ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Уважаемый студент – заочник!
Уважаемый студент – заочник!
В ходе освоения программы курса логики и подготовки к экзамену по данной учебной дисциплине Вам необходимо выполнить контрольную работу. Приступая к выполнению контрольной работы (а каждая контрольная работа содержит несколько задач), прежде всего, следует изучить теоретические положения соответствующего раздела курса, рассмотреть примеры, а затем – обратиться к заданию, имеющемуся в Вашей контрольной работе. Рекомендуем при этом использовать справочный материал, представленный в настоящем пособии (стр. 15 - 33), а также источники, указанные в списках основной и дополнительной литературы (стр. 10 - 11).
Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с двумя последними цифрами номера зачетной книжки. Если предпоследними цифрами номера вашей зачетной книжки от 0 до 4 включительно, то из вариантов с 1 по 10 следует выбрать тот, последняя цифра номера которого совпадает с последней цифрой номера вашей зачетной книжки. Если предпоследняя цифра номера зачетной книжки от 5 до 9 включительно, то из вариантов с 11 по 20 следует выбрать тот, последняя цифра которого совпадает с последней цифрой номера вышей зачетной книжки. Например, если две последние цифры номера вашей зачетной книжки – 29, то следует выполнить вариант №9, если же номер зачетной книжки заканчивается цифрами 73, то вам следует выполнить вариант №13.
Успехов в изучении логики!
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
(для студентов заочной формы обучения)
Вариант №1
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
Ряд важнейших проблем развивающихся стран связан с переустройством их экономики.
2. Произведите противопоставление предикату в следующем суждении:
Иногда и мед не сладок.
3. Проверьте правильность вывода и укажите возможные ошибки в силлогизме:
Некоторые здоровые люди – тучны. Ни один нездоровый человек не силен. Следовательно, некоторые тучные люди не сильны.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни одна интересная поэма не останется не признанной людьми с тонким вкусом.
2. Ни одна современная поэма не свободна от аффектации.
3. Все ваши поэмы написаны о мыльных пузырях.
4. Ни одна аффектированная поэма не находит признания у людей с тонким вкусом.
5. Ни одна древняя поэма не написана о мыльных пузырях.
5. Проверьте состоятельность данного рассуждения путем построения таблицы истинности:
В бюджете возникнет дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете не возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы на общественные нужды сократятся.
6. Изобразите понятия на кругах Эйлера:
Студент; студент Уральского гуманитарного института; житель города Екатеринбурга.
Вариант №2
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
2. Произведите противопоставление субъекту в следующем суждении:
Иногда и мед не сладок.
3. Проверьте правильность вывода и укажите возможные ошибки в силлогизме:
Некоторые галстуки безвкусны. Все сделанное со вкусом приводит меня в восторг. Следовательно, я не в восторге от некоторых галстуков.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Котенок, который любит рыбу, поддается дрессировке.
2. Котенок без хвоста не станет играть с гориллой.
3. Котенок с усами всегда любит рыбу.
4. У котенка, поддающегося дрессировке, не бывает желтых глаз.
5. Котенок, у которого нет хвоста, не имеет усов.
5. Установите путем построения таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения, если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения.
б) Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшается, что ведет к изменению условий найма жилого помещения.
6. Изобразите понятия на кругах Эйлера:
Мужчина; водоплавающее животное; планета; планета Солнечной системы; спутник Земли.
Вариант №3
1. Произведите обращение суждений:
1. Некоторые государства являются города.
2. Всякое ограничение есть лимит.
2. Восстановите, если это возможно, пропущенную часть силлогизма:
Каждый человек желает добродетели, потому что каждый человек желает счастья.
3. Выясните, используя таблицу истинности, правильным или неправильным является вывод:
Если Р. серьезный политик, он не будет делать таких заявлений. А если у него есть программа, то он должен ее изложить. Р. сделал такое заявление и не изложил свою программу. Значит, он не серьезный политик, и у него нет программы.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Единственные книги в этой библиотеке, которые я не рекомендую читать, - безнравственные по своему содержанию. Все книги в твердых переплетах обладают выдающимися литературными достоинствами. Все романы вполне нравственны по своему содержанию. Я не рекомендую вам читать ни одну из этих книг в мягкой обложке.
5. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:
1. Некоторые спортсмены – Олимпийские чемпионы.
2. Немалая часть жителей нашего города ценит оперное искусство.
6. Представьте в схеме отношения между понятиями:
Ректор УрГИ, УрГИ, студенты УрГИ, приемная комиссия УрГИ, здание УрГИ, высшее учебное заведение, лучшие студенты УрГИ.
Вариант №4
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений.
2. Произведите противопоставление предикату в следующем суждении:
Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись.
3. Восстановите пропущенную часть силлогизма, если это возможно:
Зонтик – очень нужная вещь в путешествии. Отправляясь в путешествие, все лишнее следует оставлять дома.
4. С помощью таблицы истинности проверьте правильность вывода:
Если Штирлиц агент Москвы, то он постарается не возражать Мюллеру. Если Штирлиц предан фюреру, то он выскажет Мюллеру всю правду в глаза. Штирлиц весь вечер спорил с Мюллером. Следовательно, Штирлиц – предан фюреру.
5. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Эта фигура – прямоугольник. Овал – не прямоугольник. Поэту Павлу Когану нравились фигуры, которые имели углы. Овал не имеет углов.
6. Дайте логическую характеристику понятию:
Баба Яга.
Вариант №5
1. Определив вид данного суждения по объединенной классификации, сформулируйте с его субъектом и предикатом суждения всех остальных видов по объединенной классификации и установите их логическое значение (истинность или ложность), если данное суждение – истинно:
Не все талантливые люди – ученые.
2. Восстановите, если это возможно, полисиллогизм:
Преступления общественно опасны. Все хищения – преступления. Все кражи – хищения. Все тайные присвоения книг из библиотеки – кражи.
3. Получите правильный вывод, если это возможно:
Ничто беспредельное не является конечным.
Ничто предельное не является беспредельным.
4. Дайте логическую характеристику понятию:
Круглый квадрат.
5. Определите вид умозаключения, сделайте вывод и постройте его схему. Проверьте правильность вывода, построив таблицу истинности.
Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на поезд или самолет. Но достать билет на поезд или самолет не удалось, следовательно….
6. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:
Вариант №6
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
Маршал Жуков – выдающийся полководец второй мировой войны.
2. Произведите противопоставление субъекту в следующем суждении:
На обиженных воду возят.
3. Проверьте правильность вывода и укажите возможные ошибки в силлогизме:
Плохо управляемые предприятия не приносят прибыли. Железными дорогами никогда не управляют плохо. Следовательно, все железные дороги приносят прибыль.
4. Восстановите, если возможно, полисиллогизм:
1. Все сыщики стремятся быть похожими на Шерлока Холмса.
2. Все бывалые граждане стремятся вести себя осмотрительно.
3. Если некоторые преступники испытывают угрызения совести, а некоторые нет, то некоторые сыщики не стремятся быть похожими на Шерлока Холмса.
4. Если все сыщики стремятся быть похожими на Шерлока Холмса, то или некоторые преступники испытывают угрызения совести, или некоторые бывалые граждане стремятся вести себя осмотрительно.
5. Дайте логическую характеристику понятию:
Русский, который не любит быстрой езды.
6. Изобразите понятия на кругах Эйлера:
Дедушка, отец, сын, внук.
7. С помощью таблицы истинности проверьте правильность вывода:
Если Иванов является участником преступления, то он знал потерпевшего. Иванов не знал потерпевшего, но знал его жену. Потерпевший знал Иванова. Следовательно, Иванов преступник.
Вариант №7
1. Определив вид данного суждения по объединенной классификации, сформулируйте с его субъектом и предикатом суждения всех остальных видов по объединенной классификации и установите их логическое значение (истинность или ложность), если данное суждение – истинно:
Ни один дефицит не является излишком.
2. Получите правильный вывод, если это возможно:
Всякий Бог есть Ум.
Всякий человек есть Ум.
3. Установите с помощью таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения, если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения.
б) Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться, что ведет к изменению условий найма жилого помещения.
4. Дайте логическую характеристику суждению:
Пока еще не все учителя, работающие в сельских школах, имеют специальное образование.
5. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Малые дети неразумны. Тот, кто может укрощать крокодилов, заслуживает уважение. Неразумные люди не заслуживают уважения.
6. Установите отношения между понятиями:
Мед; фальшивый; поддельный; цвет; липовый; колер.
Вариант №8
1. Произведите обращение суждений:
1. Некоторые держатели акций не являются менеджерами.
2. Некоторые политики не являются либералами.
2. Восстановите, если это возможно, пропущенную часть силлогизма:
Пушкинский пророк никакого определенного призвания не имеет, … следовательно, он – не настоящий пророк (В.С. Соловьев).
3. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Я не называю день «несчастливым», если Робинзон вежлив со мной.
2. Среды всегда бывают пасмурными днями.
3. Если люди берут с собой зонты, день никогда не бывает солнечным.
4. Единственный день недели, когда Робинзон невежлив со мной – среда.
5. Всякий возьмет с собой зонт, когда идет дождь.
6. Мои «счастливые» дни неизменно оказываются солнечными.
4. Дайте логическую характеристику понятию:
Неряха.
5. Табличным способом обоснуйте (опровергните) правильность вывода:
Если бы он ей не сказал, она ни за что бы не узнала. А не спроси она его, он бы и не сказал. Но она узнала. Значит, она его спросила.
6. Представьте в схеме отношения между понятиями:
Ученый; политик; диссидент; холерик; умный; эрудит.
Вариант №9
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
2. Произведите противопоставление предикату в следующем суждении:
На обиженных воду возят.
3. Сделайте вывод из следующих суждений:
В некоторые праздничные дни идет дождь. Дождливые дни навевают тоску.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Животные, которые не брыкаются, всегда невозмутимы.
2. У осла нет рогов.
3. Буйвол всегда может перебросить вас через ограду.
4. Животных, которые брыкаются, не легко проглотить.
5. Животное, у которого нет рогов, не может перебросить вас через ограду.
6. Все животные, кроме буйвола, легко приходят в ярость.
5. Установите отношения между понятиями:
1. Человек, получивший высшее образование.
2. Доктор юридических наук.
3. Профессор.
4. Москвич.
5. Болельщик «Спартака».
6. С помощью таблицы истинности проверьте правильность вывода:
Если К. видел как Ф. садился в машину, то он за ним следит. Если Ф. поехал на машине, то он очень спешил. К. хорошо знаком с шофером. Следовательно К. следит за Ф.
Вариант №10
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
Каждая страна имеет свой гимн.
2. Произведите противопоставление предикату в следующем суждении:
Не все коту масленица.
3. Восстановите пропущенную часть силлогизма, если это возможно:
Ни один старый скряга не жизнерадостен. Некоторые старые скряги тощи.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни одна из представленных здесь картин, кроме батальных, не представляет ценности.
2. Ни одна из картин, без рам, не покрыта лаком.
3. Все батальные картины написаны маслом.
4. Все распроданные картины представляют ценность.
5. Все картины английских мастеров покрыты лаком.
6. Все картины, которые были вывешены в рамах, проданы.
5. Установите отношения между понятиями:
Юрист; поклонник творчества Аллы Пугачевой; инвалид по зрению; участник военных действий; гражданин России.
6. Определите правильность вывода, используя таблицу истинности:
Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди.
Вариант №11
1. Дайте логическую характеристику простого суждения:
Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было.
2. Произведите противопоставление субъекту в следующем суждении:
Курить запрещено.
3. Проверьте правильность вывода и укажите возможные ошибки в силлогизме:
Все львы свирепы. Некоторые львы не пьют кофе. Следовательно, некоторые живые существа, пьющие кофе, свирепы.
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Любая мысль, которую нельзя выразить в виде силлогизма, поистине смешна.
2. Моя мечта о сдобных булочках не стоит того, чтобы ее записывать на бумаге.
3. Ни оду мою несбыточную мечту нельзя выразить в виде силлогизма.
4. Мне не приходило в голову ни одной действительно смешной мысли, о которой бы я не сообщил своему поверенному.
5. Я только и мечтаю, что о сдобных булочках.
6. Всякая моя мысль, высказанная поверенному, стоит того, чтобы ее написать на бумаге.
5. Дайте логическую характеристику понятию:
Самый сильный человек планеты.
6. Изобразите понятия на кругах Эйлера, сложите их и обобщите:
Плоская замкнутая геометрическая фигура; треугольник; прямоугольник; квадрат; прямоугольный треугольник.
Вариант №12
1. Произведите превращение суждений:
Не вся информация является новостью.
Некоторые расчеты являются бартерными.
2. Восстановите пропущенную часть силлогизма:
Все, дающее жизненный опыт, полезно.
Некоторые ошибки дают жизненный опыт.
3. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни один из товаров, который был куплен и оплачен, не находится более в продаже в этом магазине.
2. Ни один из этих товаров нельзя вынести из магазина, если на нем нет ярлычка с надписью «Продано».
3. Ни на одном из этих товаров нет ярлычка с надписью «Продано», если он не куплен и не оплачен.
4. Дайте логическую характеристику понятию:
Русский литератор, являющийся лауреатом Нобелевской премии.
5. Выясните, с помощью таблицы истинности, правильным или неправильным является вывод:
Профсоюзы штата будут продолжать поддерживать губернатора, если он подпишет данный билль. А фермеры окажут ему поддержку, если он наложит на него вето. Губернатор либо не подпишет билль, либо не наложит на него вето. Значит, губернатор потеряет либо поддержку профсоюзов, либо поддержку фермеров.
6. Представьте в схеме отношения между понятиями:
Экономика; микроэкономика; макроэкономика; экономика России; микроэкономика России.
Вариант №13
1. Определив вид данного суждения по объединенной классификации, сформулируйте с его субъектом и предикатом суждения всех остальных видов по объединенной классификации и установите их логическое значение (истинность или ложность), если данное суждение – истинно:
Некоторые высказывания являются правильными.
2. Получите правильный вывод, если это возможно:
Всякий человек есть царь.
Всякий человек есть раб.
3. Дайте логическую характеристику суждению:
Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа.
4. Установите, является ли данное рассуждение состоятельным, используя таблицу истинности:
В бюджете возникнет дефицит, если не повысят пошлины. Если в бюджете не возникнет дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся. Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы на общественные нужды сократятся.
5. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Все судью должны быть объективными.
Ни один объективный человек не может быть пристрастным.
Пристрастные люди допускают ошибки.
6. Представьте в схеме отношения между понятиями:
Пищевые продукты; холодные предметы; мороженное; не пищевые продукты; кофе; кофе-глиссе.
Вариант №14
1. Произведите обращение суждений:
Всякая торговля есть операция с товарами.
Не монархи были деспотами.
2. Восстановите, если это возможно, пропущенную часть силлогизма:
Новый государь не может избежать жестокости, ибо ему угрожает множество опасностей.
3. Установите, с помощью таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
б) Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный или физический, или имущественный вред.
4. Представьте в схеме отношения между понятиями:
Равнодушие; безразличие; безучастие; сострадание; доброта.
5. Дайте логическую характеристику понятию:
Женщина.
6. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Все писатели, раскрывающие духовный мир человека, - умные люди.
2. Писатель, который не способен увлечь читателя, не является хорошим психологом.
3. Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания».
4. Только хороший психолог мог написать «Преступление и наказание».
5. Ни один писатель, не способный раскрыть духовный мир человека, не может увлечь читателя.
Вариант №15
1. Определите правильность вывода:
Некоторые американские фильмы сентиментальны и все они имеют счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.
2. Определите правильность деления и возможные логические ошибки:
Языки делятся на естественные, искусственные и мертвые.
3. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:
4. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
1. Ни одного опытного педагога нельзя считать некомпетентным.
2. Михаил никогда не допускает грубых ошибок в своей работе.
3. Ни один компетентный человек не допустит грубых ошибок в своей работе.
5. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
Мой ласковый и нежный зверь.
6. Установите, с помощью таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения, если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения.
б) Семья нанимателя может увеличиваться или уменьшаться, что ведет к изменению условий найма жилого помещения.
Вариант №16
1. Получите правильный вывод, если это возможно:
Всякий порок заслуживает порицания.
Всякая скупость есть порок.
2. Проверьте правильность деления и укажите возможные логические ошибки:
Люди в рабовладельческом обществе делились на рабов и рабовладельцев.
3. Установите, с помощью таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
б) Сдельная оплата труда может быть и индивидуальной, и коллективной.
4. Дайте логическую характеристику понятию:
Симфония Бетховена.
5. Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют следующей схеме:
6. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Мои кастрюли – единственные из принадлежащих мне вещей, которые сделаны из олова.
Все ваши подарки чрезвычайно полезны.
Ни от одной из моих кастрюль нет никакой пользы.
Вариант №17
1. Определите, какие правила силлогизма нарушены:
Некоторые потребности не являются духовными.
Все духовные потребности – человеческие.
Недуховные потребности – не человеческие.
2. Дайте логическую характеристику суждению:
Не все природные явления объяснены.
3. Табличным способом обоснуйте (опровергните) правильность вывода:
Если разбивается витрина, то включается звуковая сигнализация и одновременно поступает сигнал в милицию. Если же при разбивании витрины не поступает сигнал в милицию, то не включается звуковая сигнализация. Значит, звуковая сигнализация включается только вместе с поступлением сигнала в милицию.
4. Установите отношения между понятиями:
Юрист; поклонник творчества Аллы Пугачевой; инвалид по зрению; участник военных действий; гражданин России.
5. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
Всякое преступление должно быть наказано. Уголовные преступления осуждаются в любом обществе. Разбой – уголовное преступление.
6. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:
Вариант №18
1. Определите, какие правила силлогизма нарушены:
Никакое разрешение не является запретом.
Всякий запрет имеет пределы.
Всякое разрешение беспредельно.
2. Табличным способом обоснуйте (опровергните) правильность вывода:
Чтобы сдать экзамен по логике, достаточно знать тему «Умозаключение», а знать эту тему можно только в том случае, если знаешь предыдущие темы. М. не знает предыдущих тем. Значит, он не может сдать экзамен по логике.
3. Проверьте правильность определения и укажите возможные логические ошибки:
Религиозный человек – человек, имеющий религиозные убеждения.
4. Определите, правильный ли вывод:
Все дворяне, к которым Чичиков обращался с предложением купить у них «мертвые души», были удивлены этим предложением, но все они надеялись совершить выгодную сделку. Следовательно, все те, кто был удивлен предложением Чичикова, надеялись совершить выгодную сделку.
5. Определите распределенность терминов в суждениях:
1. Все дети любят бутерброды с маргарином.
2. А.С. Пушкин – автор романа «Евгений Онегин».
3. Не все логические задачи решаются легко.
4. Некоторые литераторы – прозаики.
6. Найдите понятия, отношения между которыми представлены в схеме:
Вариант №19
1. Произведите превращение суждений:
1. Ни одна революция не является законным действием.
2. Все, дающее жизненный опыт, полезно.
2. Восстановите пропущенную часть силлогизма:
Раб – человек, поэтому его не следует держать в неволе.
3. Установите, с помощью таблицы истинности, являются ли равносильными следующие суждения:
а) Потеряв меня, сударь, она либо умрет от печали, либо умрет с голоду.
б) Потеряв меня, сударь, она умрет от печали или с голоду.
4. Дайте логическую характеристику понятию:
Улица Екатеринбурга.
5. Дайте логическую характеристику суждению:
Не все студенты понимают огромную пользу логики.
6. Сделайте вывод из посылок, если это возможно:
«Евгений Онегин» - произведение, которое я буду читать и перечитывать. «Евгений Онегин» написан А.С. Пушкиным. Многое из написанного А.С. Пушкиным вошло в сокровищницу мировой поэзии. Ни одно произведение, вошедшее в сокровищницу мировой поэзии, не является неталантливым.
Вариант №20
1. Произведите превращение суждений:
1. Ни одна любовь не является ненавистью.
2. Всякое ограничение есть лимит.
2. Определите, какие правила силлогизма нарушены:
Всякий порядочный человек предан своему долгу.
Всякий, преданный своему долгу, - конченный человек.
Некоторые порядочные люди не конченные.