Различия в форме кривой работоспособности, характерные для разных типов ФС
Подходы к исследованию функциональных состояний
Энергетический подход
ФС рассматривается как характеристика протекания процессов жизнеобеспечения на уровне как отдельных физиологических систем, так и всего организма в целом, в терминах интенсивности и эффективности энергозатрат со стороны физиологических систем, привлекаемых для решения поведенческих задач. Исследования фокусируются на анализе базовых физиологических механизмов, обеспечивающих протекание метаболитических, нервно-гуморальных, церебральных, вегетативных и других процессов в разных условиях и режимах деятельности. Основная задача этих исследований состояла в нахождении таких физиологических коррелятов, которые позволяли бы дифференцировать разные типы психофизиологических состояний по специфическим "паттернам активации", т.е. по устойчивым конфигурациям физиологических реакций, характерных для разных ситуаций[1][2][9].
Феноменологический подход
ФС рассматривается как характеристика переживаемого человеком опыта, в том числе в аффективно-окрашенной форме (чувства, эмоции, переживания и др.), представленного в наблюдениях или самонаблюдения. В исследованиях, выполненных в рамках феноменологического подхода, обосновывается многомерный характер проявлений психического состояния и предпринимаются продуктивные попытки выявления структурно-функциональных связей между рефлексивными оценками состояния и "запуском" поведенческих программ, соответствующих особенностям субъективного отношения или "видения себя" в конкретной ситуации.
Поведенческий подход
ФС рассматривается как характеристика результатов и способов выполнения деятельности / решения задач на уровне внешне представленного поведения. Важным направлением в рамках этого подхода являются исследования качественной стороны реализации поведенческих актов, изменения в которых приводят к сдвигам результативности деятельности. Развитие поведенческого подхода стимулировало и возникновение более совершенных поведенческих и психометрических методов оценки ФС – тестовых испытаний, моделирующих решение определенных фрагментов поведенческих задач[1][2][9].
Комплексный подход
ФС рассматривается как целостная многокомпонентная характеристика проявлений изучаемых психических явлений, в том числе - состояний. На основе многочисленных исследований, проводимых в рамках комплексного подхода, были разработаны новые теоретические конструкты и методические инструменты, подготовившие базу для реализации принципов системного анализа ФС. Однако в целом комплексный подход выступает главным образом как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных. Решение актуальных для практики проблем, связанных с полноценной диагностикой и оптимизацией ФС как сложного системного объекта, было обосновано при разработке структурно-интегративного подхода к анализу ФС.
Системный подход
ФС рассматривается как относительно устойчивая (для определенного периода времени) структура актуализируемых субъектом внутренних средств, которая характеризует сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливает эффективность решения поведенческих задач. Важно подчеркнуть, что в данном случае ФС рассматривается как результат включения человека в процесс активной и целенаправленной деятельности, ведущую роль в которой играют мотивационные установки работника и доступные ему в конкретный период времени внутренние ресурсы для выполнения решаемых задач.
Основные понятия системного подхода
· Система - совокупность взаимодействующих между собой элементарных структур / процессов, объединенных в целое решением общей задачи, которая не может быть выполнена ни одним из её компонентов в отдельности[11].
· Системообразующий фактор - главный фактор, интегрирующий в единое целое работу разнокачественных элементов и определяющий её динамику во времени.
Классификации ФС
А. "Прагматические" классификации (по типу внешних эффектов)
1. по степени допустимости ФС с точки зрения а) надежности работы и б) "цены деятельности"
· Запрещенные (недопустимые)
· Разрешенные (допустимые)
2. по степени накопления патологических эффектов:
· Нормальные
· Пограничные
· Патологические
Б. "Содержательные" классификации (по типу механизмов регуляции деятельности)
1. по степени адекватности ФС как ответной системной реакции требованиям выполнения задач в определенных ситуативных условиях:
· состояния динамического рассогласования
· состояния адекватной мобилизации
2. по степени накопления неблагоприятной симптоматики:
· Экстенсивные состояния (основные группы качественно неоднородных ФС: оптимальные состояния, утомления, стрессовые состояния, монотония, пресыщение, состояния напряженности, состояния потока, релаксационные состояния и пр.)
· Интенсивные состояние (уровни или степени развития одного типа ФС, отражают динамику в развитии и представлены в виде шкал: (1) Шкала уровней бодрствования;(2) Стадии динамики состояний работоспособности; (3) Стадии развития стрессовых состояний и пр.)
Свойства ФС как системной реакции
ФС - это результат перестройки в работе функциональных систем, обеспечивающих выполнение целесообразной деятельности
· ФС не может рассматриваться вне контекста решения конкретной задачи, ситуации и условий реализации деятельности;
· ФС не является фоном, на котором реализуется деятельность.
2. ФС отражает изменения в структуре "задействованной" функциональной системы обеспечения деятельности[10]:
· требуется реконструкция основных компонентов в функциональной системе обеспечения деятельности (выделение профессионально-важных функций и качеств);
· необходима оценка проявлений (симптомов) ФС на всех уровнях функциональной системы обеспечения деятельности (энергетическом, перцептивно-когнитивном, рефлексивном и поведенческом).
Влияние среды на ФС
3. ФС - системная реакция, формируемая под влиянием комплекса факторов трудовой среды[10]:
· "Физическая среда" (санитарно-гигиенические и экологические условия):
· микроклимат;
· освещенность;
· шум, вибрация;
· атмосферное давление;
· излучения;
· вредные вещества;
· инфекции и биологические агенты.
· "Социальная среда" (социум, организация, группа):
· общие социальные факторы;
· конкретные социальные факторы:
· тип организации, организационная культура;
· особенности коллектива;
· содержание профессиональной роли;
· внепрофессиональные контакты;
· социально-психологические факторы:
· соответствие индивида профессиональной роли;
· мотивационные установки индивида и коллектива.
Диагностика ФС
Виды наиболее распространенных прикладных диагностических задач по оценке ФС:
1. Оценка надежности деятельности человека непосредственно в процессе работы (диагностика актуального ФС).
2. Оценка готовности специалиста к выполнению деятельности в конкретной ситуации (кратковременный прогноз развития ФС).
3. Оценка потенциальных возможностей человека надежно/успешно справляться с профессиональными задачами (долговременный прогноз в плане профпригодности).
4. Оценка угрожающих факторов для здоровья/благополучия работающих, занятых на определенных профессиональных позициях (долговременный прогноз в плане профессионального долголетия, сохранения трудоспособности).
5. Экспертиза "трудных ситуаций", аварий, несчастных случаев (оценка роли "человеческого фактора" при возникновении различных инцидентов).
Методы оценки ФС (сбора данных)[2]:
· Физиологические
· Биохимические
· Оценка вегетативных сдвигов
· Электрофизиологические
· Психофизиологические
· Косвенная оценка физиологических проявлений
· Психологические
· Объективирующие психометрические тесты (когнитивные, исполнительские)
· Субъективные методики (опросники, субъективные шкалы, стандартизованные интервью)
· Проективные тесты
· Поведенческие
· Количественные методы (оценка производительности труда, анализ продуктов деятельности, хронометраж и пр.)
· Качественные методы (стандартизированное наблюдение, видеонаблюдение, оценка экспрессивных актов; анализ речевого поведения и др.)
Основные типы ФС[править | править вики-текст]
Различные авторы выделяют 4 основных типа функциональных состояний[13][14][15].
· Утомление
· Монотония
· Психическое пресыщение
· Напряженность/стресс
Утомление[править | править вики-текст]
Класс состояний, характеризующихся истощением и дискоординацией в протекании основных реализующих деятельность процессов и функций. Развиваются вследствие продолжительности и интенсивности воздействия рабочих нагрузок, под влиянием которых формируется мотивация на завершение работы и отдых[1][2].
Монотония[править | править вики-текст]
Состояния сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающие в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде[1][2].
Сопровождаются переживаниями скуки / непреодолимой сонливости и формированием мотивации на смену деятельности[1][2].
Психическое пресыщение[править | править вики-текст]
Состояния неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, приводящие к приостановке работы или замещению выполняемых задач[1][2].
Сопровождаются в выраженном стремлении прекратить работу или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения с доминирующей мотивацией на отказ от деятельности с выраженной аффективной составляющей[1][2].
Напряженность (стресс)[править | править вики-текст]
Состояния повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающиеся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности[1][2].
Сопровождается выраженным изменением эмоциональных переживаний, отражающих доминирование мотивации на преодоление / устранение затруднений, которые могут реализоваться как в продуктивных (eu-stress), так и деструктивных формах (distress)[1][2].
Состояния работоспособности[править | править вики-текст]
Работоспособность - наличные или потенциальные возможности человека к актуализации физиологических и психологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности[1][13]
"Кривая работы" Э. Крепелина[править | править вики-текст]
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности. Впервые, проанализировав так называемую "Кривую работы" Э. Крепелин (1898) выделил 4 основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности[13][16].:
Кривая работоспособности Э.Крепелина
1. врабатывание
2. оптимальная работоспособность
3. утомление
4. конечный порыв
Факторы влияющие на "кривую работы"[13]:
· Продолжительность работы
· Мотивация (заинтересованность)
· Волевое усилие
· Привыкание
· Обучение
Динамика состояний работоспособности в процессе труда[править | править вики-текст]
"До начала" работы[17]
· Состояние «оперативного покоя» - переход от дремоты / пассивного бодрствования к активному состоянию. Неспецифическая готовность к деятельности (ожидание / генерализованная ориентировка). Поисковая активность - поиск предмета деятельности, "опредмечивание" потребности.
· «Мобилизация» – подготовка к выполнению конкретной деятельности, решению определенного круга задач. Формирование плана и стратегий выполнения. Актуализация мотивационной установки «на деятельность», конкретизация мотива деятельности.
Начальный период работы[17]
· «Первичная реакция» - переход к режиму внешнего исполнения. "Столкновение" разных планов реализации: внутреннего и внешнего. Конфликтная стадия "запуска" другой функциональной системы.
· «Гипермобилизация» - апробирование и корректировка конкретных способов выполнения деятельности, «настройка» на реальную ситуацию. Активизация процессуальных мотивов деятельности.
В процессе работы (на этапе высокой продуктивности труда)[17]
· «Оптимальная компенсация» - пластичная и эффективная регуляция процесса выполнения деятельности. Синонимичный термин – «состояние потока». Доминирование процессуальных мотивов деятельности.
· «Субкомпенсация» - сохранение нормативной / высокой продуктивности труда за счет привлечения дополнительных ресурсов (компенсаторных средств). Синонимичный термин – «компенсируемое утомление». Смещение доминирующих мотивов на достижение результата.
В процессе работы (с выраженным падением продуктивности)[17]
· «Декомпенсация» - дезорганизация в работе функциональной системы обеспечения деятельности. Выраженное падение результативности (качественное и количественное) на фоне выраженной мобилизации дополнительных ресурсов. Смена типа мотивации - доминирование мотивов на прекращение деятельности и "отдых".
· «Срыв деятельности» - распад целостного функционирования систем обеспечения жизнедеятельности. Витальная угроза (жизни, здоровью). Полный отказ от работы.
Различия в форме кривой работоспособности, характерные для разных типов ФС
Методы оптимизации ФС
Объективные методы оптимизации Ф[18]
· нормирование рабочих нагрузок;
· оптимизация режимов труда и отдыха;
· обогащение содержания труда;
· элиминация факторов «экологически вредной» среды;
· рациональная организация:
· рабочих мест;
· рабочих пространств, помещений;
· средств и орудий труда;
· изменение управленческих концепций;
· организационная культура: ценности «здорового образа жизни».
«Прямые» методы воздействия на ФС человека[18]:
· отдых и восстановление ресурсов;
· оздоровительные процедуры;
· физиотерапия;
· питание;
· фармакология (психофармакология);
· дополнительная внешняя стимуляция:
· функциональная музыка;
· цветосветовые воздействия;
· мультимедийные средства;
· суггестивные воздействия;
· гипнотерапия.