Чередование согласных в корне слова
Содержание
- Лента букв
- Алфавит
- Гласные звуки
- Транскрипция
- Звукобуквенный анализ слов
- Части речи (самостоятельные и служебные)
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол
- Предложение
- Грамматическая основа предложения
- Второстепенные члены предложения
- Способы проверки безударных гласных в корне слова
- Безударная гласная в корне слова. Алгоритм проверки
- Порядок действий при списывании
- План фонетического разбора слов
- Образец фонетического разбора слов
- Морфологический разбор имени существительного (образец устного и письменного разбора)
- Морфологический разбор имени прилагательного (образец устного и письменного разбора)
- Правописание суффиксов
- Правописание приставок
- Чередование согласных
- Безударные окончания имён существительных
- Родовые окончания прилагательных в начальной форме
- Типы текстов Разряды имён прилагательных
- Титульный лист
- Орфограммы корня
- Состав слова
- Синтаксический анализ предложения
- Местоимение. Личные местоимения. Морфологический разбор личных местоимений
- Разделительный Ъ и Ь знаки
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- Алгоритм работы по время взаимодиктанта и при работе в ПСС и ППС
- Склонение имён существительных
- Падежи имён существительных
- Правописание безударных окончаний имён существительных
ЛЕНТА БУКВ
ГЛАСНЫЕ | ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ | НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ | ||||||||||||||||||||||
Э | О | У | А | Ы | Б | В | Г | Д | З | Ж | М | Л | Р | Н | Й | ЗВОНКИЕ | Ъ | |||||||
Е | Ё | Ю | Я | И | П | Ф | К | Т | С | Ш | Х | Ц | Ч | Щ | ГЛУХИЕ | Ь |
АЛФАВИТ
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,
2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А Б В Г Д Е Ё
а бэ вэ гэ дэ е ё
Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое
Н О П Р С Т У
эн о пэ эр эс тэ у
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
эф ха цэ че ша ща твёрдый
знак
Ы Ь Э Ю Я
ы мягкий э ю я
знак
Гласные звуки
1) их 6: 2) только из голоса, 3) ударный или 4) образуют слоги
[а], [о], [э], шума нет безударный
[и], [ы], [у]
ВЫВОД:
сколько гласных звуков, столько и слогов:
у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
· безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко- [малако];
· безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]:пятак- [п΄итак];
· после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина- [шыр΄ина]
Гласные «Хитрые»
буквы – звуки гласные буквы
а – [а] е – [й΄ ]я – [й ΄]
я – [а] [э] [а]
э – [э] ё – [й ΄]ю – [й΄ ]
е – [э] [о] [у]
о – [о] 1. в начале слова – якорь
ё – [о] 2. в середине слова после
у – [у] разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью
ю – [у] 3. в середине слова после гласной буквы – весёлая,
и – [и] поём
ы – [ы]
10 – [6]
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
Способы обозначения звука [щ΄]:
· щавель - [щ΄ив΄эл΄]; щ
счёты - [щ΄оты]; сч [щ΄]
возчик - [вощ΄ик΄]; зч
мужчина - [мущ΄ина]. жч
Способы обозначения звука [ц]:
· цирк - [цырк]; ц
купаться - [купаца]; тьс [ц]
дерётся - [д΄ир΄оца]. тс
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб - [гр΄ип], сказка - [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].
3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].
5. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:
Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!
Звукобуквенный анализ слова
1. Запиши слово.
2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.
3. Вертикальной чертой подели слово на слоги.
Вспомни правило!!! «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»
4. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.
5. Нарисуй схему слова.
6. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.
Не забудь в схеме колокольчиком указать звонкие звуки!
Например, Я Б Л О Н Ь К А Ж И Р А Ф
БУКВА
[ ЗВУК ]
ГЛАСНЫЙСОГЛАСНЫЙ
УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ
МЯГКИЙ — ТВЁРДЫЙ
Части речи
Самостоятельные
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Имя числительное | Местоимение | Наречие |
предмет | признак предмета | действие предмета | число, количество и порядок предметов при счёте | не называет, а указывает | признак действия, состояния |
кто? что? | какой? какая? какое? какие? | что делать? что сделать? | сколько? который? | кто? что? чей? | как ? когда? где? откуда? почему? |
тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор | умный, умная, умное, умные | читал, читаю, прочту | пять, трое, седьмой | я мы ты вы он она оно они | радостно вчера вверху издалека поневоле |
Служебные
Предлоги | Союзы | Частицы |
о об до по под от перед с около за над из на без к в | и, да (и), или, а, но, | вот, даже, только, бы, ли, не, ни |
Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.
Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и называет
· конкретные предметы (парта,ветка)
· явления природы (иней,дождь)
· живые существа (воробей,малыши)
· события (митинг,праздник)
· процесс, действие (выращивание,падение)
· абстрактные понятия (любовь,радость)
одушевлённые сущ. неодушевлённые сущ.
кто? что?
птица ветер
ребёнок зелёнка
нарицательные собственные
(обобщённое название однородные (индивидуальное название живых существ и предметов
предметов, явлений) для отличия их от других)
соловей Россия
очарование Обь
победа Толстой
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? любознательный – мужской род (м.р.)
какая?здоровая – женскийрод (ж.р.) единственное число (ед.ч.)
какое?прозрачное – среднийрод (ср. р.)
какие?чистые -- множественное число (мн.ч.)
чей?Светин, папин
Глагол— это часть речи, которая обозначает действие предметови отвечает на вопросы что делать?мечтать
что сделать?смастерить
1. Начальная форма глагола – неопределённая форма
что делать? писать, нести
что сделать? написать, принести
2. Бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? – поработает, нарисует.
Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.
3. Глаголы изменяютсяпо временам:
Настоящее время – действие происходит в момент речи.
что делаю? – читаю, вижу;
Будущее время – действие будет происходить после момента речи.
что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;
Прошедшее время – действие происходило до момента речи.
что делал? – читал, что сделал? – увидел.
4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.
5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:
Мужскойрод(м.р) – он блестел
Женскийрод(ж.р) – она блестела
Среднийрод(ср.р) – оно блестело
Предложение | Знак в конце предложения | |
по цели высказывания | по интонации | |
Повествовательное (рассказ, повествование) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! | |
Вопросительное (вопрос) | Невосклицательное | ? |
Восклицательное | ? ! | |
Побудительное (приказ, просьба) | Невосклицательное | • |
Восклицательное | ! |
Грамматическая основа предложения
(главные члены предложения)
Подлежащее (лежащее в основе предложения) | Сказуемое (что сказано о подлежащем) |
–это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. | –это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. |
–отвечает на вопросыкто?иличто? | –отвечает на вопросы чтоделает? что делал? что будет делать? каков? |
– подчёркивается одной чертой | –подчёркивается двумя чертами |
– может быть выражено: существительным Послышалась тихая музыка. местоимением Все собрались в зале. сочетанием слов Недавно у мамы было день рождения. | –может быть выражено: глаголом Весело запели петухи. существительным Моя сестра художница. прилагательным Ночь звёздная. кратким прилагательным Наша Катя аккуратна. |
– может быть одно подлежащее Ночь. Поздняя осень. | – может быть одно сказуемое Морозит. Запиши в тетрадь. |
Второстепенные члены предложения
- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.
Обстоятельство | Определение | Дополнение | |
–второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое. | –второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? | – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие. | |
обстоятельства образа действия Маша читает выразительно. обстоятельства времени Проливной дождь шёл ночью. обстоятельства места На тополях набухли почки. обстоятельства причины Земля сырая от дождя. обстоятельства цели Я пошёл в магазин за хлебом. | Зелёная листва шелестит на ветках. Листва (какая?) зелёная. Оля взяла мамин зонт. Зонт (чей?) мамин. | ||
На прошлом уроке мы узнали об определении. Узнали (о чём?) об определении. Ученики слушают учителя. Слушают (кого?) учителя. | |||
–подчёркивается – точка тире | –подчёркивается волнистой линией | – подчёркивается – тире, тире |
СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Измени форму слова | Подбери однокоренное слово |
1.Один – много Трава –травы Звезда – звёзды 2. Много – один Шаги – шаг Грачи – грач 3. Что делал? Что делать? - Что делает? Смотрел, смотреть - смотрит Писал, писать - пишет | 1.Слово – предмет (имя существительное) Трещит – треск цветок – цвет 2. Слово – признак (имя прилагательное) Темнота – тёмный Ласкает – ласковый 3. Слово – действие (глагол) Кормушка -кормит ходьба – ходит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. Ковёр – коврик гнездо - гнёздышко |
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
Алгоритм проверки
1.Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.
Порядок действий при списывании, 1 класс:
1. Прочитай предложение. Пойми его.
2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
6. Так же списывай остальные слова предложения.
План фонетического разбора
1. Разделить слово на слоги.
2. Показать место ударения.
3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.
4. Дать характеристику звуков:
Если звук согласный определяете:
· парный или непарный по звонкости-глухости
· звонкий или глухой
· парный или непарный по твёрдости-мягкости
· твёрдый или мягкий
Если звук гласный определяете:
· ударный или безударный
5. Определить количество букв и звуков.
Образец
Фонетического разбора
Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.
п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.
л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.
о - [ а ] - гласн., безуд.
щ -[ щ¢] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.
а - [ а ] - гласн., уд.
д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.
к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.
а - [ а ] - гласн., безуд.
8 б. 8 зв.
Якорь –2 сл., 2 гласн., 2 согл
я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.
[а] – гласн., уд.
к – [к] – согл., парн. глух., парн. тв.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.
ь – [–]_________
5 б., 5 зв.
Морфологический разбор
имени существительного
Образец устного разбора
1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия)
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки:
· собственное или нарицательное
· одушевлённое или неодушевлённое
· род
· склонение
4. Непостоянные признаки:
· число
· падеж
5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.
1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие
2. Нач. форма – молодость
3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.
4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.
5. Дополнение
Морфологический разбор
Имени прилагательного
Образец устного разбора
1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.
2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)
3. Постоянный признак:
· разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
4. Непостоянные признаки:
· число
· род (в единственном числе)
· падеж.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
Он рощи полюбил густые3… (А. С. Пушкин.)
1. Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.
2. Нач. форма – густой.
3. Пост. признаки: качеств..
4. Непост. признаки: мн. ч., В. п.
5. Определение.
Суффиксы
Суффиксы | Значение суффиксов | Правило применения | Примеры |
-анан-, -янин-, -ан-, -ян- | Житель (жители) какой-либо страны, города, края | Запомнить | парижанин, россиянин парижане, россияне |
-ушк-, -юшк-, - к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ечк-, -очк- | Уменьшительно-ласкательное значение | Запомнить | бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка |
-ник-, -ниц, -чик-, -щик-, -ик-, -ист-, -арь-, -а-тель, -и-тель | Профессия или род занятий | Запомнить | дворник, учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель |
-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- | Отчества людей | Запомнить | Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович |
-оват, -еват- | Оттенок какого-либо цвета | Запомнить | красноватый, синеватый |
-иц-, -их- | Названия животных-мам | Запомнить | волчица, зайчиха |
-ёнок- -онок- | Детёныши животных | ü После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс -ёнок-. ü После твёрдых согласных и [ ч' ] пишется суффикс -онок-. | лисёнок, тигрёнок зайчонок, волчонок |
-ик- -ек- | Уменьшительно-ласкательное значение | ü Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает» ü Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает». | ключик – нет ключика замочек – нет замочка |
-ость- | В суффиксе -ость-всегда пишется буквао. | глупость, вежливость | |
-ив- -ев- | ü Под ударением пишется суффикс -ив-. ü Без ударения пишется суффикс -ев-. | красивый, игривый волевой, боевой | |
-лив-, -чив- | В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и. | пугливый, доверчивый |
ПРИСТАВКИ
Виды и правописание приставок | |
Состоят из одного звука (буквы) | с-, в-, у-, о- |
Неизменяемые приставки | вы- |
Пишутся с гласной -о- | во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со- |
Исключения:приставки па-, пра-. | паводок, прабабушка, прадедушка |
Пишутся с гласной -а- | за-, на-, над-, раз-//рас- |
Пишутся с согласной -д- | под-, над-, перед-, пред- |
Пишутся с согласной -т- | от- |
Приставки, оканчивающиеся на з//с | раз-//рас-, из-//ис-, без-//бес- Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук. Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук. |
Чередование согласных в корне слова
[ г // ж ] | книга – книжный | [ с // ш ] | носить – ноша |
[ к // ч' ] | жук – жучок | [ щ' // ск] | тащу – таскать |
[ х // ш ] | пух – пушок | [ м // мл'] | кормить – кормлю |
[ з // ж ] | мазать – мажет | [ б // бл' ] | любить – люблю |
[ д // ж ] | обида – обижать | [ в // вл'] | ловить – ловлю |
[ ц // ч' ] | заяц – зайчонок | [ п // пл' ] | купить – куплю |
Безударные окончания имён существительных
Слова- помощники с ударными окончаниям-и | единственное число | множественное число | ||
1-ое склонение | 2-ое склонение | 3-е склонение | ||
весна, земля | слон, колесо | рожь | ||
И. п. | -а, -я | - , -о, -е | - | -и, -ы, -а, -я |
Р. п. | -ы, -и | -а, -я | -и | - , -ов, -ев, -ей |
Д. п. | -е | -у, ю | -и | -ам, -ям |
В. п. | -у, -ю | - , -а, -я, -о, -е | - | - , -и, -ы, -а, -я, -ей |
Т. п. | -ой, -ей, -ёй | -ом, -ем, -ём | -ю | -ами, -ями, -ми |
П. п. | -е | -е | -и | -ах, -ях |