Вопрос 2. Публичность, объективная истина и законность
Вопрос 1. Понятие принципов судопроизводства. Равенство сторон и независимость суда
Принципы судопроизводства- это его руководящие идеи, основные правила деятельности.
Принцип равенства сторон - это требование предоставить им в процессе равные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов. Если же изначально стороны обладают разными возможностями, им должны быть даны и разные права, которые в этом случае уравновешивают суммарные позиции сторон.
Более слабой стороне даются дополнительные процессуальные возможности (презумпция невиновности), чтобы на равных противостоять сильному противнику - государственным органам уголовного преследования.
Принцип процессуальной независимости суда - это требование беспристрастности и объективности суда по отношению к сторонам и другим участникам производства, а также оценки доказательств исходя лишь из своего собственного (внутреннего) убеждения.
Равенство сторон и независимость суда в совокупности образуют основу состязательного процесса. Это принципы-максимы. Все другие, институционные принципы состязательного судопроизводства могут быть логически выведены из двух этих фундаментальных начал. К их числу в состязательном уголовном судопроизводстве относятся принципы: очности процесса и непосредственности исследования доказательств, свободной оценки доказательств, устности, гласности, недопустимости повторного уголовного преследования за одно и то же деяние, истины, неприкосновенности личности.
Вопрос 2. Публичность, объективная истина и законность
Уголовный процесс носит ярко выраженный публичный характер, во-первых, потому, что он как совокупность правовых норм принадлежит к публичным отраслям права, т. е. отраслям, регулирующим деятельность государственных органов и их взаимоотношения с гражданами.
Во-вторых, уголовное преследование и обвинение рассматриваются в таком процессе прежде всего как публичная (т. е. исходящая из общественных, а не частных интересов) задача государства в лице прокуратуры и органов предварительного расследования. Они обязаны возбуждать уголовные дела, раскрывать преступления и изобличать виновных в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК): как по просьбе заинтересованной стороны, т. е. в силу служебного долга, (от лат. - официальным порядком). Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения обязательно (ч. 2 ст. 246 УПК).
Публичность проявляется и в том, что государственные органы, ведущие уголовный процесс (прокурор, следователь, дознаватель, суд), а также адвокатура обязаны обеспечивать права лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. По делам частного обвинения на мирового судью возлагается обязанность от имени государства принять меры к восстановлению общественного (публичного) мира, примирению сторон (ч. 4-6 ст. 320 УПК), что также является следствием принципа публичности.
Публичность правосудия, т. е. открытость процесса, нуждается не в формально-юридической, нематериальной, или объективной, истине. Поскольку российский уголовный процесс носит ярко выраженный публичный характер, он объективно не может устраниться от цели установления истины, причем в первую очередь материальной, а не формальной. Принцип объективной истины сохраняет свое значение, хотя и не получил прямого закрепления в главе 2 УПК.
Истина - это соответствие наших знаний реальности, однако судить о ней мы можем только в рамках своего внутреннего убеждения. Обоснованное убеждение в истинности знания есть достоверность. Критерием достоверности может быть только опыт, практика, поскольку ничего другого для суждения об истине в распоряжении человека нет.
Принцип законности - общеправовое начало, которое требует неукоснительного исполнения законов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами. Это положение означает, во-первых общеобязательность, а во-вторых, верховенство закона. Согласно новому уголовно-процессуальному законодательству России, верховенство закона в уголовном судопроизводстве состоит в следующем:
1. единственными законами, которые могут быть источником уголовно-процессуального права, являются Уголовно-процессуальный кодекс и Конституция Российской Федерации, на которой он основан;
2. суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК. Установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативно-правового акта Кодексу, суд принимает решение в соответствии с Кодексом (ст. 7 УПК).