Логико-структурный анализ проекта

Определение необходимости или потребности, которая стимулирует проект, поможет сформулировать его цели. Для формирования целей и плана достижения результата применяется ЛСП - логико-структурный подход (LFA – Logical Framework Approach). Сам по себе ЛСП был разработан в конце 60-х годов XX века Агентством международного развития США (USAID) для планирования, управления и оценки деятельности в области международного развития. Сегодня наличие логико-структурной схемы (ЛСС) фактически является стандартом при оформлении заявок на финансирование различного рода проектов не только в Европе и США, но и на территории многих постсоветских стран. [5, с.10]. При планировании определяется общая цель на уровне итогового результата проекта, эффекта от его реализации, цель самого проекта, что требуется для ее достижения (промежуточные результаты или задачи), порядок действий. Результатом является логико-структурная схема, которая позволяет оценить поставленные задачи, представленный план действий по их выполнению и все влияющие на него факторы. Она представляет собой таблицу, содержащую всю ключевую информацию: основные цели проекта и промежуточные этапы. [5, с.70]. Таким образом, логико-структурный подход позволяет обеспечить взаимосвязь мероприятий результатов и целей, выявить противоречия в логике на этапе планирования. Рассмотрим применение логико-структурного подхода для исходного проекта.

В качестве первого этапа ЛСП выступает анализ проблем. Для выбранной отрасли производится идентификация основных участников и заинтересованных лиц, выявление ключевых проблем и установление причинно-следственных связей. Результатом является дерево проблем, которое строится по следующему принципу: если проблема оказывается причиной, она помещается уровнем ниже; если проблема оказывается следствием, она помещается уровнем выше; если проблема не является ни причиной, ни следствием, она помещается на тоже самый уровень. Таким образом, выявляется центральная проблема.

Для анализа потребительского рынка были выявлены следующие проблемы:

· зависимость от поведения потребителя

· зависимость от доходов населения

· поведение производителя

· высокая территориальная дифференциация в уровне развития потребительского рынка, дискриминирующая потребности сельского населения, проживающего в отдаленных и малочисленных поселениях

· растущие барьеры входа в крупные сетевые компании

· избыточность данных

· проблемы с качеством продукции

Для данного списка выполнено построение дерева проблем:

Логико-структурный анализ проекта - student2.ru Логико-структурный анализ проекта - student2.ru

Рисунок 2.1 – Дерево проблем

После данного шага выполняется переформулирование проблем в цели (путем применения логического отрицания). Центральная проблема дерева проблем становится главной целью проекта, иерархия целей сохраняется, т.е. отношения «причина-следствие» становятся отношениями «цель-средство».

Для проекта дерево целей представлено на рисунке 2.2.

Логико-структурный анализ проекта - student2.ru Логико-структурный анализ проекта - student2.ru

Рисунок 2.2 – Дерево целей

Цели должны соответствовать формулировке «SMART», т.е. быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), достижимыми (achievable), актуальными (relevant) и ограниченными во времени (time-bound).

В качестве следующего шага выполняется выбор стратегии, который представляет собой выбор группы тесно взаимосвязанных целей, которая будет включена в проект. После выбора стратегии выполняется окончательная формулировка целей. При этом цели могут быть приоритезированными, т.е. включать в себя цели первого и второго порядка (см. рис. 2.3). Логико-структурный анализ проекта - student2.ru

Рисунок 2.3 – Анализ стратегии

Четвертым этапом происходит разделение целей на те, которые попадут в проект и те, которые останутся вне рамок проекта, при этом все цели должны быть разделены на четыре уровня: уровень главной цели, уровень цели проекта, уровень результатов и уровень мероприятий действий (см. рис. 2.4).

Логико-структурный анализ проекта - student2.ru

Рисунок 2.4 – Выделение целей

После этапа анализа наступает этап планирования, результатом которого является логико-структурная матрица (ЛСМ) проекта. Она четко излагает логику вмешательства проекта и описывает важные допущения и риски, лежащие в основе этой логики. Это обеспечивает основу для проверки выполнимости проекта. ЛСМ представляет собой таблицу или матрицу, имеющую четыре колонки и четыре строки. Вертикальная логика устанавливает, что проект намеревается делать, проясняет причинно-следственные связи и выявляет важные допущения и неопределенности, лежащие за пределами контроля менеджеров проекта. Горизонтальная логика связана с измерением эффективности проекта и затраченных проектом ресурсов через спецификацию важнейших показателей и средств, с помощью которых показатели будут измеряться. ЛСМ проекта подсистемы электронного офиса представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Логико-структурная матрица проекта

Описание проекта Объективно проверяемые показатели Источники проверки Допущения
Общая цель:уменьшение расходов организаций, связанных с хранением и обработкой документов · скользящее удержание пользователей средства аналитики, отчеты о продажах  
Цель проекта: разработка системы, обеспечивающей: · сохранность документов; · удаленный доступ к системе · возможность поиска · контроль перемещения · контроль версий   · удовлетворенность клиентов   отзывы клиентов, маркетинговые отчеты · Соответствие бизнес-требованиям клиентов
Ожидаемые результаты: система виртуального офиса, обладающая следующими свойствами: · интуитивный интерфейс · онлайн доступ, web-интерфейс · механизмы индексирования и поиска · механизм контроля версий · количество пользователей · прибыль от проекта инструменты аналитики, клиентская база, счета компании · Востребованность конечного продукта · Устойчивый рост клиентов · Ожидаемый уровень прибыли

Продолжение таблицы 2.1

Описание проекта Объективно проверяемые показатели Источники проверки Допущения
Мероприятия: · анализ рынка · разработка и развертывание программного продукта · комплекс маркетинговых мероприятий · Финансовые средства · рыночная информация · сегментация рынка · тенденции рынка · Сроки разработки счета компании, бюджет проекта, инвестиционный план, маркетинговые исследования, бизнес-план, календарный план проекта, отчеты о выполнении · Наличие ниши на рынке · Наличие ресурсов для разработки · Адекватная квалификация команды  

Литература:

Готин С.В. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности / С.В. Готин, В.П. Калоша. – Москва: ООО «Вариант», 2007. – 118 c.

Наши рекомендации