Учебно-методическое и библиотечное обеспечение дисциплины
3.4.1. Все учебно-методические материалы по дисциплине и рекомендации по их использованию для обучающихся размещены на сайте университета: Университет→кафедры→кафедра нормальной физиологии→документы→учебно-методическая работа.
3.4.2. Список основной и дополнительной литературы
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Физиология человека. /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 2003г.-656
2. Общий курс физиологии человека и животных /в 2-х кн. / Под ред. А.Д.Ноздрачева. - М., «Высшая школа», 2001.-1088с.
- Физиология человека/ Под ред. Б.И. Ткаченко. Третье издание, исправленное и переработанное. Из-во группа «ГЗОТАР-Медиа», 2009.-496с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Брин В.П. Физиология человека в схемах и таблицах.- Ростов на Дону: Феникс, 1999.- 352с.
2. Гайтон Артур, Холл Джон Э., Медицинская физиология. Москва., «Логосфера».-2008.-1296с.
3. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На кафедре разработаны методические рекомендации по всем разделам курса для студентов по проведению самостоятельной подготовке разделов дисциплины в не аудиторных часов, а также для самостоятельной работы на занятиях (представлены в приложении к программе) и методические разработки для преподавателей по технологии проведения занятий (представлены в приложении к программе).
1) «Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной физиологии. Часть 1»/ Сорокин О.В., Антропова Л.К., Перехвальская Т.В., Пиковская Н.Б., Кузнецова Л. Я./- 73 с.
2) «Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной физиологии. Часть2»./Л.К.Антропова, Е.Д.Динниц, Г.Я.Двуреченская, Л.Я.Кузнецова/-85 с.
3) Учебно-методическое пособие по разделу «Кровь» / Антропова Л.К., Куликов В.Ю., , Козяева Е.А., Сорокин О.В., Пиковская Н.Б. /-48 с.
4) Учебно-методическое пособие по разделу «Общие свойства возбудимых тканей»/В.Ю. Куликов, Н.Б. Пиковская /- 70 с.
5) Учебно-методическое пособие по разделу « Физиология кровообращения»/Т.В.Перехвальская /- 62 с.
6) Учебно-методическое пособие по разделу «Физиология дыхания»/Куликов В.Ю., Пиковская Н.Б./-70 с.
7) Учебно-методическое пособие по разделу «Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии. Питание.» /Куликов В.Ю., Кузнецова Л.Я./-56 с.
8) Учебно-методическое пособие по разделу «Физиология почки и водно-солевого обмена»/Динниц Е.Д., Двуреченская Г.Я., /- 42 с.
9) Учебно-методическое пособие по разделу «Общие закономерности гормональной регуляции»/Н.Б.Пиковская /- 76 с.
10) Учебно-методическое пособие по разделу «Регуляция мышечного тонуса, позы и движений»/ Е.Д.Динниц /-50 с.
11) Учебно-методическое пособие по разделу «Высшая нервная деятельность» /Н.Б.Пиковская/-85 с.
3.4.3. Периодические издания
№№ | Наименование | Краткая характеристика |
1 | Физиология человека Академиздатцентр "Наука" РАН http://www.maik.ru/ | Главной целью этого журнала является содействие интеграции теории, практики, методов и исследований в области физиологии человека. В журнале публикуются новые статьи по функционированию мозга и изучению его нарушений, в том числе, статьи по механизмам нервной системы, отвечающим за восприятие, обучение, запоминание, переживание эмоций и речь. Физиология человека предоставляет свои полосы для дискуссионного обсуждения проблем многих областей физиологии, таких как дыхание, кровообращение, кровеносная система, двигательные функции, пищеварение, а также физиология спорта и физиология труда. Приветствуются все типы статей по экологической физиологии, в том числе по изучению адаптации к экстремальным условиям (полярной зоны, пустыни) и новым (космическим) внешним условиям. Каждый год от одного до трех номеров журнала посвящаются широкому рассмотрению какой-нибудь одной выбранной проблемы (например, механизмам адаптации к природным факторам или развитию функций мозга у детей). |
2 | Физиология человека http://dic.academic.ru/ | Энцеклопедический словарь по проблеме физиологии |
3 | http://www.physiology.org/ | Американское физиологическое общество |
3.4.4.Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).
№№ | Наименование ресурса | Краткая характеристика |
1 | Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/defaultx.asp | Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. |
2 | http://www.ncbi.nlm.nih.gov | Американская поисковая база данных научных статей и книг |
3 | http://www.sciencedirect.com/science | Европейская поисковая база данных научных статей и книг |
4 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/ | Обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов, к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Система создана по заказу Федерального агентства по образованию. |
3.5.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины
Лабораторное оборудования для проведения лабораторных работ, включающее в себя: приборную базу для реализации демонстрационных опытов с кровью, сывороткой крови, форменными элементами крови, лабораторными животными (лягушки, крысы). Для обеспечения демонстрационных работ на человеке на базе кафедры создан демонстрационный кабинет, позволяющий в реальном масштабе времени с использованием мультимедийного проектора, демонстрировать процесс записи ЭКГ и осуществлять её расшифровку, оценивать вегетативный баланс, с использованием вегетотестера, рассчитывать основной обмен с использованием газоанализатора. Используя лазерный доплеровский флуориметр оценивать процессы микроциркуляции в норме и патологии. Наличие на кафедре комплекса «Нейрософт» позволяет демонстрировать, в рамках учебной программы, нейрофизиологические процессы (ЭЭГ, миограмма, характеристика ВНД, типологические варианты поведения и.т.д.).