Контроль и диагностика проблем
ТЕМА 2. ПРОЦЕДУРЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Проблема – это теоретический или практический вопрос, который не имеет известного готового решения и, чтобы его получить необходимы дополнительные исследования, дополнительный поиск.
Среди нескольких десятков определений понятия “проблема” можно выделить ряд общих характеристик:
- неповторимость ситуации, породившей проблему;
- необходимость решения проблемы;
- необходимость учета большого числа различного рода факторов;
- наличие трудностей при анализе альтернатив решения;
- неопределенность результата реализации принятого решения;
- наличие человеческого фактора – ЛПР, следствием чего является фактор субъективности при аргументации выбираемых решений.
Требования к формулировке проблемы:
- формулировка должна быть негативной;
- в формулировке не должно употребляться слово «проблема»;
- формулировка должна быть простой, а не составной – в одной формулировке должна быть указана одна проблема;
- формулировка должна однозначно пониматься в группе;
Проблема | локальная | типичная |
абстрактная | ||
конкретная |
Типичная проблем – регулярная, систематическая, затрагивающая деятельность организации в целом.
Структура проблемы – совокупность ее элементов и связей между ними.
Элемент – предмет, определяющий суть проблемы. | Элементы отвечают на вопрос: в чем суть проблемы? |
Объект – характеризует место возникновения проблемы | Где возникает проблема |
Субъект – тот, кто связан с проблемой (ее социальный, интеллектуальный и др. элемент). | Кто связан с проблемой |
Связи проблемы – это структурные межэлементные связи (ограничения), отношения с другими проблемами. | С чем связана проблема |
Цель решения определяет, для чего нужно решать проблему. | Что будет достигнуто при решении проблемы |
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить, чего надо достичь.
Задача - путь достижения цели (то, что позволяет достичь цели, каким образом достигнем цели).
Решение - способ реализации задачи.
Структуризация – это выявление состава элементов проблемы и установление связей между ними.
При этом большое значение имеет возможность количественной оценки зависимостей между элементами.
С учетом этого признака можно выделить 3 типа проблем:
хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные.
Хорошо структурированные: зависимости между элементами можно выразить (характеризовать) численно или символами.
Используемые методы анализа – количественные: линейное, нелинейное, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания. Можно построить модель ситуации или решения проблемы.
Слабо структурированные – проблемы сложные, преобладающая связь между элементами – качественная, хотя имеют место и количественные зависимости.
Используются методы системного анализа, сочетание количественных и эвристических методов. Построение модели возможно не всегда.
Неструктурированные проблемы – это качественно выраженные элементы и связи между ними (общие описания, количественные зависимости неизвестны).
Используются методы – эвристические, базируются на интуиции, логике, опыте, теоретизировании.
Цель структуризации – минимизировать неформализуемые элементы, придать таким образом проблеме более определенный характер.
Проблема должна увязываться с целями.
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ
Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для РУР. Представляется возможным выделить осознание и определение проблемы
Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей.
Определение проблемы - это ответ на вопросы: что действительно происходит в организации? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит? Определение и последующее формулирование проблемы позволяет ЛПР ранжировать ее в ряду других проблем.
Если проблема состоит в том, что объект или система не достигает поставленных целей, то осознание проблемы происходит тогда, когда в результате контроля установлено критическое отклонение параметров. При этом определение проблемы включает диагностику причин ее возникновения.
Условимся называть контролем проблемы наблюдение параметров объекта (системы) с целью установления самого факта критического рассогласования между заданными (или желаемыми) значениями и наблюдаемыми значениями параметров.
При контроле проблемы могут быть использованы кибернетические представления объектов. В частности, для контроля проблемы может быть использовано представление объекта анализа в виде модели “параметр поле допуска”.
Второй уровень более глубокого изучения проблемы - ее диагностика. Диагностика осуществляется после обнаружения проблемы в результате контроля.
Диагностикой проблемы условимся называть анализ величин и соотношений параметров объекта (системы) и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы (уровня выполняемых функций, структуры или параметров), на котором возникла и может быть устранена проблема.
Диагностика требует знания функциональной и агрегатной структуры и значений параметров объекта управления при нормальном его функционировании.
Осознание связи проблемы с появлением или изменением того или иного фактора или их комбинации состоит в установлении логических причинно-следственных связей. При этом могут быть использованы, в частности, методы логики предложений.