Электронные издания и интернет-ресурсы

http://rucont.ru/efd/208296

Шестакова, Л.Г. Формальная логика. Элективный курс: учеб. пособие / Л.Г.Шестакова.- Соликамск: РИО СГПИ, 2009 – 92 с.

http://rucont.ru/efd/321

Черняк, Н.А. Логика. / Н.А.Черняк.- Омск: Омский госуниверситет, 2004 – ISBN – 5-7779-0444-0.

Методы: работа в малых группах, групповая дискуссия, обсуждение сообщений студентов, творческие задания.

Семинар № 5. Тема «Логические основы теории аргументации. Аргументация и коммуникация» (ОК-5, ОПК-6) 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие аргументации, ее аспекты, цели, виды. Состав аргументации.

2. Аргументация и доказательство: связь и различие. Структурные элементы доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: доказательство от противного, методом сведения к абсурду.

3. Правила доказательства по отношению к тезису, аргументам, демонстрации. Ошибки в доказательстве.

4. Понятие и структурные элементы опровержения. Опровержение и критика. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное), критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.

5. Коммуникативные модели официального общения и виды аргументации: монолог, диалог, спор, полемика, дискуссия.

6. Основы эристики. Виды споров, правила, логические ошибки и уловки в споре.

7. Понятие о софизмах и логических парадоксах.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Бочаров, В.А. Основы логики [Текст]: учебник / В.А.Бочаров, В.И.Маркин; Моск.гос.ун-т.- М.: Форум; М. ИНФРА-М, 2013.- 336 с.- (Классический университетский учебник).

Дополнительная литература

2. Гетманова, А. Д. Учебник логики [Текст]:со сборником задач/А. Д. Гет-

манова.-7-е изд., стереотип.-М.:КноРус,2008.-368 с.

2. Зайцев, Д. В. Теория и практика аргументации [Текст]:учеб. пособие

для студ. вузов/Д. В. Зайцев.-М.:Форум - ИНФРА-М,2007.-224 с.:ил

.-(Высшее образование).

3. Кузина, Е. Б. Лекции по теории аргументации [Текст]:учеб. пособие для

студ. вузов/Е. Б. Кузина.-М.:МГУ,2007.-136 с.

4. Гетманова, А. Д. Логика : учеб. для студ. вузов / А. Д. Гетманова. – М. : Добросвет, 2002.

5.Гусев, Д. А. Логика : учеб. пособие для вузов / Д. А. Гусев. – М. : ЮНИТИ, 2004.

6.Никифоров, А. Л. Логика и теория аргументации / А.Л. Никифоров. – М. : Соврем. гуманит. ин-т, 2005.

7.Шипунова, О. Д. Логика и теория аргументации : учеб. пособие / О. Д. Шипунова. – М. : Гардарики, 2005.

8.Гемпель, К. Г. Логика объяснения / сост., пер., вступ.ст., прил. О. А. Назаровой .– М. : Дом интеллектуальн. кн. : Рус. феноменол. о-во, 1998.

9.Демидов И.В. Логика:учеб.пособие для юрид.вузов/И.В.Демидов; под ред. Б.И.Каверина. – М.: Юриспруденция, 2000.

10. Ивин, А. А. Логика : учеб. для гуманит. вузов / А. А. Ивин. – М. : ФАИР-ПРЕСС ; ГРАНД, 1999.

11.Ивлев, Ю. В. Логика : эксперим. учеб. для студ. гуманит. вузов. / Ю. В. Ивлев. – М. : Наука, 1994.

12. Логические основы общения : учеб. пособие. – М. : Наука, 1994. Логика : логические основы общения : хрестоматия. – М. : Наука, 1994.

13.Светлов, В. А. Практическая логика : учеб. пособие / В. А. Светлов. – С-Пб : Изд. Дом «МиМ», 1997.

Ээлектронные издания и интернет-ресурсы

http://rucont.ru/efd/208296

Шестакова, Л.Г. Формальная логика. Элективный курс: учеб. пособие / Л.Г.Шестакова.- Соликамск: РИО СГПИ, 2009 – 92 с.

http://rucont.ru/efd/321

Черняк, Н.А. Логика. / Н.А.Черняк.- Омск: Омский госуниверситет, 2004 – ISBN – 5-7779-0444-0.

Методы: работа в малых группах, «займи позицию», групповой дискуссии.

Задания для практических занятий

Практические занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены.

6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий

Мелкогрупповые/индивидуальные занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены.

Типовые темы и задания контрольных работ

(контрольного урока)

Контрольная работа в учебном процессе не используется.

Тестовые задания (примеры из разных вариантов)

1.Понятие – это:

а) любое слово;

б) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное

содержание (значение);

в) группа объектов, обозначаемых одним термином;

г) форма мышления, фиксирующая существенные, общие, отличительные

признаки (свойства и отношения) предмета или класса предметов.

2. В каких из слов выражены понятия:

а) закон требует;

б) требование закона;

в) смеющийся человек;

г) человек смеется;

д) студент, присутствующий на лекции;

е) движущийся с превышением скорости автомобиль;

ж) автомобиль движется с превышением скорости.

3. Понятие «атеист» по объему и содержанию является:

а) единичным;

б) общим;

в) нулевым;

г) конкретным;

д) абстрактным;

е) положительным;

ж) отрицательным;

з) относительным;

и) безотносительным;

к) собирательным;

л) несобирательным.

4. Сравнимыми по содержанию среди перечисленных пар понятий являются:

а) прибор, барометр;

б) форма мышления, понятие;

в) четное число, математика;

г) жизнь, планета;

д) бухгалтер, человек;

е) честный, деревянный.

5. Укажите, какие понятия находятся в отношении рода и вида:

а) понятие – отрицательное понятие;

б) содержание понятия – объем понятия;

в) элементарная частица – протон;

г) город – городской район;

д) город – провинциальный город;

е) система права – гражданское право.

6. Выберите понятия, находящиеся в отношении противоречия

а) отец – сын;

б) мужчина – женщина;

в) первый этаж – последний этаж;

г) совершеннолетний – несовершеннолетний;

д) горький – сладкий;

е) правая рука – левая рука.

7. Деление понятия – это:

а) логическая операция с содержанием понятия;

б) переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом;

в) операция расчленения объема понятия на совокупность взаимно непересекающихся непустых подмножеств (частей объема).

8. К приемам мышления, сходным с определением относятся:

а) сравнение;

б) аналогия;

в) описание;

г) сопоставление;

д) характеристика;

е) указание;

ж) уточнение;

з) различение.

9. Логическими значениями суждения являются:

а) истина или ложь;

б) правильность или неправильность;

в) справедливость или несправедливость;

г) обоснованность или необоснованность;

10. В каких из перечисленных предложений выражены суждения:

а) «Жизнь есть деяние» (М.Горький).

б) «Что день грядущий мне готовит?» (А.С.Пушкин)

в) Один в поле не воин.

г) «Что яростной толпе сраженный гладиатор?» (М.Ю.Лермонтов)

д) Ищите женщину.

е) Давайте восклицать, друг другом восхищаться!

11. Какой логической форме соответствует суждение, содержащееся в предложении «Не все то золото, что блестит»:

а) Все S есть P;

б) Некоторые S есть P;

в) Ни один S не есть P;

г) Некоторые S не есть P.

12. В каких из приведенных суждений S и P оба распределены:

а) Чудес на свете не бывает.

б) Не всякий спор приводит к истине.

в) Каждый из родителей старше своих детей.

г) Некоторые из мужчин являются убежденными холостяками.

13. Какие суждения будут непременно истинными, если известно, что суждение Некоторые S есть P является ложным:

а) Ни один S не есть P;

б) Некоторые S не есть P;

в) Все S есть P;

14. Выделите среди перечисленных суждений модальные:

а) Возможно, среди планет Солнечной системы есть обитаемые.

б) Мой друг – студент.

в) Запрещается переходить улицу на красный свет.

г) Некоторые грибы ядовиты.

д) Я уверен в истинности данного суждения.

е) Некоторые рассуждения противоречивы.

ж) Противоречия в рассуждениях недопустимы.

15. Конъюнктивное сложное суждение истинно:

а) тогда и только тогда, когда все входящие в его состав простые суждения одновременно истинны или одновременно ложны;

б) тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в его состав простых суждений;

в) тогда и только тогда, когда истинны все простые суждения, входящие в его состав;

г) тогда и только тогда, когда все входящие в его состав простые суждения ложны.

16. Какие логические союзы необходимо использовать при составлении формулы сложного суждения, чтобы она удовлетворяла условию: «только одно из высказываний p, q, r истинно»:

а) эквиваленция;

б) конъюнкция;

в) строгая дизъюнкция;

г) отрицание.

17. Каковы логические значения суждений p и q , если сложное суждение строгой (исключающей) дизъюнкции между ними является ложным:

а) оба суждения ложны;

б) p - истинно, q- ложно;

в) p – ложно, q – истинно;

г) оба суждения истинны;

18. По характеру связи заключения с посылками умозаключения делятся на:

а) демонстративные;

б) непосредственные;

в) опосредованные;

г) правдоподобные.

19. Какой вид непосредственного умозаключения использован в следующем рассуждении – «Ни один человек не живет два века, следовательно, неверно, что некоторые люди живут два века»:

а) превращение;

б) обращение;

в) противопоставление предикату;

г) вывод по логическому квадрату.

20. Какие из перечисленных характеристик соответствуют дедуктивным умозаключениям:

а) опосредованная форма умозаключения;

б) демонстративное умозаключение;

в) состоит только из простых суждений;

г) заключение выводится из посылок по определенным логическим правилам;

д) истинность посылок обеспечивает истинность заключения;

е) заключение является вероятностным суждением;

ж) заключение имеет ту же или меньшую степень общности в сравнении с посылками.

21. Средний термин (M) простого категорического силлогизма находится:

а) только в заключении;

б) в обеих посылках и отсутствует в заключении;

в) только в большей посылке;

г) только в меньшей посылке;

д) в большей посылке и заключении;

е) в меньшей посылке и заключении.

22. Фигуры силлогизма (разновидности его логической формы) определяются по:

а) расположению большего термина в посылке и заключении;

б) расположением среднего термина;

в) месту, которое занимает в посылке и заключении меньший термин;

г) расположением большего и меньшего термина в посылках.

23. Установите, в каких силлогизмах термин «студент» является меньшим термином:

а) Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много языков, так как полиглоты владеют многими языками.

б) Л. Должен сдавать сессионные экзамены, значит, он – студент, так как все студенты сдают сессионные экзамены.

в) Некоторые студенты не посещали лекции профессора Д., поэтому они не сдадут экзамен, потому что все, кто не посещает лекции профессора Д., не сдают экзамен.

г) К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые владельцы автомобилей – студенты.

24. Из приведенных простых категорических силлогизмов выберите сокращенные формы (энтимемы):

а) Выступающий допустил нарушение закона тождества, так как он произвел подмену понятия.

б) Б.Рассел – известный логик и известный философ XX века, следовательно, некоторые из известных философов XX века являются также и известными логиками.

в) У хороших учителей не бывает плохих учеников, значит, ты не являешься хорошим учителем.

г) Все пожилые люди нуждаются в помощи, а мой родственник в ней не нуждается, так как он – не пожилой.

25. Правильный модус умозаключения логики высказываний (дедуктивного вывода из сложных посылок) – это:

а) форма рассуждения, приводящая к не достоверному, а только вероятному заключению;

б) форма рассуждения, соответствующая правилам вывода;

в) форма рассуждения, в котором из истинных посылок всегда следует достоверное заключение.

26. Укажите умозаключения, соответствующие схеме рассуждения modus ponens:

а) Некоторые политики имеют много недостатков. Это следует из того, что «тот, кто имеет много недостатков, легко находит их у других» (адыгейская пословица), а некоторые политики легко находят недостатки у других.

б) Если человек является моим другом, я никогда не предам его, а Н. – мой друг, поэтому я не предам его никогда.

в) Если суд убеждается в подложности документов, он устраняет их из числа доказательств. Следовательно, данный документ является подложным, так как суд устранил его из числа доказательств.

г) Если у меня есть деньги, я обычно покупаю себе интересные книги. Сегодня у меня есть деньги, следовательно, я могу купить себе интересную книгу.

27. Схема разделительно-категорического умозаключения:

а) если a, то b; если b, то c; a или b, следовательно, b или c;

б) a или b; a , следовательно, не-b;

в) если a, то b; не-b , следовательно, не-a.

28. Укажите умозаключения, являющиеся конструктивными дилеммами:

а) Рассуждение Сократа: Если смерть – переход в небытие, то она – благо. Если смерть – переход в мир иной, то она – благо. Но смерть – это или переход в небытие, или переход в мир иной. Следовательно, она – благо.

б) Если человек умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то признается в ней. Но этот человек или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Значит, он или не умен, или не искренен.

в) Если он отправится в город, то должен будет платить за проезд и за пребывание в гостинице. Но он не может заплатить ни за то, ни за другое. Значит, он не может отправиться в город.

г) Если тебе попадется хорошая жена, ты будешь счастливым исключением; если плохая, то будешь философом, как я. Но тебе попадется хорошая или плохая жена, следовательно, ты будешь или счастливым исключением, или философом (ответ Сократа молодому афинянину на вопрос о том, следует ли жениться).

29. Достоверное заключение дает:

а) полная индукция;

б) неполная популярная индукция;

в) неполная научная индукция.

30. В связи с особенностями заключения аналогия:

а) может выступать средством доказательства;

б) не может выступать средством доказательства.

31. Основные законы логики выражают связи между формами мышления в рассуждениях, отвечающих следующим условиям:

а) речь ведется об одном и том же объекте мысли;

б) речь ведется о разных объектах мысли;

в) объект может рассматриваться в разных отношениях;

г) объект рассматривается в одном и том же отношении;

д) объект рассматривается в один и тот же момент времени;

е) объект может быть рассмотрен в различные моменты времени.

32. Укажите те пары суждений, в которых замена одного суждения другим приведет к нарушению закона тождества:

а) «Все суждения – предложения» и «Среди предложений есть суждения».

б) «Осень в этом году была холодной и дождливой» и «Холодно и дождливо было этой осенью».

в) «Коль зима без снега, то лето без хлеба» и «И зима не без с снега, и лето не без хлеба».

г) «Если он опоздал, то, значит, пришел не вовремя» и «Если он пришел не

вовремя, то, значит, опоздал».

д) Все в нашей компании от этих слов покатились со смеху» и «Все в нашей компании после этих слов захихикали».

33. Требования какого из основных законов мышления не выполнены в следующем примере: «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю (из заявления в суд):

а) закона тождества;

б) закона противоречия;

в) закона исключенного третьего;

г) закона достаточного основания.

34. Доказательство – это:

а) способ убеждения кого-либо в правоте определенной точки зрения;

б) логический прием по обоснованию истинности каких-либо суждений на

основании привлечения здравого смысла;

в) обоснование истинности какого-либо суждения с помощью суждений,

истинность которых установлена ранее.

35. К доказательству от противного прибегают:

а) в любом случае;

б) с целью запутать оппонента в споре;

в) в случае невозможности осуществить прямое доказательство.

36. Аргументы доказательства должны удовлетворять следующим требованиям:

а) их должно быть не менее двух;

б) они должны быть сильными;

в) они должны быть истинными;

г) они должны быть обоснованы независимо от тезиса;

д) они должны быть взаимосвязанными друг с другом;

е) они не должны противоречить друг другу;

ж) их совокупность должна быть достаточным основанием для тезиса.

37.Демонстрация может строиться по форме:

а) дедуктивного умозаключения;

б) умозаключения по аналогии;

в) полной индукции.

38. Какое из перечисленных суждений можно считать тезисом, если в качестве аргументов выступают суждения «Ни один шотландец не ездит на такси. Все шотландцы очень бережливы»:

а) Все, кто ездит на такси, не очень бережливы.

б) Все бережливые шотландцы не ездят на такси.

в) Некоторые из тех, кто очень бережлив, не ездит на такси.

39. К какому виду относится доказательство, построенное по форме «либо p, либо q, либо r ; но неверно, что p и неверно, что q; следовательно, r :

а) прямое доказательство;

б) косвенное доказательство методом от противного;

в) косвенное доказательство методом последовательного исключения случаев;

г) косвенное доказательство методом сведения к абсурду.

40. Формальная логика изучает мышление с точки зрения:

а) его побудительных мотивов;

б) эффективности сбора, переработки и хранения информации;

в) его структуры, формы;

г) его физиологических основ.

41. Семантические категории – это:

а) любые знаки какой-либо произвольно взятой знаковой системы;

б) устойчивые элементы какой-либо формальной системы, имеющие смысл при любых обстоятельствах;

в) классы языковых выражений, отличающиеся друг от друга типом выражаемых ими смыслов и обозначаемых объектов мысли.

42. Среди перечисленных терминов к дескриптивным относятся:

а) Марс;

б) студент;

в) невозможно, чтобы;

г) многие;

д) прямоугольный;

е) если, то.

43. Логическая форма мысли – это:

а) языковое выражение мысли;

б) четкая последовательность движения мысли в рассуждении;

в) способ связи частей содержания какой-либо мысли, выражаемый посредством символического языка логики.

44. Какие логические термины необходимо использовать для символической записи высказывания «Я отправлюсь в туристическую поездку только в том случае, если успешно сдам сессию и буду иметь необходимую сумму денег»:

а) конъюнкция;

б) дизъюнкция;

в) импликация;

г) эквиваленция;

д) отрицание;

е) квантор общности;

ж) квантор существования.

45. В высказывании «Не всякий пишущий – писатель» использованы дескриптивные имена:

а) индивидов;

б) классов;

в) свойств и отношений.

Упражнения

1. Какие группы слов выражают понятия, а какие - нет. Ответ

обоснуйте:

а) светает;

б) человек, который смеется;

в) человек смеется;

г) предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние;

д) закон требует;

е) требование закона;

ж) это сладкое слово свобода;

з) молодой человек приятной наружности.

2. Определите содержание следующих понятий (выделите признаки их предметов):

а) общество;

б) деньги;

в) государство;

г) товар;

д) человек.

3. Определите объем каждого понятия. Укажите понятия с регистрируемым и нерегистрируемым объемом:

а) королева Англии;

б) наименьшее натуральное число;

в) наибольшее натуральное число;

г) время года между осенью и зимой;

д) банковская операция;

е) годовой отчет;

ж) коммунистическое общество;

з) конкретность;

и) высшая мера наказания;

к) ценная бумага.

4. Определите, употреблены ли выделенные в рассуждениях понятия как разделительные или собирательные:

а) Граждане нашего государства поддерживают идею частной собст­-
венности на землю.

б) Граждане нашего государства обязаны соблюдать закон.

в) Ученые – национальное богатство страны.

г) Человек имеет способность к абстрактному мышлению.
д) Человек человеку – друг.

е) Книга – лучший подарок.

5. Дайте логическую характеристику следующим понятиям (определите вид понятия по содержанию и объему).

а) русский народ;

б) заказчик;

в) неряха;

г) время;

д) неравенство;

е) жизнь;

ж) кредитор;

з) коллекция;
и) косвенный налог;
к) контраргумент;

л) северный полюс магнита.

6. Определите отношения между объемами понятий и изобразите эти отношения с помощью круговых схем (кругов Эйлера):

а) Президент, глава государства, президент РФ, президент фирмы, монарх;

б) переводчик с иностранного языка; человек, свободно владеющий
иностранным языком; человек, свободно владеющий французским языком;
человек с высшим образованием;

в) женщина, врач, мужчина, пациент;

г) свидетель происшествия, виновник происшествия, водитель автомобиля, пешеход;

д) документ, завещание, удостоверение личности, паспорт, доверенность,
доверенность на право совершения сделки;

е) город, европейский город, город в Азии, столица России, город с
самым большим населением в России, деревня;

ж) отец, сын, дед, внук, брат;

з) годовщина, день рождения, юбилей;

и) первый этаж, последний этаж, второй этаж, пятый этаж;

к) правая рука, левая рука;

л) направо, налево.

7. Ограничьте и обобщите следующие понятия:

а) простое суждение;

б) абстрактное понятие;

в) третья планета от Солнца;

г) менеджер;

д) стоимость;

е) январь;

ж) десять;

з) жестокость.

8. Из учебной литературы по Вашей специальности приведите примеры определений, описаний, характеристик.

9. Правильны ли приведенные определения? Если нет, укажите ошибку:

а) Прибыль есть разница между выручкой производителя за
реализованную продукцию и издержками на ее производство.

б) Содержание понятия – это совокупность существенных признаков
предмета или класса предметов, необходимых и достаточных для выделения этого предмета (класса предметов) из остальных.

в) Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или
собственник которого неизвестен.

г) Философ – ученый, занимающийся философией.

д) Вычитание – операция, обратная сложению.

е) Аудитория – помещение для лекций.

ж) Природа – великий учитель человека.

з) Безбожник – человек, не признающий существования бога.
и) Покой – это отсутствие беспокойства.

к) "Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность –сжатое или сосредоточенное общество"(Вл.Соловьев).

10.Приведите примеры классификаций, содержащихся в учебной литературе по Вашей специальности.

11. Произведите операцию деления понятия. Укажите основание деления:

а) собственность;

б) общество;

в) понятие;

г) человек.

12. Правильно ли произведено деление понятий? Если нет, укажите ошибку:

а) Год делится на 12 месяцев.

б) К ценным бумагам относятся акции и чеки.

в) Земной шар делится на западное и восточное полушария.

г) В книге можно выделить введение, основную часть, заключение и
список литературы.

д) Понятия по объему бывают единичными, общими и нулевыми.

е) Определения понятия могут быть явными и неявными, реальными и
номинальными.

ж) Обувь делится на мужскую, женскую, детскую, спортивную, рабочую.

13.Из приведенных ниже предложений выберите те, которые выражают суждения. Определите структуру и состав суждения

а) "Жизнь есть деяние" (М.Горький).

б) "Что пользы напрасно и вечно желать?" (М.Лермонтов).

в) "Ну как не порадеть родному человечку!" (А.Грибоедов).

г) "Что день грядущий мне готовит?" (А.Пушкин).

д) "3нание - сила" (Ф.Бэкон).

е) "Кому на Руси жить хорошо?" ( Н.Некрасов).

ж) Ищите женщину.

з) "Ищите и обрящете". (Матф. 7.7).

и) "Да был ли мальчик-то?" (М.Горький).

к) Все дороги ведут в Рим.

л) Один в поле не воин.

м) "Что яростной толпе сраженный гладиатор?" (М.Лермонтов).

н) Между явлениями А и В существует причинно-следственная связь.

о) А и В – коллеги.

п) В жизни каждого человека бывают счастливые мгновения.

14. Установите распределенноеть терминов в следующих суждениях. В случае необходимости приведите суждения к нормальной форме (SaP, SeP, SiP, SoP)

a) "He было еще гения без некоторой доли безумия". (Сенека).

б) "Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут". (В.Шекспир).

в) "Никто не обнимет необъятного". (К.Прутков).

г) "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным". (Марк 4, 22).

д) Никто, кроме храброго, не заслуживает награды.

е)"Счастливые часов не наблюдают". (А.Грибоедов).

ж) Не все то золото, что блестит.

з) Чудес на свете не бывает.

и) 3акон обязателен для всех.

к) "Большое множество простых умов живет постройкой карточных домов". (Гете).

л) Люди не всегда поступают дурно.

м) Всякий специалист – знаток своего дела.

н) Все усилия решить проблему бесполезны.

о) Некоторые излишества губят здоровье.

15. Приведите примеры логически корректных и некорректных вопросов.

16. Составьте предложения, выражающие суждения различных видов модальности на основе данных атрибутивных суждений:

а) Мой друг свободно владеет английским языком.

б) Предприятие получило значительную прибыль.

в) Земля вращается вокруг Солнца.

г) Курение вредно для вашего здоровья.

д) Преступление совершено гражданином А.

17. Используя правила логического квадрата, образуйте суждения, связанные с данными. Определите истинность образованных суждений.

а) Есть многое, чего не следует предпринимать.

б) Поиск истины никогда не может закончиться.

в) Пишущие неразборчиво не всегда гениальны.

г) Талантами часто злоупотребляют.

д) Не всякая ошибка ставится в вину.

е) Не каждый решится на подобный поступок

ж) Только один металл имеет жидкую форму

з) Люди злы.

и) Ничто не проходит бесследно.

к) Немногие знают свыше себя.

л) "...В мире нашем не существует ничего, что не было бы поучительно..." (М.Горький).

18. Соответствуют ли следующие рассуждения правилам логического квадрата?

а) Я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налогов. Это хорошо для меня. Следовательно, если все взрослое население сделает то же самое – это хорошо для всего населения.

б) Если признано, что все действия обвиняемого считать преступными нельзя, то можно утверждать, что обвиняемый не совершил никаких преступных действий.

19. Известно, что суждение «Некоторые правила не имеют исключений» истинно. Пользуясь правилами логического квадрата, укажите, какие из приведенных ниже суждений являются:

А – ложными;

B – как истинными, так и ложными (неопределенными)

а) Ни одно правило не имеет исключений;

б) Каждое правило имеет исключения;

в) Некоторые правила имеют исключения;

г) Неверно, что некоторые правила не имеют исключений.

20. Выразите символической записью следующие сложные суждения

а) "Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай". (Л. Толстой).

б) "Если хочешь быть умным, то научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше
сказать". (Лафатер).

в) Тот, кто изучал геометрию, знает теорему Пифагора или, во всяком
случае, слышал о ней, а если эта теорема ему неизвестна, ему нетрудно будет понять ее.

г) В коллективе возникает хороший психологический климат тогда и
только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность и компетенция каждого сотрудника. (Р.Шмидт).

д) Сократ учил, что человек только тогда добродетелен, когда он мудр.

е) "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия, и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна". (посл. Иак. III, 17).

ж) Когда перенимать с умом, тогда не чудо
И пользу от того сыскать,

А без ума перенимать

И, Боже сохрани, как худо! (И.Крылов).

з) "Только тот человек свободен, который вполне сознает свое
человеческое достоинство, который чувствует в себе высшее благородство и постоянно старается удержаться на высоте своего достоинства". (Б.Ауэрбах).

и) "Если у двух человек есть по одному яблоку, и они обменяются ими, у каждого из них опять окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет по две идеи". (Б.Шоу).

к) "Почтенный старец этот постоянно был сердит или выпивши, или выпивши и сердит вместе". (А.И.Герцен).

л) "Альтернатива известна: либо мы не свободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ". (А.Камю).

м) Только одно из высказываний a, b и c истинно.

н) По крайней мере одно из высказываний а, b и с истинно.

о) Только два из высказываний а, b и с истинны.

п) Самое большее два из высказываний а, b и с истинны.

р) Выбираем ли мы одну ценовую политику или другую, ни уровень занятости, ни качество потребления существенно не изменятся.

с) Требуется значительное терпение, чтобы заниматься логикой.

т) Наш уровень жизни возрастет, только если инфляция вновь не сделает скачок вверх.

у) Если не будут увеличены налоги, то количество свободных денег будет расти, если, конечно, не возрастут цены.

21. Какими логическими связками надо воспользоваться, чтобы связать простые суждения в сложное, если в них зафиксировано следующее?

а) приметы человека, которого нужно опознать;

б) запасное решение на случай, когда невозможно будет осуществить заранее намеченный план;

в) рассуждение выпускника школы в ситуации выбора жизненного пути;

г) альтернативы решения проблемы;

д) причинно-следственная зависимость;

е) требования, которым должен отвечать претендент на диплом с отличием.

22.Формализуйте приведенные ниже высказывания (для этого используйте буквенные обозначения: Б - Браун виновен; Д – Джонс виновен). Для полученных формул постройте таблицы истинности и укажите, какие из них соответствуют данной таблице:

Б Д Вариант
И И И
И Л Л
Л И Л
Л Л И

23. Воспользовавшись таблицами истинности сложных суждений, ответьте на вопросы:

а) Каково логическое значение b, если суждение aΛb ложно, и a истинно?

б) Можно ли установить логическое значение a, если суждение aΛb
ложно, и b истинно?

в) Каково логическое значение a, если суждение aΛb истинно?

г) Каковы логические значения a и b, если суждение aΛb истинно?

д) Можно ли установить логическое значение b, если суждение aΛb
истинно, и a истинно?

е) Какие логические значения имеют суждения a и b, если суждение aVb
ложно?

ж) Можно ли установить логическое значение a, если суждение aàb
истинно, a b ложно; если суждение (aàb) ложно, a b истинно?

з) Если a истинно, то что можно сказать об истинности следующих
высказываний: aΛ(aVb) ; (bàa) àa ; aV(aΛb)?

24.Превратите следующие суждения

а) Всякое правило имеет исключения.
б) Ничто не вечно под луной.
в) Безвыходных ситуаций не бывает.

г) Параллельные прямые не пересекаются.

д) Не всякий совет разумен.

е) Ни один человек себе не враг.

ж) Все благородные люди находят себе сочувствие.

25. Определите, правильно ли осуществлено превращение суждений
а) Некоторые художники не были признаны при жизни, значит есть

непризнанные художники.

б) Не быть богатым не всегда дурно. – Быть не богатым всегда не дурно,

в) Никто меня не любит. – Все меня ненавидят.

г) Я не разделяю Ваших убеждений. – У меня иные убеждения.

д) Человек по природе добр, следовательно, злых по природе людей не существует.

26. Обратите следующие суждения

а) Каждый честный человек выполняет свои обещания.

б) Люди бывают рассеянными.

в) Марксизм не догма.

д) Частъ студентов отличается недобросовестностью.

е) Все великие поэты обладают прекрасным воображением.

ж) Войны не возникают сами по себе.

з) Некоторые экономические реформы приводят к повышению уровня жизни населения.

27. Определите, правильно ли проведено обращение суждений
а) Спрос рождает предложение, следовательно, предложение рождается спросом.

б) Человек – мера всех вещей (Протагор). Значит, мерой всего является человек.

в) Ни один настоящий мужчина не обидит женщину, значит, среди тех, кто способен обидеть женщину, не может быть настоящих мужчин.

г) Несчастные не имеют друзей (Дж.Драйден). – Всякий, у кого нет друзей – несчастен.

д) Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя (Восточное изречение). –Победа над самим собой – свидетельство могущества человека.

е) "Все люди, страдающие от подагры, лихорадки или болезни глаз – больны; но не все больные люди страдают от подагры, лихорадки и болезни глаз. Точно так же все плотники, башмачники, скульпторы – ремесленники; но не все ремесленники суть плотники, башмачники и скульпторы. Подобным образом и все сумасшедшие неразумны, по не все неразумные люди – сумасшедшие". (Платон).

28. Сделайте заключение из данных посылок. Определите фигуру силлогизма. Обоснуйте достоверность полученного заключения.

а) Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу.

Этот ребенок не может написать книгу.

Следовательно,…

б) Некоторые произведения искусства бесценны.

Среди произведений искусства есть шедевры.

Следовательно,…

в) Ни один ребенок не любит насилия.

Я тоже не люблю насилия.

Следовательно,…

г) Все сочинения А. П. Чехова невозможно прочитать за один день.

Рассказ "Попрыгунья" – сочинение А. П. Чехова.

Следовательно,…

д) Некоторые писатели – женщины.

Все женщины любят цветы.

Следовательно,…

е) Я – человек.

Ты – не я.

Следовательно,…

ж) 3акон тождества впервые сформулирован Аристотелем.

Закон тождества – закон мышления.

Следовательно,…

з) Все металлы – твердые вещества.

Ртуть является металлом.

Следовательно,…

и) Ни один эгоист не нравится окружающим.

Все обязательные люди окружающим нравятся.

Следовательно,…

к) Ни один шотландец не ездит на такси.

Все шотландцы очень бережливы.

Следовательно,…

л) Всякое начало трудно.

Всякое дело имеет начало.

Следовательно,…

м) У каждого судьи есть честолюбие.

Тот, кто честолюбив, ищет пути для самоутверждения.

Следовательно,…

29. Восстановите приведенные энтимемы до полного силлогизма. Проверьте правильность полученного силлогизма, найдите логическую ошибку, если она имеет место. Определите фигуру, модус в полученной полной форме

а) Ни одно лекарство не является приятным. Но конфеты не лекарство.

б) Некоторые люди не глупы, но все люди подвержены заблуждениям.

в) Выступающий допустил нарушение закона тождества, так как он
произвел подмену понятий.

г) Он не захотел получить короны, следовательно, наверное, он не честолюбив.

д) Цезарь был тиран, поэтому он заслуживал смерти.

е) Все люди могут ошибаться, поэтому некоторые ученые ошибаются.

ж) У хороших учителей не бывает плохих учеников. Значит, ты не
являешься хорошим учителем.

з) "Холмс сидел в глубоком кресле и задумчиво глядел в окно. – Ватсон, –
сказал Холмс, – собака не может лазать по портьерам, значит это не собака". (К. Дойль).

и) "Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона! " (И. А. Крылов).

30. Постройте силлогизм, которому соответствует каждое из следующих рассуждений (выделите логическую форму). Установите, допущены ли в рассуждениях логические ошибки.

а) "Все бутылки с оливковым маслом, – сказал Аристотель рабу, посылая его за маслом, – находятся в погребе". Раб взял в погребе первую попавшуюся бутылку и принес. Она оказалась с вином.

б) Все банкиры имеют финансовые трудности, значит некоторые люди, имеющие финансовые трудности, не должники, так как некоторые должники не банкиры.

в) Нет сомнения в том, что все студенты – люди, причем некоторая часть
студентов не является мужчинами. В таком случае некоторые мужчины – не люди.

31. Установите вид условного умозаключения и его правильность

а) Если я называю тебя буйным человеком, то я называю тебя человеком.
Но называя тебя человеком, я говорю правду. Значит, если я называю тебя
буйным человеком, я говорю правду.

б) Когда многого не знаешь, то приходится придумывать. А так как
ребенок многого не знает, то поэтому он много и придумывает.

в) "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". (Д.Дидро).
Студенты никогда не перестают читать, поэтому студенты никогда не перестают мыслить.

г) Некоторые политики имеют много недостатков. Это следует из того, что "тот, кто имеет много недостатков, легко находит их у других" (адыгейская пословица), а некоторые политики легко находят недостатки у других.

д) Если бы Алкивиад глубоко любил свое отечество, то он не стал бы
оказывать услуги спартанцам. Однако он оказал им большую услугу во время Пелопонесской войны, посоветовав нанести удар экспедицией в Сицилию. Следовательно, у Алкивиада не было истинной любви к своему отечеству.

е) Если бы я не любил Вас самой преданной любовью, то я бы тотчас
предложил Вам бежать со мной. Но я Вам этого не предлагаю. Значит, я Вас люблю самой преданной любовью.

32. Определите вид разделительного умозаключения. Выделите логическую форму:

а) Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя
признаются болезнь, несвоевременное получение повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок. Как выяснилось, обвиняемый не был болен и повестку получил своевременно. Возможно, поэтому имели место какие-то другие уважительные причины, помешавшие ему явиться в назначенный срок.

б) Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено
преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Уотсону следующее:

– Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь,
ни через окно, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда?

– Через крышу! – воскликнул я.

– Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу. (Конан Дойл А. Собр.соч.: В 8 тт. томах. Т.1. С. 189).

в) "Воспитание... дается нам или природой, или людьми, или вещами... из
этих трех различных видов воспитания воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны людей – вот единственное, в котором мы сами господа..." (Ж.-Ж. Руссо).

г) Одно из двух: либо он хотел обмануть меня, либо сам ошибался. Но
нельзя допустить, что он хотел меня обмануть (на это он совершенно не
способен). Нет сомнения, что он сам ошибался.

33. Проверьте логическую состоятельность следующих условно-разделительных умозаключений, определите их вид, выделите логическую форму:

а) Если Эсхитон теперь примет участие в общественных увеселениях, то
он будет непоследователен. Если же он не примет в них участия, то окажется не патриотом. Но он должен либо принять в них участие, либо не принять. – Следовательно, либо он будет непоследователен, либо окажется не патриотом. (Рассуждение Демосфена).

б) Когда Тарквиний потребовал у римлян возвращения их имущества, то
перед сенатом возникла дилемма: отдать Тарквинию имущество - это даст в их руки имущество для нападения, и война станет неизбежной. Не отдать им имущества – тогда они получат повод для нападения, и войны не избежать. Следовательно, война неизбежна.

в) В данной ситуации. N мог действовать либо по собственной воле, либо,
подчиняясь принуждению. Если N действовал по собственной воле, то он
человек нечестный. Если он действовал не по собственной воле, то он –
игрушка в руках другого.

34. Могут ли быть получены индуктивным методом (и каким именно) следующие выводы?

а) Ничто не возникает из ничего.

б) Все граждане РФ одобряют действия правительства.

в) Свободных мест в гостинице нет.

г) Депутат выполнил все предвыборные обещания.

д) На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

35. Установите вид индуктивного умозаключения. Согласны ли Вы с выводом?

а) В устройстве двигателя внутреннего сгорания Э. Ленуара используется закон превращения тепловой энергии в механическую. Этот же закон используется и в паровом двигателе. Значит, во всех двигателях используется закон превращения тепловой энергии в механическую.

б) Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что мои знакомые
Андрей и Игорь читают их запоем. Мой отец и брат тоже с удовольствием
читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, тоже держит в руках детектив.

в) "Все студенты ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх
того, что определено программой", – сказал один преподаватель другому. "А почему ты в этом уверен?" – спросил его второй. "Ну, посуди сам, – ответил первый, – ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да и ты сам как-то мне жаловался на это".

г) Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверял лично сам.

36. Можно ли назвать следующие рассуждения умозаключениями по аналогии. Определите вид аналогии и правильность вывода.

а) Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые. Оба
примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в
одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и
растягивать слова. Да и внешне они были похожи друг на друга: тот же цвет волос, те же немного раскосые глаза чуть на выкате, один и тот же массивный подбородок, прямой нос и слегка оттопыренные уши. Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковыми.

б) "Человек назван древними малым миром, и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса, в мире есть скалы, – опоры земли; если в человеке есть кровяное озеро, – там, где легкое растет и убывает при дыхании, – у тела земли есть свой океан, который также растет и убывает каждые шесть часов при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же и океан наполняет тело земли бесконечными водными жилами" (Леонардо да Винчи).

в) "Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поранения своего тщеславия. И оба чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются". (Л. Н. Толстой).

г) "Посмотри на мудрейшее из животных – на змею, верную эмблему
вечности и прочности государственного порядка; каждый год она меняет кожу и с свежей силой и обновленной жизнью выходит после каждой такой смены.

Британия! Подражай этой змее... Возобновляй Палату Общин, твой государственный покров, ежегодными выборами. Тогда ты будешь жить в безопасности и закрепишь за своими сынами свободу, которая сохранится нерушимой до скончания века!" (Из книги "Республика в Англии с 1649 по 1660 год").

Логические задачи

Задача 1. На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Семенов женат на сестре Борисова и старше токаря. Назовите фамилии токаря, слесаря и сварщика.

Задача 2. Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на нашей улице Один из них – столяр, другой – маляр, третий – водопроводчик. Недавно маляр просил своего знакомого столяра сделать кое-что для своего квартиры, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно также, что Федоров никогда не слушал о Давыдове. Нужно установить, кто чем занимается.

Задача 3. В семье трое детей. Тоне вдвое больше лет, чем Гале, тогда как Жене исполнится столько же лет, сколько Тоней сейчас. Кто ин них самый старший, кто самый младший, кто средний по возрасту?

Задача 4. В семье четверо детей: 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут: Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад. Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?

Задача 5. На столе в бутылке, стакане, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что:

1) вода и молоко не в бутылке;

2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;

3) в банке не лимонад и не вода;

4) стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

Наши рекомендации