роста и созревания незрелых структур. Диспропорция роста и созревания может возникнуть как внутри системы, объединенной единством функции (зуб, периодонт, альвеолярная кость и т. д.), так и в структурах и системах, обеспечивающих и приспосабливающих весь организм к внешним условиям от рождения до старости (эндокринная система и др.). | ||
Методика определения факторов риска зубочелюстных аномалий и их устранение. Методика определения окклюзиограммы и избирательного пришлифовывания зубов. | В возникновении зубочелюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе данных генеалогического анализа по трем вариантам: - прямое наследование признаков (диастема, адентия, сверхкомплектные зубы, ретенция, изменение числа, формы и величины зубов); - передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия, истинная прогения); - передача по наследству несоответствия размеров челюстей и величины зубов (тесное положение зубов, обусловленное недостаточностью размеров апикального базиса); редкое расположение зубов с наличием трем. Определение равномерности окклюзионной нагрузки зубов методом отпечатковпроводят с целью изучения возможности распределения функциональной нагрузки на пародонт различных зубов. Для этого сложенную вдвое копировальную бумагу помещают между зубами в боковых и фронтальных участках челюстей и предлагают обследуемому ребенку плотно сомкнуть зубы. На зубах в местах окклюзионных контактов остаются следы копировальной бумаги. Чтобы зарегистрировать эту картину, в следующий раз между зубами и копировальной бумагой помещают полоски обычной белой бумаги. | ||
Рубежный контроль Проведение «уроков здоровья» в организованных детских коллективах. Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению. | В периоде ясельного и дошкольного возраста санпросвет-работа ложится на плечи воспитателей, которые научат, откорректируют или повторяют, «как надо сделать», используя силу коллективного примера. Основной задачей в этот период является регулярное повторение навыков с целью выработки условного рефлекса. В младшем школьном возрасте участниками становятся учителя и вожатый. Основной задачей этого периода является, воспитание уважительно-ответственного отношения к профилактическим мероприятиям. Учителю необходимо всячески содействовать проведению мероприятий ибыть активным участником. | ||
Подготовка рабочего места стоматолога на профилактическом приеме в организованном детском коллективе (контроль дез. режима, инструментарий и оборудование). Определение гигиенических индексов у школьников. Обучение детей методам чистки зубов. Контролируемая чистка зубов среди 6-7- летних школьников. | В кабинете должна быть двойная кварцевая лампа, при помощи которой происходит обеззараживание воздуха. Кварцевание происходит до начала работы, в перерыве между сменами и после завершения рабочего дня. Для работы врача, ведущего терапевтический прием, необходимо следующее оборудование: 1) кресло стоматологическое; 2) стул со спинкой для врача передвижной; 3) установка стоматологическая с бормашинами, светильником, плевательницей, диатермокоагулятором, электродиагностическим прибором, приспособлением для гидротерапии, слюноотсосом; 4) прикресельный столик врача; 5) канцелярский стол для записей историй болезни и ведения другой документации; 6) стулья; 7) раковина для мытья рук; 8) раковина с тумбочкой или пристенной полкой для мытья использованного инструментария; 9) сухожаровой шкаф для стерилизации металлического инструментария; 10) вытяжной шкаф со стерилизаторами; 11) стол с наборами стерильных инструментов; 12) шкаф для хранения медикаментов, инструментария, пломбировочных материалов, шкаф А для ядовитых, шкаф Б для сильнодействующих лекарственных веществ. Целесообразно, чтобы правая половина кабинета находилась в распоряжении врача, здесь же проходит больной. Левая половина кабинета - для медсестры и санитарки. Индекс Федорова—Володкиной широко применяется в нашей стране для изучения гигиенического состояния полости рта. Он учитывает площадь зубного налета на вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов, окрашенных раствором Шиллера—Писарева, Оценка результатов следующая; 1 — отсутствие окрашивания, 2 — окрашивание */4 поверхности коронки зуба, 3 — окрашивание V* поверхности зуба, 4 — окрашивание 3/4 поверхности зуба, 5 — окрашивание всей поверхности зуба. Сумма баллов каждого зуба | ||
Выявление показателей распространенности и интенсивности кариеса среди школьников 6,12,15 лет (индексы КПУ, КПУ+кп) Выявление показателей распространенности и интенсивности заболеваний пародонта среди школьников 15 лет (индекс CPITN, PMA, KПИ). | Исходя из этого Т. Ф. Виноградовой в 1972 г. предложен доступный во всех (полевых) условиях работы метод определения активности кариеса. За основу взят рекомендованный Комитетом экспертов ВОЗ (1962) показатель (индекс) КПУ, кп, КПУ + кп. Для каждого региона определяется среднее значение индекса в каждой возрастной группе и отклонения от среднего значения по трем сигмальным отклонениям, т. е. М±3а. В результате формируются следующие группы: I группа —дети, имеющие интенсивность кариеса по КПУ, КПУ + кп, равную М —За; 1 группа «А» — дети, имеющие интенсивность кариеса меньше среднего значения М, но больше чем М — За. Эти группы составляют компенсированную форму кариеса. Дети, имеющие интенсивность кариеса, равную М + За, составляют II группу или субкомпенсированную форму патологии. В группу с III степенью активности кариеса (декомпенсированная форма) отнесены дети, имеющие не только КПУ, кп и КПУ + + кп больше, чем М + За, но и очаговую деминерализацию (меловые пятна на зубах, окрашивающиеся красителями), а также дети в I лет, имеющие КПУ более 5. Определение индекса РМА. Степень воспаления десны устанавливают с помощью индекса гингивита—РМА (папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс). Воспаление сосочка (Р) оценивается в 1 балл, воспаление края десны (М) —2 балла, воспаление альвеолярной десны (А) —3 балла. В модификации Парма: Индекс РМА = сумма РМА X 100 3 X число зубов в полости рта Сумма РМА определяется при сложении всех наивысших оценок состояния маргинального пародонта у каждого зуба. Например: Индекс РМА= (2+2+2+2+1+1+1+1+3+3+3+3) -X 100 =33,3% | ||
Рубежный контроль Применение низкоинтенсивного лазерного излучения для профилактики основных стоматологических заболеваний. | Лазерная терапия–использование излучаемых квантовыми генераторами электромагнитных волн, обладающих монохроматичностью, когерентностью (однофазность волны). Наиболее широко применяется излучение гелий –неонового лазера (ИГНЛ). Такое излучение оказывает лечебное действие широкого диапазона: противовоспалительное, так как нормализует нарушенные микроциркуляцию и проницаемость сосудистой стенки; болеутоляющее; тромболитическое; улучшает обменные и окислительно-восстановительные процессы в тканях; стимулирует процесс регенерации, факторы местной и общей иммунной защиты организма и др. | ||
Профилактические карты ВОЗ, заполнение и выявление нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях. Удаление над и поддесневых зубных отложений у школьников 15 лет с начальными проявлениями заболеваний пародонта. | В последние годы в различных регионах страны активно проводится эпидемиологическое обследование с использованием индексов и критериев ВОЗ и заполнением специальной профилактической карты, чтобы составить представление о заболеваемости и потребности в профилактике и лечении различных патологических состояний. Инструменты для удаления налета и зубных отложений можно разделить на металлические, деревянные, резиновые, комбинированные. Существуют машинные и ручные инструменты. К ним относятся экскаваторы, крючки, ложки, палочки, щетки, полиры, финиры, гладилки, чашки. Перечисленный инструментарий применяется только врачом. | ||
Избирательное пришлифовывание и устранение супраконтактов зубов. Определение оклюзиограммы. Составление программы комплексной профилактики стоматол огических заболеваний. | Определение равномерности окклюзионной нагрузки зубов методом отпечатков проводят с целью изучения возможности распределения функциональной нагрузки на пародонт различных зубов. Для этого сложенную вдвое копировальную бумагу помещают между зубами в боковых и фронтальных участках челюстей и предлагают обследуемому ребенку плотно сомкнуть зубы. На зубах в местах окклюзионных контактов остаются следы копировальной бумаги. Чтобы зарегистрировать эту картину, в следующий раз между зубами и копировальной бумагой помещают полоски обычной белой бумаги. Комплекс первичных профилактических мер предусматривает: 1) гигиеническое воспитание -населения (обучение уходу за полостью рта), 2) реализацию программы рационального питания, 3) регулярное посещение врача-стоматолога для проведения лечебно-профилактических вмешательств, которые сводятся к контролю за гигиеническим состоянием ротовой полости пациента, снятию зубных отложений, своевременному лечению воспалительных изменений в тканях краевого пародонта, выявлению и устранению аномалий зубных рядов, рациональному ортопедическому лечению при наличии дефектов зубных рядов. | ||
Принципы составления диспансерных групп с целью профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости. | Понятие о ситуационном анализе. Этапы планирования программы профилактики. Цель, задачи программы, выбор методов и средств профилактики. Персонал, учавствующий в выполнении программы, материальное обеспечение программы. Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики, мониторинг. Критерии и периодичность оценки эффективности программы, прогнозирование стоматологической заболеваемости. Взаимосвязь стоматологической службы с другими отраслями здравоохранения и образования. Особенности проведения профилактических мероприятий у различных контингентов населения: беременных, детей разного возраста, подростков, взрослых. | ||
Рубежный контроль Итоговая консультация | |||
Всего: 90 часов |
Задания для самостоятельной работы студентов.
Вся профессиональная практика – это самостоятельная индивидуальная работа студента в качестве ассистента врача-стоматолога в терапевтическом стоматологическом кабинете, в процессе которой необходимо освоить следующий перечень (см. студент должен уметь).
Лекции: обзорные и тематические, сопровождающиеся с демонстрацией мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами и использованием «обратной связи» - вопросы лектора – ответы студентов.
Практические занятия: устный опрос, обратная связь со студентами, дискуссии, работа в малых группах, презентации малых групп, решение
тестовых заданий, опрос по фантомам и тренажерам, деловые игры, разбор случаев, решение тестовых заданий, демонстрация методик (при отсутствии тематических больных – демонстрация слайдов), прием пациентов, отработка методик.
Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, составление глоссария, решение тестовых заданий, подготовка и защита научных рефератов, эссе, работа на фантоме и тренажерах (отработка мануальных навыков), изготовление материалов по стоматологическому просвещения