Этапы чувственного познания и формы абстрактного мышления.
Предмет логики и ее значение.
Слово логика – многозначно.
Логика в самом широком значении – преемственность, определение последующего предшествующему.
Логика – характеристика мышления, когда мы имеем ввиду такие его свойства как последовательность, доказательность и т.п.
Логика – особая наука о мышлении.
Логика – наука о законах и операциях правильного мышления.
Современная логика как самостоятельная область знания возникла на стыке философии и математики. Участие в обосновании математики – одна из важнейших задач логики. В последнее время возник ряд новых разделов логики связанных непосредственно не с математикой, а проблемами этики, теории права, экономической науки, социологии и других гуманитарных наук. Современная логика тесно связана с кибернетикой (наукой о закономерностях управления процессами и системами в любых областях: технике, живых организмах, обществе). Можно выделить четыре основных направления в рамках логического исследования: анализ логического и математического знания, применение логического анализа к опытному знанию, применение логического анализа оценочно-нормативному знанию, применение логического анализа в исследовании приёмов и операции, постоянно используемых во всех сферах мыслительной деятельности (определения, классификация, доказательство, и т.п.)
Особенности изучения мышления логикой.
С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.
Материалистическая диалектика, раскрывая содержание моментов познания, устанавливает их взаимодействие и роль в ходе постижения истины. С позиций материалистической диалектики анализируется общественная природа познания, активный характер познавательной деятельности людей. А мышление рассматривается как в связи с пониманием истины (объективной, абсолютной и относительной), так и в плане изучения методов и форм научного познания (например; рассматриваются аксиоматические методы, метод формализаций, математические методы, вероятностные методы, методы моделирования и ряд других).
Этапы чувственного познания и формы абстрактного мышления.
Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение— это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т. д.).
Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (первые восхитятся его красотой, биолог увидит в нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д.).
Представление— это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или ' иной форме воспринимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие— форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т. е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).
Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «Саранча опустошает поля» — простое суждение, а суждение «Наступила весна, и прилетели грачи» — сложное, состоящее из двух простых.
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:
1) Все металлы — вещества. Литий — металл.
Литий — вещество.
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.
2) Растения делятся или на однолетние, или на многолетние. Данное растение является однолетним.
Данное растение не является многолетним.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления2. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия.
4. Понятие. Способы образования понятий. Содержание и объем понятия. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия.
Понятие— форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “ромб” является совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”.
Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. Объективно, т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия “животное” мыслится класс всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконечные. Например, класс фей - пустой, класс планет Солнечной системы - конечный, а класс натуральных чисел - бесконечный. Класс А называется подклассом класса Д, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между А и В называется отношением включения касса А в класс В и записывается так: А э В. Читается: класс А входит в класс В. Например, класс “ель” входит в класс “дерево”.
Отношение принадлежности элемента а классу А, записывается так: а О А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а - “река Енисей”, А - “река”).
Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А V В и В V А, что записывается как А є В.
Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “ моторная лодка” целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия “лодка” (составляет часть объема понятия “ лодка”). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тол уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отягощения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире идее предметов и неопределеннее его сочетав (например, “растение”), и наоборот, чем больше информации в попятам (например, “съедобное растение” ила “съедобное маковое растение”), тем уже и определеннее круг предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях.