Кукольная мебель (стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями — простынкой, подушкой и одеялом), посуда (тарелка, чашка и ложка), кукла.
Кубики деревянные 4x4x4 см (3 штуки).
Ребенок выполняет действие по подражанию: в 1 год стучит кубик о кубик; в 1 год 6 месяцев строит башню из трех кубиков.
Мяч резиновый диаметром 20 см.
Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; догнать, поднять мяч).
В 1 год 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направлению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого.
Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость.
Юла на подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зайкой, киской и др.). При нажатии издает мелодичный звон.
Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо делать).
Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры (от 2 и более минут).
Кукольная мебель (стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями — простынкой, подушкой и одеялом), посуда (тарелка, чашка и ложка), кукла.
Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если он затрудняется, - повторить выполняемые действия
за взрослым по образцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать»; «Покачай куклу», «Посади,..», «Покорми...» и т.п.).
При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с предметами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу.
26. Пазл «Девочка» - доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова, туловище, две руки, две ноги) и соответствующие вкладыши.
(Листы 25, 26)
Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части.
У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и пространственное восприятие.
27. Картинки «Один - много» с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (4пары). (Листы 27, 28)
Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение различать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч (чашка, стол), где мячи (чашки, столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар, где два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один шар, два шара» (по образцу), с 3 лет - счет до трех.
Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, держащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»).
28. Сюжетные картинки (например, сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет рубашку», «Мальчик бьет по мячу ногой», «Мальчик несет мяч», «Девочка кормит кур»). (Лист 29)
Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев.
Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: « Кого кормит девочка? », « Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?», «Кому шьет бабушка? » ит.п. Если ребенок затрудняется ответить на заданный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» ит.п.). Дополнительно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку).
Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке. В случае затруднений взрослый помогает ребенку вопросами: « Кто нарисован на картинке?», «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.).
Определяется уровень развития речи (активной и пассивной).