ТЕМА 8. Изучение типичных представителей

Красных водорослей

Отдел Красные водоросли (Rhodophyta)

Класс Бангиевые (Bangiophyceae)

Порядок Бангиевые (Bangiales)

Род Порфира (Porphyra)

Класс Флоридеевые (Florideophyceae)

Порядок Немалионовые (Nemalionales)

Род Батрахоспермум (Batrachospermum)

Порядок Криптонемиевые (Cryptonemiales)

Род Кораллина (Corallina)

Род Платома (Platoma)

Порядок Церамиевые (Ceramiales)

Род Каллитамнион (Callithamnion)

Объекты изучения:

гербарные образцы и фиксированный материал красных водорослей.

ЗАДАНИЯ

Работа I. Разнообразие красных водорослей

1. Изучите по гербарным образцам и зарисуйте внешний вид талломов красных водорослей (порфиры, родимении, делессерии, анфельции, птилоты, филлофоры).

2. Кратко запишите особенности строения талломов изученных водорослей и их экологию.

3. Изучите в литературе характеристику отдела красных водорослей, особенности строения, цикла развития и экологию главнейших родов.

Работа II. Цикл воспроизведения красных водорослей

1. Изучите в литературе размножение и циклы воспроизведения красных водорослей.

2. Составьте схемы циклов воспроизведения порфиры и флоридеевых водорослей (платомы, каллитамниона).

3. Зарисуйте органы полового размножения, половой процесс и развитие карпоспор у немалиона.

4. Зарисуйте последовательность развития карпоспорофита у криптонемиевых водорослей и цикл воспроизведения каллитамниона.

Литература: Горбунова Н.П. и др. С. 70; 77-85; 88-101; Гордеева Т.Н. и др. С. 29-37; Старостенкова М.М., Лысогор А.И. С. 50-68.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите наиболее существенные черты строения и размножения красных водорослей. Каково деление отдела на классы и порядки?

2. Охарактеризуйте морфологическое и видовое разнообразие отдела.

3. В чём выражается своеобразие строения клетки красных водорослей? Какими пигментами определяется их окраска? Имеется ли сходство пигментного состава с другими водорослями?

4. Покажите на конкретных примерах особенности строения таллома. Какие типы организации известны у бангиевых и флоридей?

5. Какие особенности бесполого и полового размножения наблюдаются у красных водорослей? Перечислите типы спорангиев и спор. В чём состоит своеобразие строения гаметангиев?

6. Какие варианты циклов развития у красных водорослей вам известны?

7. Что такое карпоспорофит? Как осуществляется половой процесс и образование карпоспор? Каково биологическое значение карпоспор?

8. У каких водорослей наблюдается чередование трёх поколений: гаметофита, карпоспорофита и тетраспорофита?

9. Назовите основные пути эволюции размножения и цикла воспроизведения красных водорослей.

10. Объясните явление хроматической адаптации красных водорослей. Как и отчего происходит изменение окраски водорослей?

11. Дайте краткую характеристику главнейших родов красных водорослей, имеющих промысловую ценность. Укажите основные их районы распространения и практическое использование.

12. Каково происхождение и филогенетические связи красных водорослей?

ТЕМА 9. Изучение типичных представителей

Порядков мукоровых и эндомицетовых грибов

Отдел Грибы (Mycota, или Fungi)

Класс Зигомицеты (Zygomycetes)

Порядок Мукоровые (Mucorales)

Семейство Мукоровые (Mucoraceae)

Род Мукор (Mucor)

Род Ризопус (Rhizopus)

Класс Аскомицеты, или сумчатые грибы (Ascomycetes)

Подкласс Гемиаскомицеты, или голосумчатые (Hemiascomycetidae)

Порядок Эндомицетовые, или первичносумчатые (Endomycetales, или Protascales)

Семейство Сахаромицетовые (Saccharomycetaceae)

Хлебные, или пивные дрожжи (Saccharomyces cerevisiae)

Объекты изучения:

живые культуры мукора, ризопуса, хлебных (пивных) и винных дрожжей.

ЗАДАНИЯ

Работа I. Род Мукор

1. Рассмотрите общий вид мукора. Приготовьте препарат. Изучите при большом увеличении микроскопа и зарисуйте часть мицелия со спорангиями. Обозначьте мицелий, спорангиеносцы, спорангии, спорангиоспоры, колонку. Зарисуйте схему строения спорангия, обратите внимание на форму колонки.

2. Зарисуйте цикл воспроизведения мукора, составьте схему цикла воспроизведения.

Работа II. Род Ризопус

1. Изучите тёмную, почти чёрную плесень (обнаруживается в лабораторных условиях в старой культуре мукора) и зарисуйте внешний вид ризопуса. Обозначьте ризоиды, столоны, пучки тёмно-бурых спорангиеносцев, спорангии; в лопнувшем спорангии – колонку и споры.

2. Опишите характерные особенности строения, образа жизни и значение мукоровых грибов.

Наши рекомендации