Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения. A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 2 мин
1. Вводный этап – 5 мин.
A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 2 мин.
B. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка цели практического занятия (кейс-метод, дискуссия, совместное целеполагание) – 3 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин (ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31) (проверка конспектов по теме; опрос с отметкой по теме предыдущего занятия, материалу последней лекции и вопросам из учебника и тестов, заслушивание докладов-сообщений) – от порогового до повышенного уровня.
3. Основной этап – 55 мин.
Содержание занятия:Понятие календарного и биологического возраста. Основные принципы выделения критериев биологического возраста: комплексность; связь с хронологическим возрастом; тождество дефинитивного статуса; качественная однородность группы. Критерии оценивания биологического возраста в различные возрастные периоды. Оценка биологического возраста с помощью стандартов для данной возрастной, половой и этнической группы. Старение: существующие теории старения, причины, анатомо-функциональные и психосоциальные признаки и проявления, связь их с продолжительностью жизни. Витаукт – процессы. География старения и проблема постарения населения. Феномен долгожительства и видовая продолжительность жизни. География, причины, анатомо-функциональные и психосоциальные признаки и проявления долгожительства, связь их с образом жизни, конституцией и генотипом, с биологическим возрастом.
A.Микролекция с презентацией (участие в реализации ПК-5, ПК-31,
ОК-5) - контроль в виде выборочного устно-практического опроса на следующем занятии (от порогового до среднего уровня) – 20 мин.
B.Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя (задание Д) и Ж) для самоподготовки) – 35 мин.
4. Заключительный этап – 10 мин
A.Контроль конечного уровня знаний по теме занятия: выходной тестовый контроль, опрос студентов по теме текущего занятия (пороговый уровень) – 5 мин.
B.Подведение итогов занятия, задание студентам на дом материала для повторения и самостоятельной подготовки, ответы на вопросы, возникшие при изучении темы – 5 мин.
Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31).
Методические указания
При освоении данной темы целесообразно освежить в памяти общепринятую периодизацию онтогенеза. После чего дать понятие календарного и биологического возраста. Ознакомиться с основными принципами выделения критериев биологического возраста: комплексность; связь с хронологическим возрастом; тождество дефинитивного статуса; качественная однородность группы, на фоне которой определяется индивидуальный биологический возраст. Затем следует тщательно изучить критерии оценивания биологического возраста в различные возрастные периоды.
Следует ознакомиться со способом оценки биологического возраста путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Необходимо подчеркнуть, что в связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются, для чего проводятся повторные исследования.
Изучить феномен старения с точки зрения различных существующих теорий старения и сформулировать главные причины, анатомо-функциональные и психосоциальные признаки и проявления старения, связь их с продолжительностью жизни. Витаукт – процессы – что это такое? Охарактеризовать комплекс приспособительных реакций, направленных на продление жизни. География старения и проблема постарения населения.
Изучить феномен долгожительства с точки зрения теоретической видовой продолжительности жизни. Сформулировать главные причины, анатомо-функциональные и психосоциальные признаки и проявления долгожительства, связь их с образом жизни, конституцией и генотипом, с биологическим возрастом.
Самостоятельная работа студента при изучении данной темы складывается из трех этапов:
1. Самостоятельная подготовка к занятиюдома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа); она включает задания А), Б), В).
2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем (аудиторная работа); рекомендуются задания Д) и Ж) в устной форме либо другие, предлагаемые преподавателем.
3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим и вопросам включает в себя задания от А) и далее, осуществляется дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа).