Практическое занятие № 2. 1.Тема: Искусственное и смешанное вскармливание
1.Тема: Искусственное и смешанное вскармливание. Молочная кухня. Принципы и методы организации питания детей дошкольного возраста.
2.Цель:
Студент должен знать:
· определения искусственного и смешанного вскармливания;
- классификацию современных молочных смесей - заменителей женского молока,
- правила и технику искусственного и смешанного вскармливания;
- организацию прикорма при искусственном и смешанном вскармливании
- ассортимент продукции молочной кухни
- причины, профилактику и принципы лечения гипогалактии;
· принципы и методы рационального питания детей старше года
· набор продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста
· примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста
· режим питания и способы кулинарной обработки продуктов для питания детей раннего и дошкольного возраста
· принципы составления суточного рациона питания детей раннего и дошкольного возраста
Студент должен уметь:
- приготовить адаптированную молочную смесь для кормления ребенка и блюдо прикорма промышленного производства (кашу)
- провести контрольное кормление и рассчитать объем докорма;
- выбрать оптимальный режим кормления ребенка на искусственном и смешанном вскармливании;
- рассчитать суточное количество питания ребенку первого года жизни;
- составить рацион питания ребенку первого года жизни, находящемуся на искусственном или смешанном вскармливании;
- собрать и оценить анамнез по питанию ребенка
- оценить эффективность вскармливания
· выбрать оптимальный режим питания ребенку старше 1 года
· дать совет родителям по набору продуктов и способу приготовления блюд для детей раннего и дошкольного возраста
3.Вопросы для самоподготовки
1.Определения искусственного и смешанного вскармливания.
2.Классификация молочных смесей, применяемых для искусственного и смешанного вскармливания.
3.Характеристика адаптированных смесей, сроки их введения. Правила выбора смеси.
4.Потребность в энергии, пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах при искусственном и смешанном вскармливании.
5.Сравнительный состав женского и коровьего молока.
6.Сроки введения блюд прикорма при искусственном и смешанном вскармливании.
7.Правила проведения искусственного и смешанного вскармливания.
8.Техника контрольного кормления.
9. Гипогалактия: причины, профилактика, принципы лечения.
10.Составление рационов питания детям при искусственном и смешанном вскармливании.
11.Оценка эффективности искусственного и смешанного вскармливания.
12. Особенности пищеварительной системы у детей раннего и дошкольного возраста.
13. Основные принципы и методы организации рационального питания детей старше года.
14. Набор продуктов и примерные нормативы их суточного потребления для детей раннего и дошкольного возраста.
15. Режим питания для детей раннего (1 – 3 года) и дошкольного (4-7 лет) возраста.
16. Характеристика рациона питания детей раннего и дошкольного возраста.
17. Правила и способы кулинарной обработки продуктов для питания детей раннего и дошкольного возраста.
18. Примерные рационы питания детей раннего и дошкольного возраста.
19. Роль молочной кухни в организации рационального питания детей.
20. Гарантийное молоко. Ассортимент продукции молочной кухни.
4.Основные понятия темы: искусственное вскармливания, смешанное вскармливание, грудное молоко, гипогалактия, объем питания, докорм, режимы кормления, адаптированные смеси, питание детей старше года, кулинарная обработка продуктов, рацион питания, молочная кухня.
5.Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – СПб, 2009. –1028 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Питание детей от 1 года до 3 лет. Учебное пособие для студентов. – Оренбург, 2012.
4. Искусственное и смешанное вскармливание. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2013.
Дополнительная:
1. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. – Москва, 2010, 2011.
2. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей // Педиатрия. – 2008. – Т.87. - № 4. – С.79 – 85.
3. Батурин А.К., Нетребенко О.К. Практика вскармливания детей первых двух лет жизни в Российской Федерации // Педиатрия. – 2010. – т. 89 - №3. – с.99 – 105;
4. Захарова И.Н., Суркова Е.Н. Роль полиненасыщенных жирных кислот в формировании здоровья детей // Педиатрия. – 2009. – Т. 88. - №6. – с. 84 – 90;
5. Захарова И.Н., Боровик Т.Э., Суржик А.В., Дмитриева Ю.А. Особенности питания детей от года до трех лет: Учебное пособие для врачей. – М.: РМАПО. – 2012.- 60 с.
6. Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. Т.Э. Боровик, К.С. Ладодо. – М: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 608 с.
7. Ладодо К.С., Боровик Т.Э., Семенова Н.Н., Суржик А.В. Формирование правильного пищевого поведения // Лечащий врач. – 2009; 1, с. 54 – 57.
6.Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию:
- Работа с литературой
- Выполнение тестовых заданий для самоподготовки
- Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях
- Подготовка рефератов (реферативных сообщений):
- «Особенности питания детей от 1 года до 3 лет»
- «Формирование пищевого поведения детей»