Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
Контактная информация: место нахождения кафедры
адрес ул. Богенбай батыра 153 А, корпус АХЧ (административно-хозяйственной части) на 2 этаже
телефон: 8(3272)92-07-00
1.9. Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе
1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий, при отсутствии студента на практическом занятии и СРСП ставится «О» баллов.
2. Обязательное выполнение 1 вида СРС, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу. При сдаче СРС позднее установленного срока или умышленном присвоении чужого труда снижение оценки на 1 балл в соответствии с критериями.
3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту балл ставится в соответствии с критерими оценки знаний студента.
5. Сдача рубежного контроля по модулям согласно плана ОПУиППр
6. Наличие индивидуального дневника студента по учету всех видов деятельности
7. Студент не должен опаздывать на занятия
8. Наличие чистого, выглаженного, белого халата
9. Уважительное отношение к ППС и студентам
10. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.
2. Программа:
Введение
Основная задача модульного принципа преподавания – на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин обучить студентов основам клинического обследования органов и систем человека в норме и патологии на основе понимания физиологических процессов, обеспечивающих их работу. Изучение физиологии отдельных систем (опорно-двигательная, нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, мочеполовая), является необходимой базой для понимания и изучения различных нарушений постоянства внутренней среды организма, которые могут возникать при многих заболеваниях.
2.2.Цель дисциплины:
Формировнание у студентов знаний об основных закономерностях функционирования всех систем организма здорового человека и механизмов их регуляции.
Формирование навыков проведения физиологических экспериментов и умения интерпретировать результаты проведенных исследований.
Развивать коммуникативные навыки путем введения новых терминов и понятий;
Формирование правовой компетенции – правила техники безопасности при работе с физиологическими приборами, знание нормативных правовых документов доклинических дисциплин (Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, Закон о труде, Закон об образовании РК от 27.07.2007г., Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от 24.04.2006г.,
Государственная Программа развития образования в РК, Закон о коррупции РК)
Мотивировать у студентов стремление к изучению предмета физиологии, формировать и развивать навык самостоятельной работы с информацией и с базами ЕВМ, формировать и совершенствовать аналитические способности студента при работе со специальной профессиональной литературой, формировать стремление к непрерывному повышению знаний в течение жизни.
2.3.Задачи дисциплины:
· Формирование у студентов физиологического мышления;
· Раскрыть сущность основных физиологических характеристик здорового человека, его половых и возрастных особенностей;
· Раскрыть основные закономерности механизмов формирования целостных реакций организма;
· Формирование системных знаний о жизнедеятельности организма человека как целого во взаимосвязи с окружающей средой;
· Ознакомление с методиками постановки научных экспериментов;
· Формирование методов оценки функционального состояния организма и его систем;
· Освоение принципов работы с физиологической аппаратурой;
· Демонстрация техники работы с физиологической аппаратурой;
· Ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности при работе с физиологическими приборами;
· Введение новых понятий и дать определение новым физиологическим терминам.
2.4.Конечные результаты обучения:
Студент должен:
Владеть знаниями (Когнитивная компетенция):
· О предмете, целях, задачах дисциплины и ее значении для своей будущей профессии;
· О закономерностях функционирования здорового организма и механизмах регуляции физиологических процессов, рассматриваемых с позиций общей и частной физиологии;
· О сущности методик исследования различных функций здорового организма, используемых в медицине;
· Об информационной ценности различных показателей (констант) и механизмах регуляции органов, систем и деятельности целого организма;
· Об общих принципах строения, функционирования и значения ведущих функциональных систем организма.
Владеть навыками проведения физиологических исследований (Операциональная компетенция):
· Спинномозговые рефлексы человека
· Спирометрия
· Анализ крови
· Определение скорости оседаниия эритроцитов
· Определение групп крови по системе АВО
· Определение резус-фактора
· Исследование ферментативных свойств желудочного сока
· Электрокардиография
· Измерение артериального давления у человека по методу Короткого
· Пульсотахометрия
· Динамометрия
Коммуникативными навыками (Аксиологическая компетенция):
· Развивать способность студентов понимать физиологические процессы, регулирующие
деятельность опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи и оценивать их методами
инструментального обследования;
· Формирование навыков проведения физиологических обследований органов и систем;
· Формирование освоения навыков и методов взаимоотношения «студент – преподаватель»,
«студент- студент».
· Формирование навыков создания благоприятного психологического климата в учебной группе.
Правовая компетенция (Знание законов РК):
· Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе
здравоохранения». Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан.
· Закон о труде
· Закон об образовании РК от 27.07.2007г.,
· Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от
24.04.2006г.
· Государственная Программа развития образования в РК.
· Закон о корубции РК.
Самообразование (Самосовершенствование и развитие):
· Совершенствование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни.
· Совершенствование своих знаний самостоятельным поиском материала из современной научной литературы;
· Работа с электронными носителями информации и базами ЕВМ;
· Самостоятельное решение и составление тестовых заданий; подготовка рефератов, презентаций, буклетов, кроссвордов;
· Самостоятельная работа с учебной, научной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации;
· Консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
2.5. Пререквизиты дисциплины:
молекулярная биология с основами генетики, физиология-1, анатомии 1-2, гистология 1-2.
2.6. Постреквизиты дисциплины:
патологическая анатомия, патологическая физиология, визуальная диагностика, пропедевтика внутренних болезней, фармокология.
2.7. Краткое содержание дисциплины по модулям:
«Нервная система»
Основные методы исследования функций ЦНС у человека.
Электрическая активность коры больших полушарии. Электроэнцефалография. Особенности мозгового кровообращения. Реоэнцефалография.
Основные рефлекторные центры нервной системы. Спинной мозг. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Цереброспинальная жидкость: функциональное значение, образование, циркуляция, реабсорбция. Продолговатый мозг и варолиев мост. Средний мозг. Статические и статокинетические рефлексы. Восходящие и нисходящие влияния ретикулярной формации. Мозжечок. Промежуточный мозг. Подкорковые центры.
Кора больших полушарий головного мозга. Общий план организации коры. Функции коры больших полушарии.
Особенности у детей.
«Эндокринная система»
Общая физиология желез внутренней секреции. Структурно-функциональная организация эндокринной системы.
Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи.
Общая характеристика гормонов щитовидной железы. Метаболические эффекты йодсодержащих гормонов (Т-3,Т-4).
Гормоны паращитовидной железы, их роль в регуляции гомеостаза кальция и фосфора.
Эндокринная функция поджелудочной железы и ее регуляция. Влияние инсулина на углеводный, жировой и белковый обмены. Влияние глюкагона на углеводный обмен.
Гормоны надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Возрастные особенности.
«Кроветворная система»
Понятие о системе крови. (Т.Ф.Ланг). Функции крови. Количество и состав крови. Гематокрит. Физико-химические свойства крови. Эритроциты, строение, функции. Подсчет количества эритроцитов. Гемоглобин, количество, соединения гемоглобина. Цветной показатель, его значение для клиники. СОЭ, его определение. Виды гемолиза, его механизмы. Возрастные особенности красной крови.
Лейкоциты, лейкоцитарная формула. Функции различных видов лейкоцитов. Подсчет лейкоцитов. Динамика изменений количества лейкоцитов в различные возрастные периоды.Иммунитет, его виды. Тромбоциты, количество, функции. Возрастные особенности. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Факторы свертывания крови. Механизм свертывания крови. Свертывающая, антисвертывающая системы крови. Определение времени кровотечения.Эритропоэз, понятие об эритроне. Лейкопоэз, тромбоцитопоэз. Органы кроветворения и кроверазрушения. Регуляция кроветворения и кроверазрушения. Понятия о патологических изменениях состава крови.
«Дыхательная система»
Значение дыхания для организма. Типы дыхания (брюшной, грудной, смешанный). Число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания. Основные этапы процесса дыхания. Дыхательный цикл. Физиология дыхательных путей. Регуляция их просвета. Вентиляция легких /минутная, альвеолярная/, ее неравномерность в разных отделах органа.
Механизм вдоха и выдоха. Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании. Эластические свойства легких и стенок грудной полости. Поверхностно-активные вещества /сурфактант/ и тканевые факторы, их обсуловливающие. Спирометрия, спирография, пневмография.
Газообмен в легких.Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Способы определения. Напряжение газов, растворенных в крови, методы их измерения. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе. Свойства легочной мембраны. Диффузионная способность легких. Отношение между кровотоком и вентиляцией легких.
Трапспорт газов О2 и СО2 кровью.Факторы, влияющие на образование и диссоциацию гемоглобина. Содержание О2 и СО2 в артериальной и венозной крови. Оксигемометрия. Кислородная емкость крови. Коэффицент утилизации СО2 в разных условиях. Образование и диссоциация бикарбонатов и карбогемоглобина. Значение карбоангидразы. Газообмен между кровью и тканями.
Регуляция дыхания.Структуры ЦНС, обеспечивающие дыхательную периодику. Механорецепторы легких, их значение в саморегуляции частоты и глубины дыхания. Рефлексы Геринга и Брейера. Гуморальная регуляция. Опыт Фредерика.Значение гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания. Условно-рефлекторная и произвольная регуляция дыхания. Влияние на частоту и глубину дыхания газового состава и рН артериальной крови. Центральные и периферические хеморецепторы, их значение в обеспечении газового гомеостаза. Изменение вентиляции легких при гиперкапнии и гипоксии.
Дыхание при физической работе, при повышенном и пониженном барометрическом давлении. Резервные возможности системы дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Функциональная система поддерживающая постоянство газового состава крови. Первый вдох новорожденного ребенка. Возрастные особенности дыхания.
«Сердечно-сосудистая система»
Функциональная характеристика системы кровообращения. Клапанный аппарат сердца.
Физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость, особенности генерации потенциала действия. Градиент автоматии сердца. Особенности у детей.
Сердечный цикл и его фазовая структура. Систолический и минутный объем крови, сердечный индекс. Особенности у детей.
Физиологические и клинические методы исследования деятельности сердца. Верхушечный и сердечный толчки, их проявления, локализация и методы определения. Механизм образования тонов сердца, места выслушивания. Особенности у детей.
Электрические проявления сердечной деятельности. Электрокардиография. Электрокардиограмма в норме. Физиологические основы ЭКГ. Особенности у детей.
Регуляция сердечной деятельности. Внутрисердечные (интракардиальные) и внесердечные( экстракардиальные) нервные механизмы регуляции сердечной деятельности. Гуморальная регуляция сердца. Особенности у детей.
Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Факторы, обеспечивающие движение крови в сосудах. Параметры гемодинамики. Артериальное давление и его виды (систолическое, диастолическое, пульсовое). Факторы, определяющие величину кровяного давления. Правила измерения артериального давления. Пальпация артериального пульса. Органное кровообращение и микроциркуляция. Регуляция кровообращения. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кровяного давления. Гуморальная регуляция кровообращения. Особенности у детей.
«Пищеварительная система»
Функциональная система, поддерживающая постоянство питательных веществ в организме. Пищеварение: его типы, основные этапы. Принципы и механизмы регуляции пищеварения. Пищеварение в полости рта. Жевание, глотание, фазы глотания. Слюноотделение. Количество, состав и свойства слюны.
Секреторная деятельность желудка. Состав и свойства желудочного сока. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка. Двенадцатиперстная кишка. Состав и свойства поджелудочного сока, его секреция. Желчеобразование и желчевыделение. Состав и свойства желчи. Состав и свойства кишечного секрета. Регуляция кишечной секреции. Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ. Моторная деятельность тонких кишок. Роль толстой кишки в пищеварении. Значение микрофлоры и газа в кишечнике. Моторика толстой кишки. Дефекация. Всасывание различных веществ в отделах пищеварительного тракта, его механизмы. Регуляция всасывания. Возрастные особенности пищеварения.
«Мочеполовая система»
Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Кровообращение в почке, особенности его регуляции. Основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция и секреция). Механизмы клубочковой фильтрации, состав первичной мочи. Поворотно - противоточная система. Реабсорбция в канальцах и механизмы ее регуляции. Секреторные процессы в канальцах. Конечная моча, ее состав. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования, роль нервной системы и гормонов (АДГ, альдостерон, катехоламины и др.). Роль почек в поддержании азотистого баланса и осмотического давления. Функции чашечно-лоханочной системы, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Рефлекторная регуляция мочеиспускания. Возрастные изменения мочеобразования и мочевыделения. Общий анализ мочи.
Регуляция половых функций. Физиологические основы воспроизведения. Формирование и механизмы половой мотивации. Фазы полового цикла. Физиологические закономерности беременности и родового акта. Возрастные особенности воспроизведения.
«Опорно-двигательная система. Кожа и придатки кожи»
Общая характеристика опорно-двигательного аппарата.
Двигательная активность человека. Системная регуляция двигательной функции, участие различных отделов ЦНС в регуляции локомоций. Особенности у детей.
Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, гистогематические, гематоэнцефалический барьеры). Функции кожи.
Тематический план лекций
№ | Тема лекции | Форма проведения | Продолжит (в часах) |
1. | Функциональные особенности нервной системы в онтогенезе. Физиологические методы исследования функций нервной системы. Интегративная деятельность коры большого мозга. | Обзорная лекция с презентацией | |
2. | Значение дыхания для организма. Этапы дыхания. Регуляция дыхания. | Обзорная лекция с презентацией | |
3. | Понятие о системе крови. Защитные свойства крови. Свертывание крови. | Обзорная лекция с презентацией | |
4. | Регуляция секреторной, моторной и эвакуаторной функций желудка и кишечника. | Обзорная лекция с презентацией | |
5. | Физиологические свойства сердечной мышцы. Понятие гемодинамики. Параметры гемодинамики. Регуляция деятельности сердца и сосудов. | Обзорная лекция с презентацией | |
6. | Физиология почки. Механизм мочеобразования. | Обзорная лекция с презентацией | |
Всего | 6 часов |
Примечание:В лекционный комплекс внесен терминологический словарь на казахском, русском и английском языках.
Тематический план практических занятий и СРСП
№ | Тема занятия | Форма проведения | Объем учебных часов | |
Практика | СРСП | |||
Физиология спинного мозга и стволовых структур головного мозга. Методы исследования спинного мозга. Методы исследования функций коры большого мозга. | Выполнение практических работ «Сухожильные рефлексы человека», оценка операциональной компетенции; обсуждение темы | |||
СРСП: «Цереброспинальная жидкость: функциональное значение, образование, циркуляция, реабсорбция». Рубежный контроль | Консультация по теме | |||
Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Возрастные особенности. Исследование газообмена в лёгких и тканях. Транспорт газов кровью. Оценка операционной компетенции (прием практических навыков: «Спирометрия») | Выполнение практических работ, обсуждение темы Оценка операциональной компетенции (Прием практических навыков «Динамометрия»). | |||
СРСП «Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Изучение параметров внешнего дыхания при физической нагрузке». Рубежный контроль | Консультация по теме | |||
Основные физико-химические константы крови. | Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Анализ крови», «Определение скорости оседаниия эритроцитов») | |||
СРСП Консультация по теме: «Защитные свойства крови. Возрастные особенности». Оценка операционной компетенции (прием практических навыков: «Определение группы крови по системе АВО», «Опеределение резус-фактора») Рубежный контроль | Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Определение группы крови по системе АВО», «Опеределение резус-фактора») Рубежный контроль | |||
Методики изучения функций пищеварительной системы. Физиологические основы пищеварения в желудке и различных отделах кишечника. Физиология пищеварения в различных отделах кишечника. Участие поджелудочной железы в пищеварении. | Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Исследование ферментативного свойства желудочного сока ») | |||
СРСП Консультация по теме: «Роль печени в регуляции желчеобразования и участие желчи в пищеварении. Особенности у детей». Рубежный контроль | Консультация по теме | |||
Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизм образования тонов сердца. Электрокардиография. Особенности у детей. | Выполнение практических работ, обсуждение темы Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Электрокардиография») | |||
СРСП Консультация по тме: «Гемодинамика. Функциональная характеристика разных отделов сосудистого русла. Параметры гемодинамики: АД, пульс и др. Особенности у детей. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей». | Консультация по теме: Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Определение кровянного давления по методу Короткого», «Пульсотахометрия») Рубежный контроль | |||
Механизмы клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах. Возрастные особенности. Нейрогуморальная регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Возрастные изменения | Выполнение практических работ, обсуждение темы | |||
СРСП: «Физиология полового развития. Возрастные изменения половых функций». Рубежный контроль | Консультация по теме | |||
Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма. Механизм обратной связи. | Обсуждение темы | |||
СРСП Консультация по теме: «Общая характеристика гормонов щитовидной железы. Возрастные особенности». Рубежный контроль | Консультация по теме | |||
Роль нервных структур в регуляции двигательных функций. Оценка операционной компетенции (прием практических навыков: «Динамометрия») | Выполнение практических работ, обсуждение темы Оценка операциональной компетенции (прием практических навыков: «Динамометрия») | |||
СРСП «Возрастная физиология опорно-двигательной системы» Рубежный контроль | Консультация по теме: | |||
Всего | 30 часов | 36 часов |
Задания для самостоятельной работы студентов (СРС).
№ | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Продолж (в час) |
1. | Особенности психомоторного развития у детей до года. | Презентация | |
2. | Особенности дыхания в различных физиологических условиях: в жарком климате, в условиях высокогорья и повышенного барометрического давления. | Презентация | |
3. | Возрастные особенности поддержания постоянства газового состава крови. | Презентация | |
4. | Иммунные функции крови. | Презентация | |
5. | Физиологическая желтуха новорожденных. | Защита тематических рефератов | |
6. | Состав и свойства желчи. | Презентация | |
7. | Особенности ЭКГ в детском возрасте; механизм образования тонов сердца. | Презентация | |
8. | Физиологические механизмы автоматии сердца. Особенности у детей. | Презентация | |
9. | Физиология периферического кровообращения. Микроциркуляция. | Презентация | |
10. | Адаптивные изменения функции почек при различных аномалиях почек. | Презентация, глоссарий | |
11. | Физиология половой дифференцировки | Презентация, глоссарий | |
12. | Возрастная физиология опорно-двигательной системы у детей. | Презентация, реферат, ситуационные задачи | |
Всего | 54 час. |
4. В бально-рейтинговой оценке знаний студентов, согласно «Правилам организации учебного процесса в РГП «КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова» на 2012-2013 учебный год по кредитной системе обучения (Приказ МОН РК №152 от 20.04.11г.)
Список рекомендуемой литературы
На русском языке
Основная:
1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.
2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.
5. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
6. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.
7. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002.
7. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.
8. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001.–409 с.
9. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
10.Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
11 Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.
Дополнительная:
1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.
2. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.
3. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001.
4. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
5. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.
6. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.
7. Физиология сердца: Учебное пособие / Под ред. Акад. РАМН Б.И.Ткаченко. – СПб: «Специальная литература», 1998. - 128 с.
8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. – М., 2002.
9. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988.
10. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
11. Вандер А. Физиология почек /Под ред.Ю.В.Наточина. – СПб.:Питер, 2000г.
12. Герасимова Л.И., Лупакдин Ю.В. Физиология репродукции, - Петрозаводск, 1977г.
13. Грачев И.Я. Галанцев В.П. Физиология лактации: Руководство по физиологии. – Л.: Наука, 1973.
На казахском языке:
Основная:
1. Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы. (Оқулық). – Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. – 663 бет.
2. Қалыпты физиология: лабораториялық жұмыстары (студенттер үшін)
/ жауапты редакторлары: Сатпаева Х.Қ., Нельдибаева Ж.Б.. Шымкент, 1993. – 254 бет.
3. Қалыпты физиологиядан тәжірибелік сабақтарға жетекшілік нұсқаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова С.О. Семей, 2006 г. - 174 бет.
На английском языке:
Основная:
1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders company. - 2005.
2.12. Методы обучения и преподавания:
Форма проведения лекций, практических занятий и СРС.
Лекции– обзорные с применением презентации.
Практические занятия - Выполнение практических работ: освоение наиболее важных клинико-физиологических методик исследования функций опорно-двигательной системы, кожи и придатков кожи; методик исследования функций различных отделов НС, работа с электроэнцефалографом (техника наложения электродов, запись ЭЭГ, анализ нормальной ЭЭГ, параметры в норме); интерпретирование результатов анализов исследования функций гипофиза, щитовидной, поджелудочной желез, надпочечников здорового человека. Особенности детского организма. Освоение клинико-физиологических методик изучения внешнего дыхания (техника изучения параметров вентиляции легких), работа со спирографом, спирометром, стетоскопом, пневмографом, фонендоскопом (точки выслушивания легких, аускультация легких друг на друге и манекене, работа с таблицами и атласами (изучение механизмов вдоха и выдоха); освоение клинико-физиологических методик изучения работы сердца и сосудов (техника измерения пульса), работа с электрокардиографом (техника наложения электродов, запись ЭКГ в 12 стандартных отведениях, анализ нормальной электрокардиограммы, параметры зубцов и интервалов норме), тонометром (техника наложения манжеты, измерение артериального давления, показатели в норме)
СРСП– консультации по теме занятия, рубежны контроль
СРС– работа с учебной и дополнительной литературой, самостоятельное освоение тем, самостоятельное решение тестовых заданий и упражнений, выполнение, подготовка презентаций, работа с интерактивными обучающими программами.
Правовые навыки –тестирование (тесты в контрольно измерительных средствах)
Коммуникативные навыки –анкетирование (оценочный лист в контрольно-измерительных средствах)