Устное народное творчество
Выпускник научится:
· осознанно воспринимать и принимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
· выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
· видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть
черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
· учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
* определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
* выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
* пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
* выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
· выделять необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
· сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
· рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
· сочинять сказку ( в том числе и по пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
· сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
· выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
· устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XYIII в. Русская литература XIX- XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература.
Выпускник научится:
· осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
· воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
· определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
· выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
· определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
· анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
· создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
· сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах ;
· работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться :
· выбирать анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста ;
· дифференцировать элементы поэтики художественного текста , видеть их
художественную и смысловую функцию;
· сопоставлять « чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
· оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
· создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
· сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно( или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
· вести самостоятельную проектно- исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Формы текущего контроля:
промежуточный:- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
-выразительное чтение, в том числе и наизусть.
- развернутый ответ на вопрос
- сочинение на литературную тему
- сообщение на литературную и историко-литературную темы
- презентации проектов
итоговый:
- анализ стихотворения
- развернутый ответ на проблемный вопрос
- литературный ринг
- выполнение заданий в тестовой форме.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 5 классе — 105 ч. ( в неделю 3 часа).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.