Тема 2. Теории, причины и механизмы поведения
Основные научные школы и направления в изучении поведения животных.
Причины и механизмы поведения.
Формы поведения: врожденное, приобретенное, когнитивное.
Наследуемые и приобретенные формы поведения.
Комплексы фиксированных действий.
Классификация потребностей по П.В. Симонову: витальные потребности, зоосоциальные потребности, потребности саморазвития.
Значение потребностей в научении и дрессировочном процессе. Доминирующая потребность.
Мотивации. Общие свойства мотиваций. Конкуренция мотиваций.
Доминирующая мотивация. Методы формирования доминирующей потребности. Смещенная активность.
Эмоции и поведение.
Потребностно-информационная и конкурентная теории эмоций.
Функции эмоций (отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная).
Физиологическое содержание эмоций.
Память. Виды и механизмы памяти. Значение памяти в научении и дрессировочном процессе.
Тема 3. Научение. Формы научения животных.
Научение. Формы научения. Импринтинг. Негативное научение (привыкание). Ориентировочно-исследовательское поведение, его значение и роль в дрессировочном процессе.
Латентное научение.
Особенности непроизвольного научения.
Научение в форме классических условных рефлексов.
Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов (оперантное научение).
Имитационное научение.
Инстинктивное подражание (взаимная стимуляция) и настоящее имитационное научение. Форма научения на основе доминанты.
Использование явление доминанты в дрессировочном процессе. Когнитивные формы научения.
Тема 4. Поведение собак и его развитие в онтогенезе.
Зоопсихологические особенности поведения собаки.
Иерархическое и альтруистическое поведение.
Виды агрессии.
Инструментальная агрессия и ее значение в воспитании и дрессировке собак.
Собака в семье человека.
Взаимоотношения дрессировщика и собаки.
Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка.
Ранняя сенсорная депривация и ее последствия.
Тема 5. Основные понятия дрессировки.
Определение дрессировки, воспитание и дрессировка; метод, способ, методика дрессировки.
Цели и задачи воспитания и дрессировки.
Дрессировка как научение.
Методы дрессировки.
Способы дрессировки: способ наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, усиления поведенческого признака, редукции поведенческого акта, альтернативного поведения, игрового поведения, имитационный, оборонительного поведения, агрессивно-оборонительного поведения.
Умение.
Навык как поведенческий акт.
Условия успешного формирования навыка.
Процесс и этапы формирования навыка.
Нежелательные навыки и привычки.
Способы коррекции поведения.
Подкрепление. Виды подкрепления (условное, безусловное, положительное, отрицательное, вероятностное и т.д.).
Биологическая значимость подкрепления.
Влияние величины, времени подачи, режима, эмоционального знака, значимости и вероятности подкрепления на научение.
Наказание.
Тема 6. Индивидуальные и возрастные особенности собак, влияющие на научение.
Свойства нервной системы.
Темперамент. Влияние темперамента на научение.
Дифференцированный подход в дрессировке.
Нарушения высшей нервной деятельности.
Страх. Неврозы и их причины.
Воспитание.
Особенности научения у щенков.
Дрессировка щенков.
Формирование социального поведения.
Основные критерии, свойства поведения, определяющие пригодность собаки для разных видов дрессировки.
Экспертиза собак
Содержание дисциплины