Обработка и анализ собранной информации и результатов экспериментального исследования
а) Сведение (обработка) результатов исследования. На этом этапе приводят в порядок, систематизируют, проверяют на достоверность или осуществляют статистическую оценку собранных материалов. В дальнейшем им придают удобные для анализа формы (таблицы, графики, математические формулы, уравнение и т. п.).
Обобщенные результаты исследования могут оказаться недостаточно достоверными или статистически значащими. Учитывая это возникает необходимость собрать дополнительный исследовательский материал, проведя исследование (наблюдение, измерение, эксперимент и т. п.) в тех же самых условиях, что и основные.
б) Теоретический анализ результатов исследования. Обобщенные результаты исследования всесторонне изучают и анализируют, уделяя внимание осознанию и установлению сущности и связей между исследуемыми факторами, процессами, явлениями. Определяющими при обработке результатов исследования являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Отдельно их применяют только во время изучения одиночных явлений или процессов. Для анализа многочисленных результатов, связанных со сложными процессами, явлениями, используют их комбинирование.
Исследовательские данные анализируют, сравнивая с гипотезой исследования. Результаты сравнения охватывают такие возможные случаи:
— сформулированные в гипотезе предположения целиком согласовывают с результатами исследования. Благодаря этому становится возможным формулирование новых, подтвержденных исследовательскими данными теоретических положений или закономерностей;
— результаты исследования лишь частично согласовывают с выдвинутыми в гипотезе предположениями, а иногда противоречат некоторым из них. Вследствие этого возникает необходимость изменить формулирование основных положений гипотезы, чтобы они отвечали полученным исследовательским данным. Для подтверждения правомерности изменения гипотезы проводят приложения, корректируя исследование, и только после них делают окончательные обобщения;
— гипотеза не подтверждается исследовательскими данными. Это является основанием для критического анализа, просмотра, проведение новых исследований.
Даже отрицательные результаты исследования имеют свою ценность, поэтому не следует недооценивать их значение. Во многих случаях они помогают правильно изменить представление исследователя об исследуемых объектах, процессах или явлениях.
8. Разработка выводов и предложений.
На основе анализа формулируют выводы или предложения. Результативность такой работы в значительной мере зависит от уровня квалификации и эрудиции исследователя, его умения сжало, четко и понятно раскрыть, оценить новое и существенное, что является результатом исследования, определить пути дальнейших поисков. Выводы не должны быть весьма объемными. Оптимальный их объем – не больше 5–10 положений. Кроме того, важное значение имеют и негативные результаты исследования, когда доказывается ложность какой-лббо теории, подходов, концепций.
9 Литературное оформление результатов исследования. Все материалы исследования систематизируют и готовят для обобщения и литературного оформления.
10. Оформление работы, всех ее компонентов. Описание использованных источников и создание приложений.
Об этом позднее.
11. Апробация результатов.
На научных конференциях, симпозиумах, совещаниях, на которых публикуются результаты исследования в устной или письменной форме. Апробация дает возможность оценить количественные показатели работы исследователя через количество публикаций по теме и индекс цитируемости автора.
12. Подготовка к защите и защита научного исследования.
13. Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования становятся научной продукцией (научным продуктом) тогда, когда их начинают применять на практике (в образовании, на производстве, в государственном управлении, здравоохранению и т. п.).
Внедрения классифицируют по форме материального воплощения (учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации, средства обучения, государственные стандарты, алгоритмы и программные средства, методы и средства обеспечения исследований, технологические процессы, конструкции сооружений, машин, приборов, производственного оборудования; средства автоматизации и управление объектами и процессами и т. п.) и рабочей функцией внедряемых результатов (организация и управление учебным процессом; осуществление мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний; изготовление продукции; эксплуатация зданий, сооружений и транспортных средств; функционирование систем организации и управление и т. п.).
Процесс внедрения охватывает два этапа. Сначала обобщенные результаты исследования подвергают исследовательской проверке в практических условиях (в учебном процессе, на производстве, в лечебной практике). Успешная исследовательская проверка результатов исследования предшествует их широкому внедрению (в серийное производство) или обязательному применению (в учебном процессе, лечении и т. п.).
14.Оценивание значимости результатов исследования. Следствия внедрения результатов исследования в практику могут быть самыми разными: обеспечивать экономический (сокращение денежных затрат на производство продукции), социальный эффект (рост производительности работы, повышение уровня образованности, трудоспособности, улучшение условий обучения или работы, сохранение здоровья людей). Оценивают эффективность результатов научных исследований на основе специальных методик.
Итак, применение общей схемы осуществления исследования имеет целью упорядочения работы над решением проблемы. Соблюдение последовательности этапов научного поиска обеспечивает высокий профессиональный уровень исследования и эффективность его внедрения.