Морфология. Лексика. Синтаксис
А) Укажите частеречную принадлежность выделенных слов и их лексическое значение. В чём заключается грамматическое своеобразие этих слов?
Шоколад люкс, цвет хаки, костюм беж, ткань бордо, интересоваться хинди, поступок комильфо, вес брутто.
ОТВЕТ
(Шоколад) люкс (прил.) – высшего сорта, (цвет) хаки (прил.) – коричневато-зелёный, защитный; (одет в) хаки (сущ.) – форменная одежда из плотной ткани цвета хаки;костюм беж (прил.) – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком; ткань бордо (прил.) – тёмно-красная, (интересоваться) хинди (сущ.) – индоевропейский язык индийской группы, государственный язык Индии; (поступок) комильфо (прил.) – приличный, соответствующий правилам приличия;(вес) брутто – вместе с упаковкой.
Слова люкс, хаки (цвет хаки), беж, бордо, комильфо, брутто относятся к именам прилагательным на основании их категориального значения – обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой?. Грамматическое своеобразие этих прилагательных заключается в том, что они не изменяются по родам, числам и падежам (т.е. являются неизменяемыми); выполняют функцию несогласованного определения, связываются с главным словом по способу примыкания и стоят после него. Род, число, падеж таких прилагательных определяется синтаксически – по существительному, к которому они примыкают, например: он любит костюмы беж (мн.ч., вин. п.).
Слова хаки (одет в хаки) и хинди – имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на типичные для имени существительного вопросы кто? что?. Слово хаки является словом среднего рода, т.к. относится к разряду существительных нарицательных и неодушевлённых. Слово хинди – слово мужского рода: его определяют по роду слова язык. Число и падеж неизменяемых существительных определяется синтаксически, например: изучать восточный хинди (ед.ч., вин.п.).
Б) Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
1. Он тебе икопейки не даст.
2. А, попался! – воскликнул он.
3. Друг уехал, я жостался.
4. Я уже год живу уродителей.
Каким частями речи они могут быть в других контекстах? Приведите примеры.
ОТВЕТ
1. И – частица, А – междометие, ЖЕ (Ж) – противительный союз, У – предлог.
2. Могут быть и другими частями речи:
И – соединительный союз (Он молод и горяч), междометие (И, полно!);
А – противительный союз (Красив, а не умён), частица (Пойдем гулять, а?);
ЖЕ – частица (Я же тебе говорил);
У – междометие (У, безобразники!).
Оценка:
за определение части речи – по 0,5 балла за слово; 2 балла;
за указание на то, какими частями речи могут быть в других контекстах, – по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов). За примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов)
Итого: 8 баллов максимум.
В) Определите, какой частью речи является слово даром и какова его синтаксическая роль в приведённых ниже предложениях:
1. Он даром что старик, а сколько сил имеет!
2. Ты даром не гордись!
3. Это тебе даром не пройдёт.
Запишите возможные синонимы к слову даром в 1 и 2 предложениях.
ОТВЕТ / ОЦЕНИВАНИЕ
1. Даром что – сложный союз (1 балл) со значением уступки (+ 0,5 балла), не является членом предложения (1 балл). Возможные синонимы: несмотря на то, что…; хотя…; а ведь…(0,5 балла). Всего – 3 балла.
2. Возможна двоякая трактовка смысла этого предложения.
а) это наречие (1 балл) с функцией обстоятельства образа действия. (1 балл); синонимы: напрасно, без пользы, зря (0,5 балла);
б) это существительное в форме Тв. пад. (1 балл), в предложении является дополнением (1 балл). Синонимы: талантом (0,5 балла).
Максимум за комментарий ко второму предложению задания. Всего за п. 2 – 5 баллов.
3. Сочетание даром не пройдёт является сказуемым (1 балл), выраженным фразеологизмом (1 балл). Всего – 2 балла.
О ц е н к а .
Итого: максимум - 10 баллов.
Г) В данных примерах обозначьте графически грамматическую основу. Определите типы сказуемых в каждом предложении. Какая особенность сказуемого, весьма характерная для русского литературного языка первой половины ХIХ в., отражена в данных примерах?
1) Но мне порукой ваша честь, / И смело ей себя вверяю. (А.С.Пушкин)
2) Но разве ты забыл, что жизнь твоя ценою примиренья? (В.А.Жуковский)
3) Он почтёт себя и весь род свой оскорблённым, услышав, что однофамилец его лекарем. (И.И.Лажечников)
ОТВЕТ
1) Но мне порукой ваша честь, / И смело ей себя вверяю. (А.С.Пушкин)
2) Но разве тызабыл, что жизнь твоя ценою примиренья? (В.А.Жуковский)
3) Онпочтёт себя и весь род свой оскорблённым, услышав, что однофамилец его лекарем. (И.И.Лажечников)
Общая синтаксическая особенность всех приведённых предложений заключается в употреблении формы творительного падежа имени существительного в именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, указывающей на настоящее время.
Оценка:
До 6 баллов: по 1 баллу за каждую правильно обозначенную грамматическую основу и верно определённый тип сказуемого (6 основ).
До 4 баллов в зависимости от полноты раскрытия выделенных полужирным шрифтом 3 содержательных элементов письменного ответа: общая синтаксическая особенность всех приведённых предложений заключается в употреблении формы творительного падежа(2 балла)имени существительного в именной части составного именного сказуемого (1 балл) при нулевой связке(1 балл), указывающей на настоящее время. В современном языке нормой является в этом случае именительный падеж, а форма творительного падежа употребляется только при глаголе-связке в прошедшем и будущем времени. Ср.: Они рабы (но: они были рабами, они будут рабами)
Итого: 10 баллов максимум.
Оценивание
задания | критерии | количество баллов |
А | определение части речи (по 0,5 балла за каждое слово) | 3,5 |
указание лексического значения выделенных слов (по 0,5 балла за каждое) | 3,5 | |
грамматический комментарий (по 1 баллу за каждый) | ||
Б | определение части речи (по 0,5 балла за каждое слово) | |
указание на то, какими частями речи эти же слова могут быть в других контекстах (по 0,5 балла за каждую часть речи (до 3 баллов)) | ||
примеры – по 0,5 балла (до 3 баллов) | ||
В | подробная разбалловка − см. ответ | |
Г | подробная разбалловка - см. ответ | |
Максимальное количество баллов |
Задание 7