Методика обследования черепно-мозговых нервов

Нерв Методика обследования Норма
I (n. olfactorius) У детей старшего возраста закрываем одну ноздрю, тестируем нерезкие запахи поочередно (запах хлеба, духов). У детей грудного возраста используем нашатырный спирт, оцениваем мимику. Обоняние сохранено с обеих сторон
II (n. opticus) Характеристики: острота зрения, широта полей зрения, состояние глазного дна, цветоощущение. Педиатром оценивается только цветоощущение Цветоощущение сохранено
III, IV, VI (nn. oculomatorius, trochlearis, abducens) 1. Реакция зрачков на свет Закрываем оба глаза ребенку: суженый в темноте зрачок расширяется под воздействием света.   2. Реакция содружественной реакции зрачков на свет Закрываем один глаз и при этом оцениваем реакцию второго зрачка 3. Аккомодация и конвергенция Приводим молоточек к носу ребенка, при этом глазные яблоки сходятся, зрачки суживаются. Отводим молоточек от носа – зрачки расширяются, глазные яблоки расходятся.   4. Симптом «заходящего солнца» ребенка быстро переводим из горизонтального в вертикальное положение –глазные яблоки поворачиваются вниз и в середину, верхнее веко частично прикрывает радужку, видна склера.   5. Симптом Грефе Отмечается отставание верхнего века, при движении глазного яблока вниз, при этом видна полоска склеры     6. Нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный) Водим молоточком вверх, вниз, вправо, влево   7. Косоглазие (вертикальное, горизонтальное, сходящееся, расходящееся) Рефлекс живой, симметричный с обеих сторон   Содружественная, симметричная с обеих сторон     Аккомодация и конвергенция живая, симметричная   Патологический симптом, наблюдается при внутричерепной гипертензии     Положительный патологический симптом (при параличе верхнего века, внутричерепной гипертензии, ДТЗ)     Горизонтальный/вертикальный нистагм     Не отмечается в норме Сходящееся -при поражении n. abducens, Расходящееся - n. oculomotorius Вертикальное – nn. trochlearis et oculomotorius
V (n. trigeminus) 1. Чувствительная часть (болевая чувствительность) Острым и тупым кончиком иглы дотрагиваемся до кожи лица и рук ребенка на симметричных участках. Ребенок с закрытыми глазами отвечает «остро, тупо».   2. Двигательная часть Роговичный и конъюнктивальный рефлекс: нижнее веко отодвигаем вниз, стерильным ватным тампоном дотрагиваемся до склеры и конъюнктивы. Реакция живая, симметричная   Ребенок моргает Реакция живая, симметричная  
VII (n. facialis) Оценить симметричность половин лица, носогубных складок, расположение языка,. 1. попросить нахмурить брови 2. попросить зажмурить глаза Симптом «заячъего глаза» (не закрывается один глаз) 3. попросить оскалить зубы асимметричность расположения уголков рта 4. попросить надуть щеки Симптом «палатки» – невозможность симметрично надуть обе щеки Реакция симметричная     Патологический симптом   Патологический симптом   Патологический симптом
VIII (n.vestibulocochlearis) 1. Оценить слух ребенка С расстояния 3м оценить шепотную речь, отдельно для каждого уха 2. Нарушение равновесия - в позе Ромберга (простая, усложненная) 3. Координация движений – оценить по походке, пальценосовая и коленно-пяточная проба Слух сохранен, симметричен   Устойчивость   Без промахиваний
IX, X (nn. vagus et glossopharingealis) Оценить глотательный рефлекс, симметричность мягкого неба. Наличие поперхиваний, охриплости, гнусавости голоса, дисфонии, афонии. Рефлексы живые, симметричные Патологические симптомы
XI (n. accessorius) Осмотр и пальпация m. sternocleidomastoideus. Оценить возможность поворота головы в сторону, приведение лопаток к средней линии Нормотрофия мышцы Движения симметричные, в полном объеме
XII (n. hypoglossus) Оценить расположение языка в ротовой полости, после чего высунуть язык Отклонение в стороны, дизартрия, анартрия Симметричное   При патологии

Наши рекомендации