Что изучает словообразование
Словообразование— раздел языкознания, изучающий образование слов, отношения производности между однокорен-ными словами.
Производность является центральным понятием словообразования. Производность — это такое соотношение между однокоренными словами, когда форма и значение производного слова непосредственно могут быть выведены из формы и значения другого слова — производящего (или нескольких производящих слов): студент —> студентка; студенческий совет —» студсовет. Направление производности при словообразовательном разборе принято показывать стрелкой: нести —» унести (в тех случаях, когда направление производности не вызывает сомнений, вместо стрелки часто используется также тире: дом — домик).
Слово типа домик (= 'маленький дом'), основа которого связана по форме и значению с основой другого однокоренного слова, называется производным словом (у него производная основа). Для каждого производного слова есть свое производящее: для слова баскетболист производящее слово баскетбол, для слова лесок — слово лес. Основа производящего слова -называется производящей основой. У производных слов, образованных путем сложения, имеется по нескольку производящих: шесть уровней —» шестиуровневый.
Слова типа лес, дом, шесть, у которых внешний вид основы и лексическое значение не выводятся из формы и значения других, более простых однокоренных слов, называются непро-
6*
изводными словами; непроизводными называются и основы таких слов.
189.Из приводимых пар выпишите выделенные слова, каждое в
его начальной форме. Отделите в них основы от словоизменительных
аффиксов, покажите стрелкой направление производности; укажите,
какая основа является производящей, а какая — производной.
Образец:
веточка — 'маленькая ветка':ветк(а) —» веточк(а); производящей является основа слова ветка (ветк-), производной — основа слова веточка (веточк-).
Боронить— 'разрыхлять бороной'. 2. Бычок— 'молодой бык'.3. Виноградник— 'место, где растет виноград'. 4. Влажный— 'пропитанный влагой'. 5. Волчонок— 'детеныш волка'. 6. Голосистый— 'обладающий сильным, звучным голосом'.7. Дневной— 'производимый в течение одного дня'.8. Кожанка— 'кожанаякуртка'. 9. Гитарист— 'музыкант, играющий на гитаре'.
190.Сопоставьте основы приведенных слов. Определите, какая
из них производная, какая — производящая.
Стол — столовый, лес — лесистый, дед — прадед, читать — перечитать, добрый — предобрый, новый — по-новому, дорога — подорожник, красный — краснота, сила — осилить, бледный — бледность, борода — бородач, белый — белизна, учить — учение, бегать — бегун, музыка — музыкант, печь — печенье.
191.Укажите, какое из двух слов, приведенных в скобках, явля
ется производящим для слова, стоящего за скобками.
Вечером (вечер, вечерний), выход (выходить, ход), непримиримый (примиримый, примирить), краснота (красный, краснеть), взмолиться (молиться, молить), по-осеннему (осень, осенний), учение (учить, ученый), подосиновик (осина, осиновый), переписать (писать, переписка), белизна (белый, белеть), прилет (прилететь, летный), бегун (бегать, бег), негромко (негромкий, громко), бородач (борода, бородатый), очернить (чернить, черный), разрешение (решение, разрешить).
192.Сгруппируйте однокоренные слова. Определите вид основы каждого слова: членимая или нечленимая, производная или непроизводная.
Весна, аптечный, смешной, звать, по-весеннему, называть, чистый, краска, весенний, чистота3, прибрежный, чистить3, смеяться1, аптечка, красить, смех, чище, берег, зов, бережок, чистка, перекрасить2, аптека.
___________________________________________________ <#>